Итак, вроде бы очевидно, что если вы спросите двух своих младших сестёр, хотели бы они быть похожими на Забаву, и обе ответят утвердительно, это совсем не будет означать, что 100 процентов девочек в России хотели бы быть как эта героиня. Объём выборки из двух человек слишком мал для обобщения результатов на генеральную совокупность из нескольких миллионов. Но если мы опросим 100 девочек, точность наших прогнозов станет намного выше и ближе к реальным данным, это подтверждает и ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ (привет, математикам!), который мы не станем здесь описывать подробно в силу чрезмерности информации, необходимой для его понимания.
Дело даже не в количестве опрошенных: тысяча или миллион. С точки зрения математической статистики цифра в 1000 может быть и обоснована.
Однако сомнению подвергаются:
Во-первых - репрезентативность выборки. Возьмём для простоты примера не всероссийский опрос, а сузим до конкретного города - вопрос по благоустройству Москвы.
Опросили 1000 людей разного пола, возраста, рода деятельности в центре Москвы в рабочее время.
Ну и вот как часто вы в рабочее время бываете в центре, разве что вы курьер, студент, прогуливающий пары, пенсионер, а то и вовсе "не гражданин" - ну турист, то есть, из другой страны? И то, далеко не каждый из вышеназванных станет гулять именно в центре. Думаю, имеет большое значение, опрашиваете ли вы людей в Южном Бутово или на Красной площади. Опрашивают ли интервьюеры равное количество людей в каждом районе да ещё и в разное время суток? (да-да, некоторые люди живут ночной жизнью, а некоторые неделями могут не выходить из дома или никогда не попасться на глаза интервьюерам, перемещаясь по маршруту дом-работа-магазин-дом).
От того, что опросили хоть 10 000, хоть 100 000 людей из одной группы нет никакого толка, кроме уточнения мнения этой самой группы.
Сделайте опрос в интернете - и не учтете мнения того, что не пользуется интернетом или не участвует в интернет опросах. Сделайте телефонный обзвон и не затронете многих здравомыслящих людей, которые просто поставили себе спам-фильтр и не берут трубку с незнакомых номеров, если сами не ждут звонка.
Сделайте опрос в "Активном гражданине" или ином подобном приложении и тоже охватите лишь узкий круг людей.
В общем очень сложно охватить всю аудиторию, особенно, если речь идёт о всеобщем вопросе, как, например, выборы президента. Можно попробовать сочетать все вышеперечисленные способы, но тогда уже нужно будет опросить явно не 1000 человек, а хотя бы по 1000 в каждой группе. А сколько всего этих групп - это тоже большой вопрос.
Во-вторых - сами результаты. Где гарантии, что они вообще не "нарисованы"? Кто проверял? Какова процедура верификации?
Ну и вишенкой на торте - "эффект гадалки", возникающий уже после публикации результатов: вам показывают результат опроса, в котором вы видите большинство голосов за ту или иную позицию, и сами инстинктивно примыкаете к этому большинству, хотя изначально, если бы вы не знали результат, ваше мнение могло бы не совпасть с мнением большинства.
Статистика - наука сложная и даже чтобы понимать, пусть даже и 100% достоверно собранные данные, необходимо разбираться в статистике хотя бы на базовом уровне.
Так что совершенно справедливо многие люди просто не обращают внимания на все эти результаты опросов ФОМ, ВЦИОМ и пр., так как чтобы убедиться в их достоверности нужно глубоко копать, что простому обывателю совершенно не интересно.