Проценка поставщиков автозапчастей, снижающая ручной труд на 90%

Здравствуйте, я Рустам Кутлубаев из Sort1.ru.

Главное действие в запчастях это проценка. Проценивать нужно как собственное наличие, так и поставщиков. И лучше делать это одновременно, чтобы не закупить, то, что уже есть, и видеть актуальную рыночную цену, чтобы складской товар продать дороже, если в опте цена стала выше. Поэтому "Какой поисковик для проценки выбрать?" – первый по популярности вопрос в запчастях.

Если магазин небольшой, не составит труда вручную обработать десяток заказов в день. Своё наличие и поставщиков можно проценить вручную, перебирая по одному. Но что делать, если количество заказов перевалит за несколько десятков в день? С одной стороны — замечательно, бизнес растёт. С другой – объём ручного труда отнимает время, раздражает покупателей и ведёт к ошибкам. Рассказываем, как профессиональный поисковик сокращает издержки от рутинных операций и повышает прибыль магазина.

Проценка происходит с использованием артикульных номеров. Это специфика торговли автозапчастями. Что такое артикул и какими они бывают? Это уникальный номер, присвоенный производителем запчасти. У любой детали есть оригинальный, или изначальный, артикул, который задаётся изготовителем автомобиля на стадии проектирования, и кратко называется «оригиналом».

Одну и ту же деталь могут выпускать разные производители, и каждый присваивает свой артикул, и он будет аналоговый по отношению к "оригиналу". Его так и называют, «аналог».

Артикулы оригинала и аналогов связаны между собой, для этого существуют базы кросс-номеров в электронном виде. Они показывают связки аналогов с оригиналом и наоборот.

Покупатель, пришедший в магазин, как правило, не знает артикула запчасти. У него с собой только техталон с VIN-номером машины и словесное описание детали.

Продавец, используя специальные каталоги, по VIN-у находит оригинальный артикул искомой запчасти. Далее, если нет продвинутого поисковика, ищет запчасть у себя в магазине, а если её нет, перебирает (проценивает) сайты поставщиков.

Такой поиск желательно произвести быстро, но действий при этом нужно совершить множество. Перечисляем какие, и сколько времени на это потратит опытный продавец:

Скопировать артикул из каталога, перейти в складскую программу, найти деталь и закинуть в предварительный заказ. 1 минута.

Но на складе обычно держат аналоги, т.к. оригинал дорог и не слишком востребован. Поэтому поиск аналогов надо провести обязательно, чтобы дать выбор покупателю и не затоварить склад, заново купив имеющийся аналог.

Как определить аналоги, зная только оригинальный артикул? Очевидно, по базе кросс-номеров. Многие, не желая тратить на неё деньги, используют сайты Эмекса или Экзиста. Допустим, на определение 3-4 аналогов уйдёт ещё 2 минуты.

Каждый надо вбить в складскую программу и проверить наличие. На это потратится ещё 2-3 минуты.

Часто на складе не оказывается ни оригинала, ни аналогов. А 4-5 минут прошли!

Продавец бросается к сайтам поставщиков, — он же не хочет упустить покупателя, стоящего у прилавка, верно?

В темпе по оригиналу и аналогам находит приемлемые цены и сроки поставки, запоминает или сводит в таблицу, наценивает и, наконец, предъявляет покупателю. Это ещё 4-5 минут. Итого около 10 минут на одну деталь!

Как всё это проделать, не тратя уйму времени и не разозлить покупателя долгим ожиданием?

Ответ прост: заведите программу для WEB-проценки, хотя бы простенькую.

Программ для проценки запчастей много, как выбрать подходящую именно вам?

Наиболее распространённые программы проценивают прайс-листы, присылаемые поставщиками ежедневно или реже. В них так же можно подгружать свои остатки, чтобы не закупить то, что уже есть.

Вот по этим прайсам товар обнаруживается в магазине и у поставщиков. А если имеется встроенная база кроссов, то обнаружатся и аналоги. Удобно, правда? Но у прайсовой проценки есть существенный изъян .

Главный — это неактуальность данных, - достоверность теряется сразу же после загрузки. Количества и цены могут измениться, и вы закажете товар, которого нет. Если он под клиента, то начнётся суета с перезаказом, отодвинется срок выдачи и, скорее всего, повысится цена. Это наверняка разозлит покупателя, и вы его потеряете.

Другие недостатки «прайсового» проценщика — невозможность размещения заказа и отслеживания статусов. Ну там, в работе заказ, отгружен или, к примеру, отказан в поставке. Для этого надо открывать сайты и смотреть там.

Почти 100%-ую достоверность предоставляет ВЕБ проценка, потому что показывает информацию напрямую с сайтов поставщиков. С ней вероятность повышения цены или уменьшения количества гораздо ниже, если, конечно, не тянуть с заказом найденного товара.

Реально «онлайновых» программ для проценки немного

Часто, называющие себя таковыми, на деле являются прайс-листовыми, а подключение онлайна обставляют условиями или берут дополнительную плату. Причина в стоимости поддержания непрерывной связи с сайтами поставщиков.

Неудивительно. Поисковики содержат десятки и даже сотни поставщиков, и к каждому ведёт свой плагин (программа) для считывания данных. В случае изменений на сайте поставщика, что происходит довольно часто, плагин не работает, и поставщик выпадает из поиска.

Чтобы такие сбои отслеживать и исправлять, содержится штат программистов, а это недёшево.

Действительно онлайновый поисковик — это программный спрут с множеством щупалец-программ, тянущихся к поставщикам. И таких поисковиков, повторимся, немного.

Они есть у известных платформ для интернет-магазинов, у некоторых программ для автосервисов, а также есть независимые, самостоятельные поисковики.

Среди них есть свои троечники и отличники.

Одни поисковики производят простую проценку и показывают возможные аналоги, демонстрируемые поставщиками. Аналоги на собственном складе они не покажут, т.к. не имеют своей базы кроссов. И для размещения заказов нужно открывать сайты поставщиков, вновь находить деталь и зазмещать.

В других поисковиках есть встроенные базы кросс-номеров, а заказ поставщику реализован прямо из программы. Найденную запчасть тут же можно закинуть поставщику и заказать.

Третьи пошли ещё дальше, и демонстрируют текущий статус заказанных деталей, которые "забираются" с сайтов поставщиков в онлайн режиме. Это позволяет быстрее реагировать на отказы в поставке.

С ВЕБ проценщиком работа магазина облегчается значительно

На нахождение детали в магазине и у поставщиков уходят секунды. Если товара нет в наличии, на определение лучшего поставщика и размещение заказа понадобится от силы минута-полторы. Покупатель за это время точно не заскучает.

Очевидно, что магазину с миллионным оборотом такой поисковик жизненно необходим. Он на 90% сокращает рутинные процессы поиска, минимизирует количество продавцов и увеличивает пропускную способность магазина. Однако, он ценен не только этим. Помните, в начале обзора мы утверждали, что WEB-проценка увеличивает прибыль магазина?

Проценщик стоит каких-то денег, следовательно, он снижает, а не увеличивает прибыль, скажете вы. Поясняем, как и где образуется прибыль.

Во-первых, с проценщиком товар всегда закупается на минимуме цены, и на этом экономия составляет минимум 4-5% в сравнении с ручной проценкой. А это, при закупках на один миллион рублей в месяц, целых 40-50 сэкономленных тысяч ежемесячно! Доводы "бывалых" закупщиков, мол, я и так знаю, где дешевле, не работают и ведут к переплате. Если у вас 10-15 поставщиков, даже суперпрофессионал не угадает, у какого поставщика сегодня, сейчас, цена детали, что он ищет, минимальна. Да и возможность объявления акций, скидок и распродаж никто предугадать не может. Методичный «опрос» всех поставщиков при каждой проценке – залог того, что вы никогда не переплатите и предложите покупателю минимально возможную цену.

Во-вторых, вы не будете вестись на бесхитростную уловку некоторых поставщиков, которые сулят дополнительные скидки за объём закупок, привязывая вас к высоким ценам. В этом легко убедиться с помощью калькулятора и проценки широкого круга поставщиков, имеющихся рядом с вами.

Во-третьих, поставщики реагируют на загадку «запросы есть, покупок нет». Дело в том, что ваши запросы поставщики анализируют, привели они к покупкам или нет. Если вы запрашиваете, но не покупаете, поставщики обязательно поинтересуются, почему. Ваш ответ, что их цены выше, чем у конкурентов, зачастую ведёт к дополнительному снижению цен, скажем, ещё на 2-3%. От миллиона это составит нелишние 20-30 тысяч в месяц. И чем шире круг поставщиков, тем ниже цены!

Свойства продвинутого поисковика, описанного выше, в полной мере присущи Sort1. Он был создан 7 лет назад для собственных нужд. Тогда мы торговали запчастями, и для закупок требовался быстродействующий поисковик.

На сегодняшний день Sort'ом пользуются сотни закупщиков, и мы постепенно наделили его множеством практичных функций. Таких, как отслеживание заказов, перезаказ отказных деталей, групповой поиск, привязка заказа к покупателю. А поисковая выдача имеет целый набор настроек, делающей её предельно информативной.

Sort1 умеет показывать статусы размещённых заказов, как они представлены на сайтах поставщиков. Это помогает быстро реагировать, если поставщик отказал в поставке. Для наглядности отказы мы подкрашиваем красным. Зелёный цвет означает, что деталь отгружена. Если детали не подкрашены, значит, они ещё в работе. Одного взгляда на заказы достаточно, чтобы начать действовать. То ли приглашать покупателя получить заказ, то ли перезаказать отказные позиции и не сорвать срок выдачи.

Окно отслеживания заказов
Окно отслеживания заказов

Привязка заказа к покупателю в Sort1 реализована через примечание. В специальном поле можно вписать имя, авто, телефон или данные об оплате.

Для закупщика, пополняющего склад, и заказывающего десятки и сотни наименований зараз, в Sort1 предусмотрена групповая проценка, или поиск списком.

Поиск списком
Поиск списком

Если магазин при закупках отдаёт приоритет каким-то брендам (потому что считает более качественными) или определённым поставщикам (которые платят хорошие ретро-бонусы*), в Sort1 предусмотрена группировка по бренду и поставщику. При этом наглядно становится видно минимальную цену нужного бренда у приоритетного поставщика.

Группировка по бренду и поставщику
Группировка по бренду и поставщику

Резюмируя, вот наши советы, на что обратить внимание при выборе WEB проценщика:

1. В дополнение к проценке поставщиков должен быть поиск по своему складу с учётом кросс-номеров,

2. Должна быть автоматическая загрузка прайс-листов от поставщиков, не имеющих интернет-магазина,

3. Поисковые данные должны сортироваться по сроку поставки и количеству,

4. Неплохо, если имеется группировка по бренду и поставщику,

5. Замечательно, если есть групповой поиск для проценки списком, что удобно при массовых закупках,

6. Заказ поставщику должен размещаться, не покидая поисковик.

7. Заказы должны запоминаться в том виде, в каком товары были закинуты в корзину. Это удобно для привязки заказа к клиенту.

8. Должно иметься отслеживание заказов, когда наглядно видно, каково состояние заказа в данный момент.

9. При отказе поставщика в поставке должна быть возможность перезаказа прямо из заказа клиента, чтобы не задвоить заказ и не запутаться

Помните, что выбор проценщика – это долгосрочная инвестиция

Каждый рубль, вложенный в "правильный" поисковик, не только многократно окупается, но и уменьшает время выполнения рутинных операций вплоть до 90%. А время, как известно, тоже деньги. Сотрудничайте с проверенными поставщиками, ищите отзывы и рекомендации.

На базе поисковика Sort1 мы создали программу, управляющую не только закупками, но и магазином в целом. Читайте об этом наш обзор, а также заходите к нам на сайт.

*Ретро-бонус – это стимулирующая выплата поставщика покупателю за определённое количество проданных или закупленных товаров

Начать дискуссию