Из найма в бизнес

С тех пор, как мы столкнулись с пандемией коронавируса, проблема эмоционального выгорания обострилась во всем мире. Многие задумались о смене профессии или открытии собственного бизнеса. Мы решили разобраться в этой теме и выяснить, как и когда решиться увольняться с работы, всем ли это походит и какие трудности могут коснуться начинающих предпринимателей. Разберем на примере кофеен самообслуживания.

Когда страх уйти с работы перевешивает страх прийти на работу

Уже больше пяти лет деловые международные издания охотно цитируют заявление Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), назвавшей «стресс на работе эпидемией XXI века». Но за последние полтора года проблема эмоционального выгорания сотрудников серьезно обострилась. Опрос портала SuperJob показал, что за время пандемии COVID-19 россияне стали гораздо чаще конфликтовать на работе. Если в 2019 году ссор на рабочем месте не было у 77% опрошенных, то к осени 2021 года их число сократилось до 53%. Причем респонденты чаще ругались с коллегами, чем с начальством, но каждый пятый считает инициатором спорной ситуации именно своего руководителя.

А недавний опрос портала HeadHunter показал, что половина россиян жалуется на эмоциональное выгорание на работе «после событий 2020 года», последствия которых ощущаются до сих пор.

Каждый второй респондент признался, что выполняет поставленные задачи на автомате, каждый четвертый сообщил, что задумывается о смене профессии

В ходе опроса специалисты использовали в том числе методику, которая выделяет три фазы эмоционального выгорания:

  • напряжение
  • резистенцию
  • истощение

Во время первой фазы работник испытывает чрезмерную усталость, во время второй из-за резкого упадка сил проявляются такие реакции как отстраненность, безразличие и нежелание общаться с коллегами. На последней стадии, истощении, ухудшается физическое самочувствие: работа выполняется автоматически, без погружения и интереса, появляется ощущение опустошения и равнодушное или негативное отношение к коллегам.

Оказалось, что постоянное напряжение испытывает каждый второй работающий россиянин, в резистентной фазе находится почти две трети опрошенных (62%), признаки истощения обнаруживают у себя 47% респондентов.

<a href='https://ru.freepik.com/photos/business'>Business фото создан(а) ArthurHidden - ru.freepik.com</a>
<a href='https://ru.freepik.com/photos/business'>Business фото создан(а) ArthurHidden - ru.freepik.com</a>

Почему опасно продолжать работу в состоянии эмоционального выгорания

Помимо очевидного снижения работоспособности, постоянное напряжение может негативно повлиять на психику и привести в конечном итоге к хронической депрессии. Первое, с чего психологи советуют начать выход из личностного кризиса: поиск причин, которые привели к этому состоянию. Важно понять, какие именно факторы невозможно терпеть в нынешней работе. Если негативные проявления превышают эмоциональную отдачу, удовлетворение и полученные результаты, специалисты рекомендуют задуматься о смене работы. И если эти аргументы приведут к мыслям о своем бизнесе – стоит заранее взвесить свои физические, финансовые и эмоциональные ресурсы для открытия своего дела.

В частности, каждый, кто хочет стать своим единственным начальником, должен уметь установить границы: в первую очередь между рабочим и свободным, личным пространством. Лучше заранее понимать, какой период времени потребуется на деловую коммуникацию и переписку с контрагентами (поставщиками или арендаторами), как много сил придется потратить на поиск локаций для бизнеса и как структурировать свой день.

Как признаются предприниматели с небольшим опытом, на первом этапе возможны перекосы в обе стороны. Пока одни с головой погружаются в новое дело, посвящая каждый свободный час изучению продукта и поиску лучших решений, другие отпускают дело на самотек, не всегда успевая отследить конъюнктуру рынка. Оба варианта чреваты нестабильностью показателей. Следует сразу определиться с пресловутым балансом «работы и жизни», определить первичные и глобальные цели, порядок дня и следовать своему условному расписанию.

&lt;a href='https://ru.freepik.com/photos/woman'&gt;Woman фото создан(а) freepik - ru.freepik.com&lt;/a&gt;
<a href='https://ru.freepik.com/photos/woman'>Woman фото создан(а) freepik - ru.freepik.com</a>

Мифы и меняющееся отношение к бизнесу

Существует предубеждение, что россияне опасаются уходить в малый бизнес и не готовы рисковать стабильной работой с фиксированным окладом. Проведенное в этом году исследование ВЦИОМ показало несправедливость этого стереотипа:

60% респондентов хотели бы стать предпринимателями, а 62% опрошенных родителей — чтобы их дети начали свой бизнес

По словам генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, среди основных причин, по которым россияне задумываются о предпринимательской карьере, — независимость, возможности для самореализации и высокий доход. Примечательно, что всего 10% опрошенных считают, что «научиться быть предпринимателем» дано не каждому. Остальные в целом понимают, что ведение бизнеса – это не врожденный талант и этому искусству можно научиться.

Как часто отмечают предприниматели, работающие с франчайзинговой сетью кофеен самообслуживания Lifehacker Coffee, на первых этапах им особенно помогало общение с бизнесменами из этой же сферы. Коммуникация приносит не только обмен опытом и полезные знания, которые помогают избежать типичных ошибок новичка, но и деловые связи. Ценность наработанных «живых контактов» в современном мире сложно переоценить.

О том, как взвесить риски и перейти от теории к практике

Перфекционизм и планирование – полезные черты характера, пока они не начинают тормозить или блокировать реальные поступки. Эта статья никогда бы не была дописана, если бы в какой-то момент не прекратился сбор источников и идей для вдохновения.

В любой стратегии важно вовремя провести линию отсечения, после которой начинается переход от слов и идей к реальным действиям. Но если страхи все еще сильны, а личные обстоятельства или склад ума не позволяют в одночасье уйти с работы и разрушить все старые уклады – можно предусмотреть компромиссный вариант и попробовать себя в деле, не увольняясь со своей должности. Вендинг нового поколения позволяет открыть мини-кофейню без сотрудников – эти аппараты не требуют постоянного присутствия и внимания предпринимателя. Все, что необходимо сделать на старте – получить бизнес-план, внимательно изучить его и задать все интересующие вопросы менеджеру проекта.

В первое время, по словам партнеров сети Lifehacker Coffee, в день среднем требуется около получаса, чтобы промониторить ход дела. И, как в любом бизнесе, доходы коррелируют с затратами времени и денег на само дело, но прямая связь не всегда очевидна.

В одних локациях точка выходит на ежемесячную выручку в 140 тыс. рублей без особых затрат на таргетированную рекламу или раздачу промоутирующих листовок. В других владельцам мини-кофейни достаточно чистой прибыли в 30-50 тыс. рублей, чтобы не задумываться о «раскрутке» места. Третьи продумывают планы маркетинговых кампаний, устраивают дегустации и промоутирующие акции. Часто это происходит, чтобы доходы от одной точки «помогали» развитию последующих. Стратегия и обороты зависят исключительно от целеполагания и пожеланий предпринимателя и… от удачно выбранной локации.

Как признаются партнеры франшизы, неожиданно «выстрелить» может даже самая бесперспективная на первый взгляд зона вроде продуктового магазина в спальном районе. В большей степени все зависит от общей проходимости. Но ориентироваться при выборе «кофейных точек притяжения» лучше все же на средний класс и места обитания традиционных потребителей напитка: спортсменов (фитнес-залы), студентов (университеты и колледжи), офисных работников (офисные центры) и посетителей торговых комплексов, в которых пересекаются эти и другие городские группы.

Из найма в бизнес

О финансовой стабильности предпринимателей

Социологи Фонда «Общественное Мнение» (ФОМ) выяснили, что в начале 2021 года настроения и доходы работающих на себя россиян стали постепенно улучшаться после «коронавирусного» кризиса 2020 года. Но еще один пик беспокойства по поводу доходов в этой группе был зафиксирован на фоне третьей волны пандемии, в конце июня. Усиливать экономию предпринимателям и самозанятым приходилось активнее, чем среднестатистическому россиянину, в том числе занятому в найме. В мае 2020 года об этом говорили 54% в «бизнес-группе», тогда как в среднем среди наемных работников – около 45%. Однако к июлю 2021 года доля «экономящих» предпринимателей сократилась до минимума (29%), на фоне уже четвертой волны пандемии разрыв с сотрудниками по найму упал до 7%.

Социологи отметили, что в целом, несмотря на то, что по группе предпринимателей и самозанятых пандемия в финансовом отношении ударила особенно сильно, переживать эти удары им в каком-то смысле оказалось легче, чем многим другим

Предприниматели обладают более емкими ресурсами, чем другие категории населения. Даже оценки своего материального положения в этой группе в течение почти всей пандемии были в целом более позитивными, чем в среднем по населению.

«Именно ресурсность и позволяет этой группе удерживаться в трудной ситуации», – подчеркивают в ФОМ

Важное преимущество вендингового бизнеса: возможность быстро из него выйти. В крупном городе продажа оборудования не составит большого труда, при этом Lifehacker Coffee готов выкупить кофейню, если через 12 месяцев инвестиции не окупятся. Этот пункт прописан в договоре, поэтому беспокоиться о его исполнении не придется.

Еще один важный аспект: наличие проработанного бизнес-плана, который позволяет просчитать прибыль с одной продажи. Себестоимость продукта легко просчитать, поскольку затраты на один напиток в среднем составляют около 27 рублей.

О выборе кофе как перспективного продукта для продвижения

По итогам 2019 года количество выпитого кофе в натуральном выражении в России впервые превысило количество выпитого чая. Как писал РБК со ссылкой на ассоциацию «Росчайкофе», тогда россияне потребили 180 тыс. тонн всевозможных кофейных напитков, в то время как чайных – на 40 тыс. тонн меньше. А в сентябре 2021 года аналитики подтвердили, что большинство россиян часто пьют кофе и по популярности этот напиток уступил чаю. Исследование «СберМаркета» показало, что 64% респондентов по всей стране регулярно употребляют кофейные напитки, в то время как чай – 54%. Третье место занял лимонад и другие напитки (27%). Среди кофеманов наибольшей популярностью пользуется растворимый (46%) и молотый (39%). Еще 5% предпочитают капсульный кофе.

Эксперты также отметили, что по итогам первого полугодия 2021 года продажи кофе выросли на 70% в сравнении со вторым полугодием 2020-го. В среднем каждый второй россиянин тратит около 1 тыс. рублей на кофе в месяц

Среди кофе наиболее популярным среди его потребителей до 44 лет остается вариант с коровьим молоком. Для таких ценителей у Lifehacker Coffee появился аппарат для приготовления напитков на основе живого молока. Благодаря системам самостоятельной очистки машина готовит свежие напитки и не требует обслуживания и долива в течение всего срока 6-дневного срока хранения молока.

Из найма в бизнес

После 45 лет россияне предпочитают черный кофе: американо или эспрессо. В кофейнях люди чаще выбирают капучино и американо (33 и 27%), латте и эспрессо – на третьем месте (по 17%). Все эти классические варианты также доступны в кофейнях самообслуживания сети Lifehacker Coffee.

22
2 комментария

Кофейный бизнес на мой взгляд самый понятный и маржинальный, по этому и очень конкурнетный) Но вот идея сделать кофе точку без бариста, это сразу уход от конкурнетов)

Ответить

Удивительно, что у нас кофе стали пить больше, чем чая) Мне коллега как-то рассказывал про эту франшизу Lifehacker Coffee и своём опыте работы с ребятами. Вписался и тоже поставил кофейню. Лишняя копейка никогда не помешает, и этот так сказать бизнес совмещаю с основной работой. Реально, часто слышу от знакомых, что хотят что-то свое открывать, про выгорание.. Вот можно начать с малого. Еще и бизнес на кофе перспективный)

Ответить