Как устроен американский рынок высшего образования и что на нём происходит. Часть 2

Команда проекта Opportunity ladder подготовила масштабный обзорный материал о современном состоянии американского рынка высшего образования. Публикуем вторую часть мини-исследования, первая по ссылке.

Как устроен американский рынок высшего образования и что на нём происходит. Часть 2

В поисках новых рынков многие учебные заведения будут продолжать расширять свои онлайн-предложения за пределами кампуса как для традиционных студентов, для которых стоимость обучения в кампусе слишком высока, так и для студентов старших возрастов, не окончивших колледж, и тех, кому нужны дополнительные сертификаты для повышения их квалификации и востребованности на рынке труда. Эти дополнительные учебные программы за пределами кампуса позволяют донести бренд учебного заведения до более широкой аудитории без затрат на расширение территории кампуса. Более того, многие частные учреждения онлайн-образования в партнёрстве с классическими университетами могут использовать свой технический опыт в обмен на придание легитимности их брендам.

Всем колледжам и университетам, особенно тем, которые не обладают брендами высшего уровня, необходимо будет подходить к этим рынкам готовыми осуществлять необходимые действия для успешной конкуренции. Некоторые небольшие частные учреждения не выживут, потому что они недостаточно подготовлены к институциональным изменениям и не смогут профинансировать дорогостоящие инвестиции, необходимые для того, чтобы стать конкурентоспособными, или придут к моменту необходимости перемен, уже слишком отстав от жизни, чтобы заново создавать себя для будущего.

Культура высшего образования формировалась на протяжении последнего тысячелетия, начиная со времён основания университета Болоньи в 1088 году. Отдельные аспекты его структуры сохранились в устройстве институтов и по сей день, другие претерпели значительные изменения.

Вот что характерно для всех современных американских университетов:

- Управление. Детали организационной структуры и распределение полномочий варьируются в зависимости от учреждения и его традиций. Однако во всех университетах высшая власть принадлежит Совету попечителей. Элементы совместного управление просто позволяют различным группам (преподавателям, сотрудникам, студентам, выпускникам и т.д.) иметь какой-то голос в этом процессе. Университеты делятся на факультеты, которые контролируют учебную программу, продвижение преподавателей по карьерной лестнице и срок их пребывания в должности, а также наем преподавателей, но часть этих полномочий размывается вышестоящими органами управления ради эффективности.

- Карьера преподавателей. В 1970-х годах примерно 80% профессорско-преподавательского состава занимали руководящие должности; сейчас этот показатель снизился до 20% или около того. В то же время “правила игры” ужесточились, например, пороговое для занятия должности количество публикаций в определенном небольшом наборе журналов с высоким рейтингом, средние оценки преподавания 4 или выше по 5-балльной шкале для продления контракта.

- Ожидания студентов. Одни ожидают традиционного гуманитарного образования, пронизанного братствами или женскими клубами и спортом. Другие ориентированы на получение знаний и навыков для гарантии хорошо оплачиваемой работы. В последнее время баланс, похоже, смещается в сторону профессиональных устремлений. Ожидания студентов в отношении качества преподавания возросли по мере того, как Интернет позволил им выбирать лучшее из лучшего.

- Распределение бюджетов. Модель управления ориентирована на ответственность: все подразделения, генерирующие доход, несут полную ответственность за управление своими собственными доходами и расходами. Они платят “налоги”, обычно в процентах от выручки, для поддержки подразделений, не приносящих дохода. Руководители подразделений часто находят это приемлемым, возможно, даже привлекательным, когда доходы растут. Однако эта модель показывает свои недостатки, когда доходы снижаются.

Есть у всех заведений и ряд общих проблем:

- Недостатки школьного образования. Плохая школьная подготовка создаёт немало сложностей для обучения, особенно вследствие наличия показателя эффективности, отражающего долю студентов, закончивших обучение. Требование того, чтобы каждый поступающий заканчивал учебу, приводит к тому, что учебные заведения тратят большие суммы на вспомогательные услуги для компенсации плохой подготовки многих своих студентов.

- Растущий спрос на услуги. Помимо обычных образовательных услуг, университеты предоставляют медицинские услуги, включая охрану психического здоровья, консультирование по вопросам карьеры, услуги проживания, услуги по разрешению конфликтов, досуг и т.д. Эти услуги требуют наличия персонала, оборудования и бюджетов. Это увеличивает затраты, но редко увеличивает доход.

- Усиление надзора и соблюдение требований. Деятельность, связанная с аккредитацией университетов, аккредитацией по конкретным образовательным программам, сертификацией распределения рабочей нагрузки, проверкой отчетов о расходах, проверкой соблюдения политик и процедур и тд, отнимает значительное время преподавателей и персонала.

- Увеличение контингента профессорско-преподавательского состава. Финансовые проблемы университетов привели к увеличению зависимости от преподавателей-совместителей и преподавателей, занятых неполный рабочий день, заработная плата которых зависит от зачисления на курсы, которые они планируют преподавать. Кроме того, их заработная плата существенно ниже, чем у преподавателей, работающих по контракту. 25% преподавателей-совместителей по всей территории США получают ту или иную форму государственной помощи. Эта ситуация побудила преподавателей и другой персонал к объединению в профсоюзы, что зачастую подрывает коллегиальный климат.

- Соотношение затрат и результатов. Расходы на высшее образование на протяжении последних десятилетий росли гораздо быстрее, чем доходы и другие расходы на жизнь. В результате долги по студенческим кредитам теперь превышают долги по кредитным картам США. Это заставило некоторых студентов и их родителей усомниться в преимуществах высшего образования. Рентабельность инвестиций в диплом по-прежнему положительна. Однако она зависит от того, получит ли студент диплом. Высказываются предположения, что “пузырь платы за обучение” в какой-то момент лопнет.

- Совершенствование образовательных технологий. Пандемия заставила признать, что онлайн-обучение лучше, чем ожидалось. При достаточных инвестициях онлайн-программы могут предоставлять преимущества, которые редко доступны в традиционных классах. Эти программы часто могут размещаться на платформах, разработанных крупными институтами, например, Coursera. Технология позволяет проводить гораздо более масштабные занятия, например, для 10 000 студентов на одной программе. Это позволяет значительно снизить стоимость обучения, например, до 7000 долларов за степень магистра.

- Сокращение числа иностранных студентов. Увеличение капитала иностранных учебных заведений, проблемы с иммиграцией в США, а теперь и опасения по поводу новой пандемии будут сокращать количество иностранных студентов, полностью оплачивающих обучение, что угрожает доходам американских университетов почти в 50 миллиардов долларов. Образовательные технологии могут позволить набирать студентов, не находящихся в США, но определение приемлемой стоимости таких предложений, вероятно, вызовет трудности у многих учебных заведений.

Каковы возможные ответы на эти вызовы?

- Онлайн-образование. Представителям разных специальностей придется шире использовать онлайн-обучение. Однако способы его использования могут различаться. Большое значение будет иметь степень, в которой личные взаимодействия важны для изучения той или иной дисциплины, и степень, в которой эти взаимодействия могут быть технологически опосредованы.

- Интерактивные технологии. Передовые технологии могут обеспечить убедительное интерактивное изображение самых разных явлений - от химии и физики до физиологии и поведения человека, социальных и культурных взаимодействий. Качество этих моделей постоянно улучшается, а затраты постепенно снижаются. Однако экономическая эффективность таких технологий зависит от количества студентов, среди которых могут быть распределены затраты.

- Инвестиции в научную инфраструктуру. Огромные инвестиции были вложены в технологическую инфраструктуру, связанную с естественными науками. Инновации присутствуют и в гуманитарных науках, но совсем не в таких масштабах.

- Оптимизация процессов. На инициативы по моделированию процессов и их совершенствованию существенное влияние оказывают два фактора. Один из них заключается в том, насколько образовательные процессы переплетены с операционными. Это особенно важно для медицины, где значимая часть обучения происходит во время оказания клинической помощи. В инженерном деле исследования проводятся в рамках промышленных программ и совместных с корпорациями образовательных программ. Второй фактор — это масштаб. Когда на одной специальности бакалавриата обучается более 1000 студентов, инвестиции в технологии могут быть распределены между многими студентами и, таким образом, оправдать гораздо большие инвестиции.

Можно ожидать увеличения числа студентов благодаря более легкому доступу к образованию с использованием технологий и потенциально более низким ценам на обучение. В условиях сохраняющегося административного давления с целью контроля расходов численность профессорско-преподавательского состава, работающего на постоянной основе, будет сокращаться, за возможным исключением наиболее обеспеченных ресурсами университетов. Технологии и аутсорсинг приведут и к сокращению штатных не-преподавательских должностей. Общая занятость в университетах сократится, за возможными исключениями в медицине, где прогнозируется дефицит специалистов, и в инженерном деле, в связи с растущим спросом на STEM-образование.

Общим результатом обозначенных тенденций станет более образованная рабочая сила вследствие увеличения числа учащихся. Спрос промышленности и правительства на дипломы о высшем образовании будет возрастать по мере облегчения доступа и снижения цен.

По материалам Center for Measuring University Performance

11
Начать дискуссию