«Мебельная» карта Парижа XVIII века

Первые объединения французских столяров появились ещё в XIII веке. В 1268 году вышла «Книга ремёсел» (фр. Livre des métiers) Этьена Буало (Étienne Boileau, около 1200/1210 – 1270), являвшаяся перечнем-уставом ста парижских ремёсел и промыслов XIII столетия. В книге опубликован устав объединения, в который входили плотники и столяры (фр. huchiers et charpentiers de la grande et de la petite cognée) – мастера «большого и малого топора». Столетие спустя прево Парижа Гуго Обрио (Hugues Aubriot, около 1315 – около 1388) утвердил привилегии мастерам мебельщикам, а также установил кодекс, регламентирующий работу объединения. Согласно этому кодексу от кандидатов в мастера требовалось изготовление шедевров. Кроме этого кандидатура должна была быть одобрена всеми мастерами объединения. Два эти принципа были основополагающими для объединения вплоть до Революции.

XVI столетие не внесло в работу объединения существенных изменений. В XVII веке мастера, работавшие с чёрным деревом, отделились от столяров (фр. menuisiers de la petite cognée). Вскоре их начали именовать эбенистами, поскольку именно они изготавливали «кабинеты из черного дерева» (фр. cabinets en ébène).

C XVIII века мебельщики столкнулись с новыми, более серьезными, требованиями для получения звания мастера. Кандидаты должны были предоставить доказательства того, что они проработали с мастером не менее трех лет, и заплатить взнос, размер которого зависел от того, были ли они родственниками мэтра или только учениками. Тот, кто не платил взнос в 500 ливров, должен был отработать бесплатно шесть лет. Данные меры были направлены на то, чтобы превратить получение звания мастера в наследственную привилегию. Это вызвало массу упрёков и недовольств, поскольку девальвировало ценность профессионализма и отменяло гарантию получения звания мастера в частном порядке.

Таким образом произошёл раскол на привилегированных мастеров объединения и свободных мебельщиков Парижа. Последние обвиняли мебельщиков из объединения в том, что они чинят препятствия на пути технического прогресса в угоду своим прихотям.

«Отец французской промышленности» Генрих IV позволил нескольким мебельщикам иметь мастерскую в Лувре, дабы освободить наиболее талантливых эбенистов от чрезмерного влияния объединения. При Людовике XIV в мастерской Лувра работал Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle, 1642 – 1732). Учеником Буля был Шарль Крессан (Charles Cressent, 1685 – 1768) – придворный мебельщик Филиппа II Орлеанского.

Так называемые свободные мебельщики селились в предместье ремесленников Сент-Антуан c 1607 года. Данное предместье выросло к востоку от Бастилии вокруг аббатства Сент-Антуан-де-Шам и тянулось вдоль улицы Фобур Сент-Антуан (фр. rue du Faubourg Saint-Antoine). Эта прямая улица соединяла две площади – Бастилию (фр. place de la Bastille) и площадь Нации (фр. place de la Nation). При Людовике XI ремесленникам, селившимся здесь, предоставлялись привилегии для открытия дела. Раньше других появились столярные мастерские. Из-за громкого шума мебельщикам было запрещено трудиться в ночное время, а днём требовалось держать дверь мастерской открытой, чтобы клиенты могли контролировать качество продукции. Людовик XIII отменил привилегии для свободных мастеров мебельщиков и учредил гильдии пригорода (фр. Jurandes). Однако уже при Людовике XIV, по ходатайству аббатисы, мебельщики вновь стали независимыми производителями.

Мебельная мастерская Гравюра из «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» Дени Дидро и Жана Лерона Д’Аламбера1769 год. Библиотека декоративно-прикладного искусства, Париж
Мебельная мастерская Гравюра из «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» Дени Дидро и Жана Лерона Д’Аламбера1769 год. Библиотека декоративно-прикладного искусства, Париж

Лучшая мебель эпохи Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI была произведена именно здесь. По словам французского географа Жана-Эмара Пиганьоля де Ла Форса (Jean-Aimar Piganiol de La Force, 1669 – 1753): «Предместье Сент-Антуан значительно увеличилось из-за большого количества домов, которые были построены там, как из-за хорошего воздуха, так и из-за королевского патента 1657 года, который освобождал от квалификации мастера всех ремесленников и торговцев, которые там жили» [1]. Дрова и строительный лес из верховьев Сены выгружались на близлежащей набережной Рапе на острове Лувье и хранились в предместье, что привело к развитию деревообрабатывающих производств. Квалифицированные фламандские и немецкие ремесленники, часто протестанты, переезжали в предместье и работали резчиками, позолотчиками, полировщиками, токарями и столярами.

Улица Фобур Сент-Антуан была известным сосредоточением мебельщиков, которые устраивали здесь свои мастерские с XV века. В начале XX века на улице всё ещё находились мастерские, хранилища и мебельные магазины (многие сегодня преобразованы в лофты). Именно поэтому здесь располагается знаменитая «École Boulle» – школа изящных искусств, ремёсел и прикладного искусства Парижа.

В 1760 году французский картограф Жиль Робер де Вогонди (Gilles Robert de Vaugondy, 1688 – 1766) составил карту Парижа и его предместий, за что был назначен придворным географом Людовика XV. На карте представлено предместье и улица Фобур Сент-Антуан.

Фрагмент карты Жиля Робера де Вогонди с изображением предместья и улицы Фобур Сент-Антуан, 1760 год
Фрагмент карты Жиля Робера де Вогонди с изображением предместья и улицы Фобур Сент-Антуан, 1760 год

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится 88 предметов мебели XVIII века с авторскими клеймами французских эбенистов. Основная часть этой мебели была изготовлена в пригороде Сент-Антуан. В статье мы не будем приводить биографические данные и анализировать оформление изделий тех мебельщиков из данного предместья, о ком мы уже говорили в наших прежних публикациях (Эволюция Больших стилей во французском мебельном искусстве XVIII века//Мир Искусств: Вестник МИА. – 2022. – №4 (40). – С. 100 – 127.; Уважая авторство: клейма французских эбенистов XVIII века//Мир Искусств: Вестник МИА. – 2023. – №1 (41). – С. 38 – 74.). Наша основная задача – территориальное обозначение тех мест, улиц Парижа и его предместья, где была изготовлена мебель из Большого собрания изящных искусств ASG. В XVIII веке в Париже и в предместье Сент-Антуан располагалось шесть улиц, являвшихся сосредоточением мебельных мастерских – Фобур Сент-Антуан, Сен-Николя, Траверсье, Шарантон, Клери и Шаронн.

Итак, «главной улицей» французских мебельщиков была улица Фобур Сент-Антуан. Здесь, как свободный мастер, начал свою карьеру один из лучших эбенистов периода правления Людовика XV Жак Дюбуа (Jacques Dubois, 1693/1695 – 1763). В собрании ASG хранится два изделия мебельщика (комод и угловая тумба), а также секретер его сына Рене Дюбуа (René Dubois, 1737 – 1799). В конце карьеры отца Рене взял на себя руководство его мастерской. Карьера Дюбуа-сына активно развивалась до 1780-х годов. Затем он посвятил себя торговле мебелью в магазине на углу улицы Монмартр и тупика Сент-Эсташ. Данный тупик был основан в 1512 году под названием «Cul-de-sac de la Croix-Neuve». Позднее здесь началось строительство церкви в честь святого Евстафия и тупик был переименован.

Дюбуа, Жак КомодФранция, XVIII век (период Рококо)Розовое дерево, палисандр, золочёная бронза, брекчиевидный красный мрамор с полями розового и жёлтого цветов (Вréche deMontmeyan )88×114×62 см БСИИ ASG, инв. № 12-2004
Дюбуа, Жак КомодФранция, XVIII век (период Рококо)Розовое дерево, палисандр, золочёная бронза, брекчиевидный красный мрамор с полями розового и жёлтого цветов (Вréche deMontmeyan )88×114×62 см БСИИ ASG, инв. № 12-2004
Дюбуа, ЖакТумба Франция, XVIII век (стиль Рококо)Набор различных порода дерева, маркетри, тёмно-красный мрамор с белыми прожилками и тёмно-серыми пятнами (Breche basque) 91×48 см БСИИ ASG, инв. № 19-1875
Дюбуа, ЖакТумба Франция, XVIII век (стиль Рококо)Набор различных порода дерева, маркетри, тёмно-красный мрамор с белыми прожилками и тёмно-серыми пятнами (Breche basque) 91×48 см БСИИ ASG, инв. № 19-1875
Дюбуа, Рене Секретер Франция, 70 – 80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма) Палисандр, розовое дерево, падуб, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с прожилками белого цвета (GrisSainte-Anne belge)130×85×35,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-1086
Дюбуа, Рене Секретер Франция, 70 – 80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма) Палисандр, розовое дерево, падуб, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с прожилками белого цвета (GrisSainte-Anne belge)130×85×35,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-1086
Тупик Сент-Эсташ, ведущий к северному порталу церкви святого Евстафия
Тупик Сент-Эсташ, ведущий к северному порталу церкви святого Евстафия

На улице Фобур Сент-Антуан имел мастерскую и магазин Фиделис Шей (Fidelys Schey, умер в 1788 году). Он получил звание мастера в 1777 году. Особой популярностью в его исполнении пользовались шкафы, библиотеки, комоды, секретеры, цилиндрические бюро, десертные консоли и различные столы, отличающиеся добротностью исполнения. Шей часто покрывал предметы китайским лаком и лаком «Мартен», но излюбленным материалом мастера был шпон с инкрустацией в виде филенок, медальонов и атрибутов музыки. В конце правления Людовика XVI в большом количестве изготавливал простую по конструкции мебель из красного дерева, украшенную медными или бронзовыми накладками. В 1786 году выполнил для замка Фонтенбло несколько игральных столов.

В собрании ASG хранится секретер с дверцами Фиделиса Шея. Он декорирован вертикальным набором маркетри и личинками в форме овальных медальонов с «бандеролями». За откидной крышкой данного секретера – отделение с небольшими выдвижными ящиками. Скошенные углы предмета украшены каннелюрами и золочёными накладками. На ножках – бронзовые золочёные накладки фигурной формы.

Шей, Фиделис Секретер Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Красное дерево, золочёная бронза, красный мрамор с жилами и пятнами белого и серого цвета (Incarnat turquin) 160×101×41 см БСИИ ASG, инв. № 16-4116
Шей, Фиделис Секретер Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Красное дерево, золочёная бронза, красный мрамор с жилами и пятнами белого и серого цвета (Incarnat turquin) 160×101×41 см БСИИ ASG, инв. № 16-4116

Помимо Феделиса Шея на улице Фобур Сент-Антуан работали Денис Женти (Denis Genty, получил звание мастера 13 марта 1754 года) и Жан-Жорж Шлихтиг (Jean-Georges Schlichtig, получил звание мастера 2 октября 1765 года). В собрании ASG находится секретер Женти и два комода Шлихтига, который начинал карьеру на Фобур Сент-Антуан, а затем переехал на упирающуюся в неё улицу Сен-Николя (фр. rue Saint-Nicolas). Данная улица также находилась в предместье Сент-Антуан. Впервые она была обозначена на карте Парижа 1672 года, составленной Альбером Жувеном де Рошфором (1640 – 1710).

Карта Парижа, составленная Альбером Жувеном де Рошфором в 1672 году
Карта Парижа, составленная Альбером Жувеном де Рошфором в 1672 году
Улица Сен-Николя, вид с улицы Фобур Сент-Антуан
Улица Сен-Николя, вид с улицы Фобур Сент-Антуан

Важно отметить, что французские мастера мебельщики XVIII столетия за период работы, как правило, два-три раза меняли адреса своих мастерских. Так, например, Жан-Батист Вассу (Jean-Baptiste Vassou, 1739 – 1807) вначале работал на улице Сен-Николя под вывеской «La Tête noire» (рус. «Чёрная голова»), а в 1799 году перебрался на Фобур Сент-Антуан. В этом году закончилась Великая французская революция и на Фобур Сент-Антуан вновь закипела работа. Дело в том, что рабочие предместья Сент-Антуан стояли во главе революционных отрядов 1789 года. 27 апреля этого года на месте ныне не существующего Малого рынка произошли столкновения рабочих предместья с владельцами парижских мануфактур. Эти выступления были жестко подавлены королевскими войсками и стали той искрой, которая всполохнула Французскую Революцию. Улица Фобур Сент-Антуан была достаточно узкой, что делало её идеальным местом для строительства баррикад.

Вассу, Жан-Батист Бюро Франция, около 1790 года Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, медь, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Сarrare blanc veiné) 96,5×76×46 см БСИИ ASG, инв. № 15-1279
Вассу, Жан-Батист Бюро Франция, около 1790 года Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, медь, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Сarrare blanc veiné) 96,5×76×46 см БСИИ ASG, инв. № 15-1279

Непосредственно перед Революцией на улице Фобур Сент-Антуан работал и Пьер Буашо (Pierre Boichod, получил звание мастера 15 февраля 1769 года). Его мастерская располагалась в пассаже «A la Boule blanche». Пассаж этот был открыт 5 июня 1700 года. Здесь во внутреннем дворике было организовано несколько мебельных мастерских. Ещё одним крупным мебельным пассажем был пассаж Шантье (фр. Passage du Chantier), название которого дословно можно перевести как «двор для материалов» или «склад готовых изделий». Здесь и по сей день работают мастерские по производству мебели, создаваемой по образцам прошлого.

Пассаж «A la Boule blanche» на улице Фобур Сент-Антуан
Пассаж «A la Boule blanche» на улице Фобур Сент-Антуан
Вывеска пассажа «A la Boule blanche» на улице Фобур Сент-Антуан
Вывеска пассажа «A la Boule blanche» на улице Фобур Сент-Антуан
Буашо, Пьер Шифоньер Франция, конец XVIII века Красное дерево, маркетри, латунь, чеканка167×80×44,5 см БСИИ ASG, инв. № 17-0908
Буашо, Пьер Шифоньер Франция, конец XVIII века Красное дерево, маркетри, латунь, чеканка167×80×44,5 см БСИИ ASG, инв. № 17-0908
Пассаж Шантье с вывесками мебельных мастерских
Пассаж Шантье с вывесками мебельных мастерских

На улице Сен-Николя работали Пьер Ларок (Pierre Laroque, получил звание мастера 11 июня 1766 года), Луи Обри (Louis Aubry, получил звание мастера 31 августа 1774 года) и выдающийся эбенист XVIII столетия Леонар Буден (Léonard Boudin, 1735 – 1807). Обри начал изготавливать мебель на улице де Граммон (фр. rue de Grammont). Был зятем Клода Пьера Лебесга (Claude Pierre Lebesgue, получил звание мастера 6 мая 1750 года), мастерской которого на улице Сен-Николя руководил после Революции.

Фото улицы де Граммон 1866 года Фотограф Шарль Марвиль Сейчас название улицы изменено на «улица де Грамон» (фр. rue de Gramont)
Фото улицы де Граммон 1866 года Фотограф Шарль Марвиль Сейчас название улицы изменено на «улица де Грамон» (фр. rue de Gramont)
Oбри, ЛуиКомод Франция, 60-е годы XVIII века Палисандр, розовое дерево, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с включениями белого цвета (Gris Sainte - Anne belge)83,5×96×47,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-2575
Oбри, ЛуиКомод Франция, 60-е годы XVIII века Палисандр, розовое дерево, маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с включениями белого цвета (Gris Sainte - Anne belge)83,5×96×47,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-2575
Ларок, Пьер Канапе и три кресла Франция, 70 – 80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма)Дерево, резьба, точение, левкас Канапе 84×107×69 см, Кресла 87×58×59 см БСИИ ASG, инв. № 11-3780 (1 – 4)
Ларок, Пьер Канапе и три кресла Франция, 70 – 80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма)Дерево, резьба, точение, левкас Канапе 84×107×69 см, Кресла 87×58×59 см БСИИ ASG, инв. № 11-3780 (1 – 4)

Леонар Буден получил звание мастера 4 марта 1761 года. В начале карьеры он выполнял заказы на мебель с маркетри в виде цветов и в стиле шинуазри для торговца-краснодеревщика Мижона. К 1770-м годам стал получать заказы от Луи Моро (Louis Moreau, получил звание мастера 27 сентября 1764 года) и Жерара Перидье (Gérard Péridiez, получил звание мастера 27 июля 1761 года), а также от ковроделов.

Буден начал работать на Фобур Сент-Антуан, затем на Сен-Николя и, наконец, на улице Траверсье (фр. rue Traversière). В 1772 году Буден открыл собственный магазин на улице Фроманто в районе Пале-Рояль, а спустя пять лет переехал в монастырь Сен-Жермен-л’Осеруа.

Буден, Леонар Туалетный столик Франция, XVIII век (период Рококо)Набор различных пород дерева, маркетри, бронза, зеркало73,5×86×50 см БСИИ ASG, инв. № 22-1852
Буден, Леонар Туалетный столик Франция, XVIII век (период Рококо)Набор различных пород дерева, маркетри, бронза, зеркало73,5×86×50 см БСИИ ASG, инв. № 22-1852

Улица Траверсье располагалась в предместье Сент-Антуан. Она шла параллельно Сен-Николя, упираясь в Фобур Сент-Антуан. Согласно французскому историку Жаку Иллере (1886 – 1984) улица впервые появилась на картах в XVII столетии и получила своё название от имени землевладельца-садовника «Traversire» или «Traversier», который владел землей на этом участке в 1629 году [2].

Улица Траверсье, вид с улицы Шарантон
Улица Траверсье, вид с улицы Шарантон

На улице Траверсье работали три мебельщика, предметы которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG: Жан-Альдебер Вови (Jean-Aldebert Vоvis, получил звание мастера в 1767 году), Матье Криэр (Mathieu Criaerd, 1689 – 1776), Жан Хольтхаузен (Jean Holthausen, получил звание мастера в 1764 году). Вови работал на улице Фобур Сен-Антуан до переезда на улицу Траверсьер. Он имел немецкие корни, так же, как и Жан Хольтхаузен. В собрании ASG находится книжный шкаф и полукомод Хольтхаузена. Полукомод на два ящика декорирован маркетри в виде рам произвольного контура. Ручки, личинки и накладка на «арбалет» выполнены в виде растительного орнамента из золочёной бронзы. Матье Криэр – самый талантливый из династии знаменитых мастеров мебельщиков. В собрании ASG хранятся три его предмета (комод, бюро и туалетный столик), выполненные в стиле Рококо.

Вови, Жан-Альдебер Секретер Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, тёмно-серый мрамор с прожилками и пятнами светло-серого цвета(Sainte-Anne des Pyrenees)142,5×39× 93,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-0840
Вови, Жан-Альдебер Секретер Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, тёмно-серый мрамор с прожилками и пятнами светло-серого цвета(Sainte-Anne des Pyrenees)142,5×39× 93,5 см БСИИ ASG, инв. № 16-0840
Криэр, Матье Туалетный столик Франция, XVIII век Набор различных пород дерева, маркетри, бронза, зеркало76×89,5×51 см БСИИ ASG, инв. № 22-2043
Криэр, Матье Туалетный столик Франция, XVIII век Набор различных пород дерева, маркетри, бронза, зеркало76×89,5×51 см БСИИ ASG, инв. № 22-2043
Хольтхаузен, Жан Полукомод Франция, конец 60-х – начало 70-х годов XVIII века Красное дерево, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и включениями серого цвета (Calacatta)90×82×44,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-1859
Хольтхаузен, Жан Полукомод Франция, конец 60-х – начало 70-х годов XVIII века Красное дерево, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и включениями серого цвета (Calacatta)90×82×44,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-1859

В Большом собрании изящных искусств ASG есть ещё два мебельщика, обосновавшихся в предместье Сент-Антуан – Антуан Музар (Antoine Mouzard, получил звание мастера 30 июля 1755 года) и Элуа Пьер Ланглуа (Eloi Pierre Langlois, 1737 – 1805). Мастерская Ланглуа располагалась на улице Лапп (фр. rue de Lappe), а во время Революции – в Еврейском квартале около площади Бастилии. Улица Лапп соединяет улицы Рокет и Шаронн. Она является сердцем района Бастилии. В XVII веке здесь были сады, владельцем которых являлся садовник Жерар де Лапп. На карте Жиля Робера де Вогонди улица обозначена вместе с её альтернативным названием – «de Lape» ou «de Naples» (рус. «Неаполитанская улица»).

На улице Лапп мастер Ланглуа изготовил набор из шести кресел со спинками-«кабриоль» в форме «медальонов», хранящийся в собрании ASG. Конусообразные ножки этих кресел украшены простыми каннелюрами. В розетках – округлые резные элементы.

Ланглуа, Элуа Пьер Набор из шести кресел Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Дерево, резьба, точение 85×60,5×62,5смБСИИ ASG, инв. № 01-1079 (1-6)
Ланглуа, Элуа Пьер Набор из шести кресел Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Дерево, резьба, точение 85×60,5×62,5смБСИИ ASG, инв. № 01-1079 (1-6)
Фрагмент карты Жиля Робера де Вогонди с изображением улицы Лапп1760 год
Фрагмент карты Жиля Робера де Вогонди с изображением улицы Лапп1760 год

Алина Булгакова

Начать дискуссию