Кейс: расстаться с любимым и вырасти на 1000% в прибыли. Кофе, бизнес и советы бывалого бариста

– Какие ресурсы вы используете для самообучения?
– В основном грабли…

Учиться на чужих ошибках – сверхспособность, которая не вшита в людей по умолчанию. Обычно мы сами расшибаем лбы в погоне за ценным опытом. Такие мысли приходят мне в голову, когда я заглядываю в заведения общественного питания.

Меня зовут Орхан, и я работаю в сфере HoReCa 10 лет. За время своего карьерного путешествия я видел множество заведений, помогал открываться предпринимателям, многие из которых до сих пор работают.

Начинаю с рассказа о себе, чтобы вы понимали: всё, что вы прочитаете дальше, основано на нехилом опыте. И да, отпечатки граблей разных типоразмеров тоже есть на моем челе.

Будем знакомы, меня зовут Орхан.
Будем знакомы, меня зовут Орхан.

Тернистый путь бариста

Мои отношения с кофе начались в 2010 году: я устроился трудиться в кофейню. Там мы работали на итальянских смесях тёмной обжарки и считали их обалденными.

Когда нам с коллегами в руки попал кофе средней обжарки, мы его не поняли. Недостаточно сладкий, с кислинкой. Ну, такое…

Однако рынок развивался, и уже через несколько лет средняя обжарка победно вошла в нашу жизнь. Я углубился во вкусовые оттенки и нюансы приготовления, постигал путь поиска идеальных смесей для заведений.

Стоит упомянуть, что я не москвич. Живу в Ижевске, где в мороз голуби вперёд попами летают. Раньше кофейные тренды доходили к нам, как красотка на свидание – с опозданием. Зато сейчас наш город стал одной из кофейных столиц России. Здесь появились франшизы Coffee Like, Coffee Moose и производители Tasty Coffee, Aroma Tea Coffee. В последней компании я собственно сейчас и работаю специалистом по качеству кофе.

Ежедневная обжарка кофе.
Ежедневная обжарка кофе.

Кейс про 1000%

История произошла в 2017 году. К нам в компанию обратился клиент. Он просил подобрать эспрессо-смесь для нового заведения формата To Go. Это была небольшая точка рядом с университетом. Хлебное место с толпами студентов, с большим потоковым трафиком.

Казалось бы, торгуй и радуйся. Но! Кофе практически не покупали. Заведение работало пару месяцев с небольшой выручкой, еле держалось на плаву, и владелец забил тревогу.

Мы начали разбираться, и нашли главную ошибку: неправильный выбор смеси. Предприниматель стремился заработать на низкой себестоимости кофе, поэтому использовал смесь с большим содержанием робусты (60\40).

И дело было не только в жадности и экономии. Оказалось, что сам владелец любит горький, крепкий кофе (так как привык к растворимому). Однако у его гостей вкусы были другими. Молодёжь хотела сладкую жизнь, а не горький кофе.

По нашей рекомендации клиент перешел на другую смесь – Gold (80\20). Персонал заказчика обучили вытягивать максимум вкуса в напиток в учебном центре Aroma Tea Coffee.

Уже через 30 дней объем продаж на точке увеличился с 10 до 30 кг. А еще через месяц владелец открыл вторую точку в городе.

Почему так произошло? Потому что выросло качество продукции. Соответственно, напитки тоже стали лучше. А за качеством пришли люди.

Бразилия Можиана один из лидеров по вкусу среди коммерческого кофе.
Бразилия Можиана один из лидеров по вкусу среди коммерческого кофе.

Ещё через полгода владелец решил, что лучшее – не враг хорошего и по моему совету попробовал моносорт «Бразилия Можиана». Поток гостей, как вы догадались, снова вырос.

Итог: спустя год усердной работы мы помогли создать сеть из трех заведений с общим объемом 80-100 кг в месяц. Прибыль выросла на 1000%.

Кадры решают не всё, но многое

Ещё одна проблема, которую постоянно вижу в заведениях, – это проблема кадров. Затраты на дорогое оборудование и шикарный кофе не имеют смысла, если не вложиться в обучение персонала.

Когда я начал заниматься обучением молодых бариста, чётко увидел, что половина учеников приходят с горящими глазами. А другой половине просто не интересно. Потом такие люди «без огонька» идут к вам и работают на автомате, не принося прибыль, не нарабатывая клиентскую базу.

Как изменить ситуацию? Во-первых, фильтровать соискателей. Во-вторых, обучать персонал! Обучение показывает, что вы готовы вкладываться в людей, а это дает им стимул работать лучше.

Обучение на территории заказчика г. Уфа.
Обучение на территории заказчика г. Уфа.

Что делать, если кофе плохо продаётся

Сейчас пробегусь по ошибкам, которые типичны для разных типов HoReCa.

Пекарни и заведения, не специализирующиеся на кофе, с большим трафиком

– выбирают оборудование, которое не подходит для трафика.

Если люди к вам идут на скорость (пришел, купил, ушел), то ждать не всегда готовы. Это касается пекарен и фастфуда, туда же, по ряду причин, можно отнести кальянные. Выбирайте профессиональные кофемашины-автоматы (например Saeco Lirica Ont), которые готовят много и быстро. Кофе для таких заведений нужен недорогой. Подойдет понятный и легкий, например: Бразилия Сантос, Крема.

Заведения высокого формата: рестораны, дорогие бары

– выбирают непрофессиональное оборудование и посредственный кофе.

Хотя такие заведения не специализируются на кофе, из-за запросов гостей обязаны работать на профессиональном оборудовании. По моему опыту, гости с высоким доходом требовательны к любому напитку. К тому же продавать низкокачественный кофе за высокую цену будет стоить репутации.

Как вариант, можно использовать кофейное оборудование среднего сегмента: Simonelli life II, Simonelli кофемолка (Fiorenzato). Кофе: Эфиопия Йергачифф Нат, Перу SHB, Бразилия Монтанари.

Кофейни To Go

Для таких кофеен подойдет профессиональное оборудование среднего ценового сегмента.

Также важны два фактора:

– опытный персонал,

– кофе по потребности ценового сегмента.

Профессиональные кофейни

К ним требования гораздо выше. Нужно оборудование высокого сегмента и большое разнообразие напитков. Обязательны альтернативные способы заваривания и кофе под них.

Летний кофе по-Вьетнамски со льдом.
Летний кофе по-Вьетнамски со льдом.

Значимый момент — работать на свежем и качественном зерне. Массовый продукт не подойдет. Если гость видит такой же кофе, как в магазине, это обесценит заведение в его глазах.

Сколько заведение тратит на кофе: простая математика

Берём закупочную цену 1кг и делим её на 100 (так как на одну порцию эспрессо уходит 9-10 грамм). Получаем себестоимость чашки эспрессо.

Примеры:

Смесь с робустой (60\40) стоит 600 рублей. Цена порции – 6 рублей.

Бразилия Можиана (100% арабика) стоит 900 рублей. Цена порции – 9 рублей.

6 и 9 рублей – разница непринципиальная. Зато во втором случае вы получаете улётный кофе на выходе.

Чего делать НЕ нужно, если вы работаете с кофе

  • Ориентироваться только на свой вкус при выборе смеси Учитывайте контингент. Если вы открываете заведение в модной студенческой среде или в бизнес-локации, то горький кофе, робустированные смеси не подойдут.
  • Бояться экспериментов Особенно в начале пути. С помощью экспериментов (презентуя новинки) вы сможете привлечь большее количество гостей. Главное – правильно преподнести информацию.
  • Не менять смесь, если долго и успешно на ней работаете. Лучше вносить в меню новые напитки, но привычный для гостей вкус нужно сохранить.

Благодарю, что дочитали! Если есть вопросы на кофейную тему, добро пожаловать в комментарии.

33
2 комментария

Не скучно. Молодец!

Интересная информация