Анималист по прозвищу «козлиная борода»

Карел Дюжарден (1626-1678), со дня смерти которого в текущем году исполнится 345 лет, голландский художник Золотого века. В отличие от большинства своих собратьев по ремеслу, Дюжардена отличала способность не просто творить во всех жанрах живописи: портретном, пейзажном, историческом и бытовом, но и в каждом сказать свое слово.

Он долгое время проживал в Италии, и большинство его картин включают природные виды и характерные типы обитателей этой страны.

Дюжарден, Карел Автопортрет (1662)
Дюжарден, Карел Автопортрет (1662)

Как все голландские мастера Золотого века, Дюжарден работал в разных жанрах – портретном, историческом, мифологическом, но наибольшим успехом пользовались его анималистические и пейзажные работы, выполненные в стиле пасторальных сцен. Лучшими образцами этого жанра являются «Животные на ферме в тени дерева» и «Женщина, доящая рыжую корову».

Дюжарден, Карел Животные на ферме в тени дерева (1656). Национальная галерея, Лондон.
Дюжарден, Карел Животные на ферме в тени дерева (1656). Национальная галерея, Лондон.
Дюжарден, Карел Женщина, доящая рыжую корову (1657). 66 х 59 см. Национальный музей, Стокгольм
Дюжарден, Карел Женщина, доящая рыжую корову (1657). 66 х 59 см. Национальный музей, Стокгольм

По тонкости интерпретации персонажей, их взаимодействию с окружающим ландшафтом, изяществу цветовых отношений – это одни из наиболее ярких произведений мастера. В картине блистательно проявился дар Дюжардена – анималиста. Глядящая на нас холеная рыжая корова –центральный персонаж композиции, именно ради нее собрались в этой сцене все остальные участники.

Биографические сведения о художнике скудны и противоречивы. Он был родом из Амстердама и появился на свет в 1626 году в семье свечных дел мастера Карла Дюжардена.

По одной версии, Дюжарден учился у Никласа Берхема и Паулюса Поттера (1625-1654), влияние их в его творчестве ощущается явно, однако, ряд историков искусства сомневаются, что Берхем был фактическим наставником Дюжардена, поскольку они были почти ровесниками.

По примеру многих голландских художников Дюжарден отправился в Италию (1646-1652), где вступил в группу «Перелетных птиц» и получил прозвище «Боккебаард» - Козлиная Борода. Получив в Риме первую известность, он затем отправился во Францию. По свидетельству А. Хоубракена, проживая в Лионе, он наделал столько долгов, что единственным способом избавиться от них стала женитьба на Сюзанне ван Рой - своей квартирной хозяйке, значительно старше его. С ней он и вернулся в Амстердам, где его ждала настоящая слава.

В 1675 году Дюжарден вернулся в Рим по приглашению своего друга Джоана Рейнста (1636-1695), где был тепло встречен старыми приятелями и почитателями.

Дюжарден, Карел Портрет Джоана Рейнста, героя Дракенштейна в Вюрше, капитана бургеров в Амстердаме в 1672 году (между 1670-1675). Холст, масло. 131 х 106 см. Рейксмюзеум
Дюжарден, Карел Портрет Джоана Рейнста, героя Дракенштейна в Вюрше, капитана бургеров в Амстердаме в 1672 году (между 1670-1675). Холст, масло. 131 х 106 см. Рейксмюзеум

Друзья отправились в большой тур по итальянским городам, по окончании которого Рейнст вернулся в Амстердам, а Дюжарден остался в Италии, передав жене, что он скоро тоже вернется. По словам Рейнста, на самом деле он сказал: «Почему я должен спешить возвращаться? Я там, где я хочу быть».

Дюжарден отправился в Венецию, где в ноябре 1678 года неожиданно скончался. По словам его друга Йоханнеса Глаубера (1646-1726), Дюжарден писал там картины для голландского купца и внезапно заболел, возможно, чем-то отравился. Хотя он, казалось, совсем поправился, но «его живот был слишком полон», что стало причиной смерти. Друзья похоронили Дюжардена по католическому обряду, завернув в белую плащаницу, хотя он принадлежал к лютеранской церкви.

Одной из самых знаменитых картин Карела Дюжардена является работа «Итальянские шарлатаны», находящаяся в Лувре. Она олицетворяет все сильные стороны его универсального дарования – пейзажиста, анималиста и мастера жанровых сцен. Произведение искусно написано, элементы остроумно соединены в четкую живую композицию.

На грубом наспех сколоченном помосте группа заезжих лицедеев дает представление для крестьян, везущих товары на рынок. Под незатейливое музыкальное сопровождение фокусник демонстрирует свое искусство, а из-за занавеса выглядывает еще один участник представления в маске Ковьелло, ему не терпится узнать, насколько многочисленна и щедра публика. На импровизированном занавесе устроилась обезьянка – непременный участник уличных представлений, а в данном случае еще и символ суетности и мошенничества.

Дюжарден, Карел Итальянские шарлатаны (1657). Лувр
Дюжарден, Карел Итальянские шарлатаны (1657). Лувр

Дюжардена можно считать основателем анималистического жанра в его современном понимании, он изображает животных не как объект охоты или будущую снедь, а как живых существ, способных на эмоции и сострадание. Показательна в этом смысле его картина «Больной козел», где обычно такое подвижное и каверзное животное изображено понурым и безучастным. Встревожены его хозяева, пес, наверняка немало претерпевший от своего некогда неугомонного соседа, настолько опечален, что позволяет голубям купаться в пыли у себя под носом…

Дюжарден, Карел Больной козел (середина 1650-х)
Дюжарден, Карел Больной козел (середина 1650-х)

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется картина последователя Карела Дюжардена «Переход реки вброд», также объединяющая в себе пейзажную, анималистическую и жанровую сцену.

Дюжарден, Карел, последователь Переход реки вброд. Голландия, XVII в. Дерево, масло. 35×40 см. БСИИ ASG, инв. № 04-2561
Дюжарден, Карел, последователь Переход реки вброд. Голландия, XVII в. Дерево, масло. 35×40 см. БСИИ ASG, инв. № 04-2561

Карела Дюжардена современные исследователи относят к плеяде блестящих мастеров, объединивших достижения аркадского и классического, панорамного и лесного пейзажей, каприччио и портовых сцен. Дальнейшая эволюция привела Дюжардена к жанру пасторали, в которой ему суждено было стать непревзойденным мастером.

К числу интересных аллегорических работ относится картина «Ребенок, пускает мыльные пузыри».

Дюжарден, Карел Ребенок пускает мыльные пузыри [Аллегория краткости жизни] (1663). 116 х 97 см. Государственный музей искусств. Копенгаген, Дания
Дюжарден, Карел Ребенок пускает мыльные пузыри [Аллегория краткости жизни] (1663). 116 х 97 см. Государственный музей искусств. Копенгаген, Дания

Перед нами мальчик, пускающий мыльные пузыри и скользящий по морской зыби в большой морской ракушке, стоя опять же на большом мыльном пузыре, лежащим внутри раковины словно гигантская жемчужина. Художник с удивительным мастерством передал блеск перламутра раковины и прозрачность пузырей, улетающих в небо так же неотвратимо, как мгновения жизни.

Дюжарден, Карел Остановка на итальянском постоялом дворе. (ок. 1650). Национальная галерея Шотландии. Эдинбург
Дюжарден, Карел Остановка на итальянском постоялом дворе. (ок. 1650). Национальная галерея Шотландии. Эдинбург

Пейзажи Дюжардена, как правило, не отражают равнинную географию Нидерландов, а больше напоминают Италию с ее холмистым ландшафтом и полуразрушенными постройками. Еще чаще Дюжарден просто воссоздает итальянские виды, обозначая место действия в названии работы, например, «Остановка на итальянском постоялом дворе». Для передачи расстояния и атмосферы художник часто использует кулисную композицию, размещая по краям картины деревья, постройки и т.п. Он оживляет пейзажи персонажами и животными, хотя не заботится о правдоподобном наполнении своих работ, которые представляют собой очередной экзерсис в поисках идеальной красоты.

Большое число работ Дюжардена находится в Лувре и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также в Амстердаме, Гааге, Касселе и Берлине.

Дюжарден, Карел Пастухи, играющие в карты у разрушенного здания. Холст, масло, 51,5 × 66 см. Частная коллекция
Дюжарден, Карел Пастухи, играющие в карты у разрушенного здания. Холст, масло, 51,5 × 66 см. Частная коллекция

На полотнах Дюжардена со сценами природы в качестве стаффажа, фоновых фигур фигурировали животные. Однако художник настолько точно изображал их и вписывал в композицию, что фауна стала важной частью его картин. Отличный рисовальщик, Дюжарден был весьма изобретателен в составлении подобных произведений и уделял величайшее внимание деталям.

Со временем палитра художника менялась. В начале карьеры Дюжарден предпочитал золотистые цвета, но к сорока годам начал писать в прохладных серебристых тонах.

Дюжардена отличала редкая для человека XVII века «охота к перемене мест», он побывал в Англии, Португалии, Испании, Марокко и Алжире, жил в Лионе, Париже и Риме. Богатые путевые впечатления возможно и легли в основу сюжетов его картин, подкупающе необычных для его современников.

Светлана Бородина

Начать дискуссию