2020 год внес коррективы во все, в том числе в интернет-маркетинг и SEO. Начавшиеся в прошлом году тренды – переход в онлайн, автоматизация eCommerce, укрупнение выдачи и другие – будут развиваться и набирать обороты в новом году. Мы в агентстве-интеграторе MST решили разобраться, что будет происходить в SEO в ближайшее время.Автоматизация eCommerceМассовый переход бизнеса из офлайна в онлайн сохранится, но станет более системным. Те, кто ранее не слышал про digital, теперь понимают, что можно существенно оптимизировать свою работу – поэтому выстраивают стратегию перехода в онлайн. Цифровизация бизнеса позволяет снизить стоимость продукции и стать более конкурентными. Чтобы это произошло, достаточно использовать 2 инструмента. Автоматизация CRM поможет оптимизировать не только процесс оплаты, но и доставку, возврат, общение с клиентами, а сквозная аналитика позволит оцифровать все показатели и максимально эффективно управлять процессами и рекламными каналами.Укрупнение выдачи и каннибализация трафикаВ результате своего развития алгоритмы Яндекса пришли к тому, что самыми полезными для пользователя являются те сайты, где больше всего релевантных предложений. Тренд на объединение интернет-магазинов в маркетплейсы с помощью расширения ассортимента и партнерских программ в 2021 году усилится. Часть высококонкурентных поисковых запросов уже не имеют органической выдачи на первом экране – все свободное место занимают сервисы Яндекса: платная реклама, поисковые колдунщики, Яндекс.Острова.По данным исследования Backlinko и ClickFlow Finds, более 70% всего трафика от базовой частоты запроса получают именно сайты с первой страницы выдачи. В ближайшие 2 года маркетплейсы и агрегаторы с гигантским ассортиментом примерно на треть займут первое место в поисковой выдаче по 90% коммерческих запросов, поэтому стоит задуматься о продвижении на маркетплейсах и в агрегаторах, в том числе и для того, чтобы добиться монополизации выдачи, то есть, максимально присутствовать в первых ее результатах.Новый вид продвиженияВ ближайшие пару лет, вероятнее всего, SEO перейдет из оптимизации под ПС в оптимизацию и продвижение в агрегаторах и прочих сервисах.Плюсы от такого продвижения:Упрощенные алгоритмы ранжирования в агрегаторах и сервисах Яндекса.Возможность попасть на первый экран в рамках Яндекс.Острова или поискового колдунщика.Продвижение в органической выдаче за счет траста и объема предложений агрегаторов.Пока конкуренция в этих сервисах не так высока, поэтому лучше начинать продвижение уже сейчас, в 2021.Персонализация контентаОриентация на объем ассортимента и более точечную кластеризацию привела к тому, что сайты стали разрастаться с неимоверной скоростью. И не за счет полезного контента, а за счет мусорных страниц.В 2020 году Яндекс изменил свою политику и усилил влияние алгоритма, отвечающего за качество страниц сайта. Поэтому малосодержательные ресурсы начали помечаться как «Недостаточно качественные»: шаблонно созданные, плохо заполненные карточки товаров и прочие.Персонализация и локализация выдачиК факторам ранжирования добавляются все новые и новые: от геопозиции пользователя до истории посещения им сайтов или истории поисковых запросов. Это делает выдачу все более и более персонализированной.В 2021 году не достаточно просто продвижения под высококонверсионные коммерческие запросы. Важно учитывать касания пользователя с брендом и его отношение к нему.Яндекс.ВегаВ 2020 году развивался новый алгоритм - Яндекс.Вега, который изменил принцип работы поисковой сети. Во-первых, общее качество поиска повысилось: теперь поисковая база составляется с помощью нейросетей, которые распределяют документы из базы по «смысловым кластерам». Во-вторых, новая технология мобильного поиска – пререндеринг – загружает предварительные результаты поисковой выдачи, угадывая, каким будет полный текст запроса по первым написанным человеком словам. Результаты мобильной выдачи таким образом загружаются быстрее. В-третьих, с помощью локальной выдачи Яндекса теперь можно решать задачи на уровне района или даже дома. Если вы в поиске введете запрос «подключить интернет», вам будут показаны провайдеры, которые находятся рядом с вами. Если человек заходит на сайт, и содержимое удовлетворяет его потребность как пользователя, то сайт с большей вероятностью будет показан тем, кто вводит подобные запросы и находится примерно в той же локации. Неважно, высококонкурентна ваша ниша или нет, делайте упор на пользу сайта, чтобы его видели больше людей. В-четвертых, теперь люди помогают делать поиск лучше. Яндекс внедрил новые алгоритмы ранжирования, для которых ключевым фактором является оценка асессора – человека, являющегося эксперта в той или иной сфере. Таким образом, ответы на сложные запросы становятся более полными и понятными. Новый подход к работе с содержанием сайтовВ 2020 году был анонсирован еще один новый алгоритм Яндекса – YATI (Yet Another Transformer with Improvements). YATI – это новая технология нейро-анализа текста, в рамках которой алгоритмы поисковых систем учатся распознавать связь между запросом и содержанием документов.Вот что нужно делать, чтобы адаптироваться к YATI в 2021 году: Почистить структуру сайта от всего малоинформативного и некачественного.Доработать содержание сайта на основе контентной аналитики.Качественно проанализировать семантическое ядро, чтобы максимально закрыть интент пользователя в рамках одного лендинга.Поработать с более широкими кластерами семантического ядра.Поработать с логами внутреннего поиска и FAQ-разделами сайта.Оптимизация контентаВ 2021 году появятся новые типы носимых устройств с технологиями дополненной реальности. Поэтому перед наполнением контентом сайта рекомендуется провести оптимизацию изображений под визуальный поиск. Вот что важно помнить:Картинки должны быть полезными и информативными.Лучше всего использовать BMP, GIF, JPEG, PNG, WebP и SVG.Картинки нужно использовать в том размере, в котором они будут на сайте, и при необходимости сжимать.Лучше всего располагать картинки в соответствии с логической структурой сайта – то есть, у каждой картинки должно быть свое, определенное место.Добавляйте к изображениям тематические теги, чтобы поисковые системы могли сортировать и отображать их правильно.Борьба за кликOn-SERPВ связи с монополизацией трафика поисковыми системами количество трафика, передаваемого на сайт, падает с каждым годом, особенно в мобильной выдаче. Трафик забирают блоки ZeroClick, колдунщики ПС и платная реклама.Уже сейчас CTR в органической выдаче Google USA все больше и больше сокращается по отношению к контекстной рекламе и ZeroClick блокам. В рамках On-SERP-оптимизации страницы оптимизируются таким образом, чтобы в выдаче они привлекали наибольшее внимание.On-SERP заключается в:Получении расширенных сниппетов и их визуализации;Выводе «фактовых ответов»;Продвижении в колдунщиках ПС.Органический трафик снижается – это западный тренд, но это тоже влияет на ранжирование поисковой выдачи. Лучше своевременно – то есть, сейчас – вступать в борьбу за нулевую позицию в выдаче и высокий показатель CTR.МикроразметкаМикроразметка позволяет «разлиновать» сайт, чтобы поисковая система смогла понять, что описано в каждом его разделе и более точно сформировать расширенный сниппет или содержание для колдунщика.Основные типы разметки контента сайта: разметка организации, разметка информационного контента, разметка FAQ-разделов, разметка расписаний, продуктовая разметка, разметка рецептов, софта, рецензий, фильмовПоисковые системы ежегодно расширяют количество форматов разметки, чтобы охватить больший объем тематик в поиске. Важно своевременно отслеживать обновления и размечать новое содержание сайта.Скорость загрузкиТеперь поисковые системы в рамках скоростного фактора ранжирования будут оценивать еще и некоторые технические характеристики, влияющие на удобство использования сайта:LCP — измеряет время отрисовки самой большой и видимой части содержимого на первом экране вашего сайта.FID — измеряет время отзывчивости вашего сайта.CLS — измеряет степень стабильности содержания на вашем сайте.Показатели Core Web Vitals будут учитываться поисковыми системами при ранжировании с мая 2021 года, поэтому нужно уже сейчас готовить свои сайты к весеннему обновлению.Количество факторов будет пополняться в течении всего 2021 года. Следовательно, рекомендуется хотя бы раз в квартал проводить аудит скорости загрузки вашего сайта.Яндекс.ТурбоТурбо-страницы – это облегченный формат страниц сайта, который формируется и кешируется на серверах Яндекса, за счет чего они открываются практически мгновенно и адаптированы под любые устройства.Если раньше турбо эффективно можно использовать только для информационных разделов, то в 2020 году произошло крупное обновление технологии для коммерческих разделов. Яндекс.Турбо получил полный комплекс функционала интернет-магазина и теперь не являются «костыльным» решением. Плюсы ускоренных страниц Яндекса:Хорошие поведенческие метрики трафика.Высокая скорость загрузки сайта и взаимодействия с ним .Улучшенные сниппеты в органической выдаче.Дополнительные показы в поиске.Снижение нагрузки на сервер.Постоянная доступность.Выделение сниппета в выдаче. Помимо значка ракеты, у карточек товаров появляется расширенный сниппет с выводом информации по цене и возможности доставки.Вывод сниппетов в отдельный колдунщик на первом экране, несмотря на платную выдачу или сервисы Яндекса.Возможность попасть в колдунщик, даже не находясь на первой странице выдачи по запросу.Активная работа Яндекса над Турбо перейдёт из 2020 в 2021 год. Для контентных проектов Яндекс.Турбо уже обязателен, для интернет-магазинов – с большей вероятностью стоит подключить.AMP от GoogleAMP-страницы (Accelerated Mobile Pages) – это проект от Google, который представляет собой технологию ускоренной загрузки мобильных страниц.После нажатия пользователем на URL в выдаче сайт загружается практически мгновенно.Плюсы AMP:Высокая скорость загрузки.Улучшение пользовательского опыта.Возможный рост прибыли от рекламы.Новостные сайты получат расширенный сниппет в поиске с карусельюПометка AMP в выдаче.Снижение нагрузки на сервераМинусы:Ограничение в функциональности AMP.Ограничения в сборе аналитики.Задержки при удалении страниц с сайта.YMYL-сайтыYMYL (Your Money or Your Life) – это сайты, которые Google относит к таким, которые могут повлиять на финансовое состояние или здоровье пользователя. Это новостные сайты, ресурсы, где проводятся финансовые операции, интернет-магазины, сайты, содержащие медицинскую или юридическую информацию. Очевидно, эти ресурсы должны быть полезными для пользователя. В 2020 году Google делал особый упор на E-A-T (экспертность, авторитетность и достоверность) и репутацию как компаний, так и авторов, чей контент публикуется от имени компании. Очевидно, этот тренд будет силен и в 2021 году: Экспертность – если автор является экспертом, это нужно подтвердить описанием автора, сертификатами, дипломами, грамотами.Авторитетность – является ли автор авторитетом в области, которой посвящает публикации. Также необходимо подтверждение, но уже с внешних ресурсов - отзывы, внешние публикации, выступления.Доверие – доверяет ли поисковая система и пользователь сайту. Контент, публикуемый на сайте, в первую очередь должен быть проверенным и экспертным.Оптимизация под голосовой поиск31% поисковых запросов c мобильных устройств совершается с помощью голосовых ассистентов. И еще немного статистики: По прогнозам Smartsheet, к концу 2021 года голосовыми помощникми будут пользоваться 1,8 млрд людей.В США 42% взрослых пользователей смартфонов уже регулярно прибегают к помощи голосового ассистента.Учитывая вышенаписанное, всем желающим адаптироваться к новой технологии рекомендуется провести анализ семантического ядра на наличие поисковых фраз в голосовом формате и полностью адаптировать содержание сайта под голосовой поиск.ДополнительноНакрутка поведенческих факторов продолжается, как и борьба с ней. Яндекс практически ежемесячно выпускает обновления, направленные на борьбу с накруткой поведенческих показателей. Могут наблюдаться колебания в выдаче у всех ресурсов.Роботы Google научились работать с протоколом HTTP/2. Работа по новому протоколу позволяет увеличить скорость загрузки страниц и безопасность работы с ними, а теперь еще и полностью поддерживается Google.Видео будут получать преимущество в ранжировании. Вероятно, в 2021 году в Google появится отдельный колдунщик для видео. Рекомендуется обратить внимание на производство видеоконтента на Youtube и его SEO-оптимизацию.ВыводКакие из этих трендов попробовать и применить в 2021 году – решать вам. В этой статье мы постарались дать общее представление о том, что произошло с SEO в 2020 году и как его новые особенности будут развиваться в 2021. Какие еще тренды вы бы добавили в наш список? Какие из них вы уже успели опробовать в своем бизнесе? #seo #тренды #интернетмаркетинг #2021 #google #яндекс #mst #поисковоепродвижение