{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

«Жемчужина» Казани - Комплекс Адмиралтейской конторы: сохраняем прошлое в контексте будущего

09 февраля в библиотеке-филиале № 13 «Сандугач» МБУК «Централизованная библиотечная система г. Казани», первой из библиотек республики ставшей участницей федерального проекта «Гений места», прошла презентация одного из самых масштабных и исторически ценных объектов ASG – «Комплекса Адмиралтейской конторы, XVIII век, арх. Кафтырев В.И.».

Данный объект культурного наследия федерального значения наиболее полно отвечает задачам проекта Министерства культуры РФ - сохранению культурного наследия региона и продвижению его своеобразия. В последние годы интерпретация культурного ландшафта как гения места получила широкое распространение, именно так все чаще называют архитектурные объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей, хранящие память о значимых событиях. Используется это понятие и в брендировании территорий как объектов туризма.

Представление проекта редактор журнала «Мир искусств» Светлана Бородина начала с цитаты Михаила Пиотровского: «…несмотря на все отмены, культура всегда возвращается. Снесенные и разрушенные памятники возвращаются на свое место, в том числе и памятники архитектуры — подобно Храму Христа Спасителя».

«Комплекс Адмиралтейской конторы…» вызывает интерес казанцев и гостей города как своими обликом и масштабом, так и тем, что это одно из лучших творений выдающегося губернского архитектора, автора первого регулярного плана Казани Василия Кафтырева. Построенное в 1774 году, здание «помнит» множество известных личностей. Например, с 12 по 21 декабря 1887 года, когда здесь располагалась Казанская земская больница, в ней после неудачной попытки самоубийства лечился Алексей Пешков.

Уникальна и новейшая история этого объекта – восстановление его в соответствии с замыслом автора проекта, а смонтированная архитектурная подсветка подчеркивает теперь богатый декор фасада, включая знаменитые кафтыревские полотенца и герб Казанской губернии с Зилантом.

Скрупулезно исследованные архивные фонды позволили архитекторам-реставраторам ASG разработать своеобразную «летопись» объекта за всю историю его существования с указанием местоположения и периода «жизни» каждого элемента комплекса.

На его основе был создан проект восстановления архитектурного комплекса, в том числе его 3D визуализация, утвержденные уполномоченным органом охраны в соответствии с действующими нормами российского законодательства.

Все восстанавливаемые ASG объекты уже работают или планируются к использованию в качестве составляющих социальной, преимущественно туристской, инфраструктуры. Но «Комплекс Адмиралтейской конторы…», его масштаб, торжественность классицистического облика, разнообразная планировочная структура и т.д., словно бы специально создан для того, чтобы дать возможность экспонирования уникального корпоративного «актива» - Большого собрания изящных искусств ASG.

Создание здесь Музея частных коллекций изящных искусств, доминантой которого станут Императорские залы, позволит представить историю западноевропейского изобразительного и прикладного искусства, периодизация которого в российской практике прочно увязывается с именами российский самодержцев: петровское барокко, елизаветинское рококо, екатерининский классицизм, александровский ампир и т.д. Причем многие предметы не просто относятся к какому-то периоду, а прочно связаны с личностью монарха. Так, например, настоящей жемчужиной коллекции мебели БСИИ ASG является скрибан немецкой работы. Его отличает не только изящество формы и ценность использованных материалов, но и загадочная история.

Внутренние стенки скрибана оклеены рельефными бумажными обоями с монограммой и штандартом российского императора Петра I. Вероятно, он был создан для русского императорского двора, который делал большие заказы мебели за границей, особенно в Голландии и Германии. Многие из них после смерти Петра так и не были доставлены в Россию, найдя себе новых владельцев в Западной Европе.

Скрибан Германия (Ориген, земля Баден-Вюртенберг), XVIII в. (ок. 1715-1720 гг.)Набор маркетри, сосна, орех, эбен, золочёная бронза, гравированная сталь, пьютер, бумажные обои189×145×62,5 см. БСИИ ASG, инв. №12-1983

Скрибан Германия (Ориген, земля Баден-Вюртенберг), XVIII в. (ок. 1715-1720 гг.) Набор маркетри, сосна, орех, эбен, золочёная бронза, гравированная сталь, пьютер, бумажные обои 189×145×62,5 см БСИИ ASG, инв. №12-1983

Путешествие по Большой анфиладе здания, протяженностью 140 метров, - не только экскурс в историю искусства и знакомство с коллекциями Большого собрания изящных искусств ASG, но и погружение в прошлое тысячелетнего города. 300-летняя история царской, а затем императорской фамилии тесно переплеталась с историей Казани. Семеро из семнадцати царствующих особ удостоили Казань своим посещением. Визиты представителей императорской династии сопровождались всевозможными милостями, наградами, пожертвованиями как Казани в целом, так и определенным учреждениям, чаще всего духовным или учебным, или даже отдельным лицам: Петру I Казань обязана адмиралтейством и суконной, кожевенной, овчарной фабриками, Елизавета Петровна открыла здесь гимназию, уравняв ее в правах с Московским университетом, Александр I основал Казанский университет, а Александр III открыл Казанскую железную дорогу…

Контуры будущего музея первыми смогли увидеть участники обхода, прошедшего осенью прошлого года.

Руководитель библиотеки «Сандугач» Рузина Галимзянова с благодарностью приняла в дар первый и четвертый номера «Мира искусств», рассказывающие о прошлом и будущем Адмиралтейской конторы, которые сегодня являются уже библиографической редкостью.

Понятие «гений места» применимо ко всем объектам, восстановленным ASG: ряд зданий уникален своей архитектурой, другие – историей владельцев, и все они вошли в новейшую историю города как беспрецедентный результат государственно-частного партнерства по сохранению культурного наследия, которое сегодня все большим числом наших современников воспринимается не как память о прошлом, а как привычная среда обитания.

Светлана Бородина

Слайды Дарья Молотникова

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда