Как мы сотрудника искали: взгляд от первого лица

Зарисовка для HR'ов, владельцев бизнеса и тех, кто находится в поисках работы

Почему я не люблю HR’ов

<p><i>“Любимый” приём HR’ов.</i></p>

“Любимый” приём HR’ов.

Было время — я тоже ходил по собеседованиям в поисках работы. Опыт не самый приятный, в первую очередь — "благодаря" HR'ам.

Нахожу интересную вакансию. Пишу сопроводительное письмо, отправляю резюме. Жду ответа... Ответа нет. Почему? Чем я не подошёл? Без понятия.

Второй отклик, третий, десятый... Тишина. Перестаю читать вакансии, жму Ctrl+C — Ctrl+V, отправляю всем одно и то же. В итоге оказывается, что количество работает лучше, чем качество — начинают отвечать.

HR'ы, вы удивляетесь, почему 90% кандидатов не читает ваши вакансии? А всё потому, что вы не отвечаете и тем, кто читает. Даже банальное "Извините, вы нам не подходите" написать вам лень — так почему вас удивляет, что соискателям лень писать для вас что-то особенное?

Когда мне не отвечали на тестовые задания, меня это уже не удивляло. Причём тут я уже не мог просто "копировать — вставить", приходилось тратить минут по 30 на выполнение задания. HR'ы всё так же не считали нужным написать мне даже стандартную отписку…

<p><i>А ведь я до сих пор жду ответа…</i></p>

А ведь я до сих пор жду ответа…

Но больше всего меня поразили собеседования. Час общаемся. Всё хорошо. На прощание мне говорят: "У нас есть ещё пара кандидатов, мы проведём с ними встречи и до конца недели обязательно вам перезвоним".

Уже догадываетесь, что было дальше? HR'ы, вас что, кто-то за язык тянул? Если вы такие стеснительные, что вам сложно набрать мой номер и просто сказать: "Извините, нам больше подошёл другой кандидат", то зачем было обещать?

Так и сказали бы: "Если до конца недели не позвоним — значит, взяли другого". Просто, ясно, понятно, вам не нужно ничего делать, мне — ждать впустую.

В общем, вы понимаете моё отношение к таким HR'ам. Если у вас в компании работает подобный — передайте ему этот пост, пусть прочитает.

А если мне придётся стать HR’ом?

<p><i>Может, не надо?</i></p>

Может, не надо?

Но вот и нам в компанию потребовалось найти сотрудника. Помня то, что описал выше, я решил пойти другим путём: качественно работать с каждым кандидатом, который откликнется на нашу вакансию.

Сразу оговорюсь: получилось не всё. Причём кое-что пошло не так с самого начала.

Например, я рассчитывал получить буквально десяток откликов — поэтому и разместил вакансию только в паре групп во ВКонтакте. В итоге к ним добавились репосты в Телеграм — и вакансия наша расползлась так, что я не имею ни малейшего понятия, где именно её находили...

В общем, получил около 60 сообщений. Когда начали писать с предложениями разместить наше объявление за пару сотен рублей в целой сети каналов, я был готов доплатить, чтобы они этого не делали.

Моя твоя не понимай!

Ответил в итоге не на все отклики — на некоторые просто не придумал, что написать...

Мой фаворит:

<p><i>Зачем мне эта информация?</i></p>

Зачем мне эта информация?

Затем — всяческие:

<p>Что на это можно ответить?</p>

Что на это можно ответить?

Плюс через несколько дней нашёл комментарий к одной из записей в ВК: "Добрый день, готова пройти ваше тестовое задание для работы копирайтером".

Ну для кого я в вакансии писал: "Присылайте портфолио вот сюда"? Даже когда я сам в поисках работы отправлял по всем вакансиям одно и то же, то хотя бы писал что-то о себе и прикреплял портфолио. А чего хотели от меня эти люди — я, признаться, так и не понял.

График, у меня есть график!

<p><i>Даже кое-что получше — рисунок графика!</i></p>

Даже кое-что получше — рисунок графика!

Всех остальных я честно благодарил за отклик и сообщал, когда именно смогу ответить. Дальше достаточно было добавить имя кандидата, отправить, скопировать ссылку на аккаунт в табличку, чтобы не потерять. Итого — 5 секунд на каждого соискателя. Совсем не сложно...

Сроки ответов прописывал реальные. Если видел, что на следующий день накопилось уже многовато откликов, то писал, что отвечу через день. В общем, постарался оптимально распределить нагрузку, чтобы нигде не образовывались завалы.

Дальше — всё просто: шёл чётко по списку, в котором сохранял контакты всех соискателей. Открыл сообщение, прочитал сопроводительное письмо, посмотрел портфолио...

Тем, кто по каким-то причинам не подходил, отказал уже на этом этапе. Не просто не ответил, а написал, по какой причине человек нам не подходит: мало опыта, не устраивают условия (“Могу уделить вам 2 часа в день”, “Пишу только технические тексты”) и так далее.

Всем остальным отправил предложение выполнить тестовое задание и краткое описание того, что нужно будет сделать. Вновь много времени это не заняло: один раз написал, затем просто копировал и отправлял. Тут даже 5 секунд на кандидата тратить не приходилось. "Ладно, — думаю, — пока что всё несложно".

“Будь проклят тот день, когда я…”

<i>“…сел за баранку этого пылесоса!”.</i>
“…сел за баранку этого пылесоса!”.

Следующий этап — один из самых трудоёмких: ответить на все вопросы. Кое-кто отпал именно здесь: если я понимал, что мне некомфортно общаться с кандидатом, то просто предупреждал, что выполнять тестовое задание ему не нужно.

<i>Ситуации были всякие.</i><br />
Ситуации были всякие.

Иногда возникало ощущение, что люди не сами мне написали по вакансии, в которой о наличии тестового было написано открытым текстом, а я их уговариваю у нас поработать. "Не хотите — как хотите, — решил я. — Давайте двигаться дальше разными курсами".

После ответов на вопросы уточнял у каждого, когда он готов прислать результат тестового. Сроки сам не ставил, просто спрашивал, когда будет комфортно соискателю. Цель — понять, готов ли он соблюдать хотя бы самостоятельно установленные сроки.

Получил ответ — занёс в табличку на конкретный день, чтобы никого не потерять. Оказалось, сделал это не зря: пара человек просто удалила полностью всю нашу переписку. Видимо, чтобы перед самими собой стыдно не было, другие варианты мне в голову так и не пришли. У меня-то их контакты всё равно остались.

Потом полетели тестовые. Примерно половина соискателей их в итоге прислала: я думал, что процент будет хуже.

<p><i>Когда понял, сколько текстов придётся проверить, почувствовал себя так.</i></p>

Когда понял, сколько текстов придётся проверить, почувствовал себя так.

Вновь каждому отправил стандартное сообщение, в котором менял только срок ответа. Всё так же старался распределять эти сроки в зависимости от своей загрузки, чтобы проверять было комфортно. В итоге всем ответил вовремя!

Тут все равны, но некоторые — равнее

Результаты тестовых разделил для себя на 3 типа:

  • те, в которых всё совсем плохо. Им ответил максимально коротко: поблагодарил за уделённое время и объяснил основную причину, по которой они нам не подходят;
  • те, с которыми можно поработать. Им расписал достоинства и недостатки их тестовых и предупредил, когда смогу сообщить окончательное решение;
  • те, которые понравились. Попросил авторов внести несколько правок.

Зачем нужны были правки, если работы понравились? Хотелось посмотреть на отношение к критике, скорость и точность внесения исправлений. А докопаться, как вы понимаете, при желании можно и до столба.

Удивительно, но на критику никто не обиделся (во всяком случае, внешне). Да, иногда встречалось несогласие с какими-то замечаниями, но чаще — благодарность за подробные ответы и даже желание сразу же внести исправления в тестовое!

<i>В общем, получил заряд положительных эмоций от таких, например, ответов.</i>
В общем, получил заряд положительных эмоций от таких, например, ответов.

Если нет желания тратить много времени на ответы и разборы, можно просто ответить большей части кандидатов: "Извините, вы нам не подходите. Спасибо, что обратили внимание на нашу вакансию". Или что-то в таком же роде.

И зачем мне это нужно?!

Моей же целью было сформировать базу потенциальных кандидатов, среди которых в дальнейшем, при необходимости, можно будет найти подходящего специалиста. Поэтому и постарался указать на недостатки, чтобы у соискателей была возможность поработать над ними.

Наконец, провёл личные собеседования с теми, чьи тестовые понравились больше всего, и выбрал среди них человека, которого мы и приняли на работу.

<i>Теперь в команде есть супермен.</i>
Теперь в команде есть супермен.

Всем остальным написал, что мы остановились на другом кандидате, но внесли их в наш "лист ожидания", так что будем рады посотрудничать в дальнейшем. В ответ получил множество благодарностей и ни одного (!) негативного комментария. Было очень приятно.

Лист ожидания и в самом деле есть, так что в случае нужды в новом сотруднике можно будет найти его легко и быстро, а не перерывать сотню новых откликов — огромный плюс, я считаю!

Виноваты ли HR’ы? Время подвести итоги!

По-настоящему трудоёмких этапов оказалось три: анализ информации о кандидатах (его, как вы понимаете, сократить нельзя), ответы на их вопросы (тоже никак не пропустить) и проверка тестовых заданий с подготовкой обратной связи (его при желании можно было легко сократить).

Всё остальное решалось, по большей части, простыми шаблонными сообщениями с небольшими изменениями.

Какой же вывод? Для меня он прост: если ваш HR не отвечает соискателям на их отклики или тестовые, если он не пишет им после собеседований, что на работу приняли кого-то другого, то он попросту лентяй, который не ценит чужое время. И стоит хорошенько задуматься о том, своё ли место он занимает...

Каждая вакансия — это возможность не только найти нужного человека, но и сформировать пул исполнителей, которые могут пригодиться вам и вашей компании в дальнейшем. Не стоит её упускать только потому, что кому-то лень потратить несколько секунд на отправку пары сообщений!

Фёдор Бондаренко
Основатель агентства CRM-маркетинга "Прямой контакт"
11
7 комментариев

Ахаха,отказать человеку только потому, что сообщение показалось грустным, ну и как микровласть на вкус?соленая и пахнет ?

5
Ответить

Ну справедливости ради стоит заметить, что читалось и правда с негативной коннотаций, а если человек откликается на позицию копирайтера - то очевидно, что мог бы подумать, как это может восприниматься. Ну а в целом, выиграли оба: один не пойдет работать в компанию, где смакуют "микровласть", а другой - убережёт себя от душного кандидата :D плохо что-ли? Хорошо!

Ответить

Нет, сладкая, поэтому не хотелось её разбавлять ноткой солёных слёз от человека, которому так печально было делать тестовое задание )

Ну и дело не в грустном сообщении, а в грустной реакции на тестовое. Не очень хочется потом такую реакцию получать и на другие задачи.

Плюс в любом случае такой стиль общения - минус для кандидата. На 99% после тестового я бы его всё равно не взял - так зачем тогда тратить и его, и моё время?

Ответить

Вот поэтому всю бумажную работу и все времязатратные, но по сути простые процессы нужно автоматизировать в HR-отделе. У нас так - и рекрутеры занимаются своей непосредственной работой - общением с кандидатами, а все остальные процессы, в том числе и аналитика, оптимизированы и осуществляются, грубо говоря, в два клика.

Ответить

Согласна! Мы с нового года как раз думаем переходить на другую CRM для найма - поделитесь, на какой вы работаете?

Ответить