Интернет-маркетолог: кто это, что делает, как нанять

Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, хотите решить ряд ассоциированных с маркетингом задач, а не разбираться в специализациях. Тем не менее первым шагом станет формулирование конкретных задач, которые будет решать специалист, это поможет поиску и отбору кандидатов.

Давайте определимся, что маркетолог — это название для группы специализаций, связанных целью продвижения товаров или услуг.

Список современных маркетинговых задач:

– Изучение рынка, клиентов, удобства сайта, анализ отзывов в сети (исследователь, маркетолог-аналитик)

– Дизайн и графическое наполнение сайта (дизайнер, контент-маркетолог)

– Тексты для сайта, писем и рекламы (копирайтер, редактор)

– Технические работы по сайту, подключение аналитики, счетчиков, CRM (администратор сайта, верстальщик, «эникейщик»)

– Реклама в интернете (таргетолог, директолог, трафик-менеджер)

– Повышение сайта в поиске Яндекс или Google (специалист по SEO)

– Ведение соцсетей, включая ответы в мессенджерах (SMM специалист, «эсэмемщик»)

– Анализ цифровых показателей сайта, затрат на рекламу (веб-аналитик)

– Стратегия и управление людьми (интернет-маркетолог, менеджер по маркетингу)

К сожалению, качественно и быстро выполнять все задачи один человек не сможет, но не обязательно нанимать штат специалистов.

Выделите приоритетные задачи, а остальное закажите разово у фрилансеров с опытом, контролируя вместе с нанятым специалистом ход работ и результаты. Как правило, маркетологи совмещают 2-3 специализации, что упрощает поиск, смотрите на опыт, просите рассказать о выполненных работах, показать описанные кейсы.

Примеры специализаций, которые совмещаются без потери в качестве:

– Управление людьми + реклама в интернете + анализ показателей сайта и рекламы

– Ведение соцсетей + тексты для сайта и писем + наполнение сайта (вместе с дизайнером)

– Технические работы по сайту + повышение сайта в поиске

– Дизайн и наполнение сайта + тексты для сайта и рекламы

– Реклама в интернете + ведение соцсетей + тексты для рекламы

– Удобство сайта + изучение пользователей + дизайн сайтов

Выбранные приоритетные задачи впишите в описание вакансии – так кандидаты поймут, за что конкретно вы собираетесь платить, насколько требования адекватны.

Нет ничего хуже размытых описаний задач, бесконечного набора зон ответственности без указания размеров оплаты труда.

Посмотрите, как описывают вакансии другие компании – это поможет составить правильное описание.

Готовность работать за небольшие деньги указывает на низкую квалификацию – толковые специалисты даже в регионах хорошо зарабатывают, так как для фриланса не важно место проживания. Ищите людей с отзывами, просите контакты предыдущих заказчиков, чтобы убедиться, что вас не обманут, красочно описав достижения. Читайте отзывы об исполнителях на биржах фриланса (например, Fl.ru или YouDo) – они берегут репутацию и не допускают ложных отзывов (как на Яндекс.Маркете, картах Гугл и Яндекс)

Среди маркетологов ходит поверье, что заказчик, которого интересует в первую очередь стоимость работы – это сигнал к остановке сотрудничества. Чем меньше оплата, тем больше проблем. Не становитесь таким заказчиком, качественная работа принесет доход, превышающий затраты.

Определитесь, кто должен разобраться в стратегии

Если вы сможете самостоятельно определиться с направлениями деятельности и объективно достижимыми результатами, то нанимайте тактиков-исполнителей, если хотите делегировать, то начните со специалиста-менеджера, кто не только умеет нанимать подрядчиков, но и сам сможет выполнять пару направлений работ, перечисленных выше.

Маркетинг — это не хаотичная деятельность и затраты, а системная работа с возможностью отследить финансовый результат. Попросите специалистов изначально определиться, как будет вестись оценка результатов (рост трафика, количество и стоимость лидов, план фиксации покупок в магазине) – что не измеряешь, тем не управляешь. Это не относится к работе дизайнеров и копирайтеров.

Не забудьте, что ваши действия должны быть последовательными, заранее продумайте перечень задач и распределите по месяцам – так будет проще финансово и с точки зрения контроля работы фрилансеров.

Второй шаг – определяем способность кандидата выполнить работу

Способность качественно выполнить задачу состоит из нескольких составляющих:

1. Теоретические знания: слышал как надо и видел, как делают

2. Практический опыт: делал сам

3. Мотивация: имею желание делать

Задайте вопрос кандидату, как выполняется та или иная работа, послушайте рассуждения о порядке и правилах выполнения задачи. Хорошая теоретическая подготовка — это фундамент для осознанной практики.

Найдите в резюме конкретное подтверждение опыта и попросите описать задачу: как она ставилась, кто участвовал в работе, как был организован процесс, сколько заняло по времени. Хорошо, если кандидат расскажет о допущенных ошибках и о том, как не надо выполнять эту задачу. Не задев мебель в темноте можно пройти в хорошо знакомой комнате, и опытный маркетолог знает, где острые углы.

Не забывайте, что в маркетинге и продажах много людей, умеющих говорить, но не работать – дайте тестовое задание, чтобы проверить реальные навыки.

Например, как определить квалификацию интернет-маркетолога или специалиста по трафику: Если уже готов сайт, попросите схематично нарисовать путь пользователя от поиска до совершения покупки (это покажет, понимает ли специалист, в каком месте может быть причина плохих продаж), попросите привести несколько вариантов, как отследить людей, пришедших с рекламы, если финальная покупка происходит в оффлайн магазине (это покажет, понимает ли человек, как отследить эффективность рекламы)

Важно, чтобы тестовое задание не отняло больше получаса и кандидат не передумал взаимодействовать с вами.

Хорошим тоном в отношениях с дизайнером будет оплата тестового задания, например, вы можете получить несколько вариантов меню, презентаций ваших услуг, листовок, макетов вывесок над вашим входом, если пообещаете оплатить эту работу. Это даст и вам пользу (все равно будете делать позже), и позитивно расположит к вам дизайнера.

Обратите внимание на то, как специалист по маркетингу доносит мысли – это третий шаг.

Маркетинг – это мостик между потребностью потребителя и бизнесом, его удовлетворяющим. Вы можете не знать о маркетинге, но грамотный маркетолог легко объяснит суть деятельности, поможет понять какую пользу может принести.

Без навыка понимания потребностей клиентов и увязки их с свойствами продукции или результатами услуг сложно сделать понятный сайт, написать письмо в том стиле, чтобы даже сверх занятый топ-менеджер смог быстро понять его смысл. Реклама, которая не основана на потребностях и желаниях клиента не зацепит и не приведет его к вам.

Коллектив маркетологов, умеющих объяснить просто, что и зачем делают, будет эффективен в решении задач развития вашего бизнеса.

Не отчаивайтесь, если найдете хорошего маркетолога не сразу. Оглядывайтесь на конкурентов, смотрите на тех, кто крупнее вас – они уже прошли по той дороге, по какой пойдете вы. Найдите на hh.ru через поиск резюме бывших сотрудников этих компаний – там много подсказок, что они делали в части маркетинга для развития бизнеса конкурентов.

Автор: Анастасия Юговая

22
1 комментарий

Мде. А все по задачам, что не вошло в список - несовременное? ;)

Навскидку щас настрогаю:
- разрабатывать вижуалы для применения в каналах ИМК
- осуществлять продакшн ТМЦ маркетинга
- выполнять апхолд основного цикла компании в аспектах маркетинга
- обеспечивать сопровождение и поддержку базовых коммерческих функций в разрезе маркетинга
- формировать гайдлайны представления бренда, внедрять их в штатные практики предприятия, контролировать исполнение гайдлайнов
- разрабатывать и реализовывать мероприятия по продвижению в полном цикле - от бюджетирования до корректур по обратной связи для последующих итераций, в разрезе как СтиС, так и ФоС
- обеспечивать контроль инфополя и формировать инициативы по удержанию и развитию TQI и SOV
- ... и так далее, дохрена писать, можно много и долго.

Перечень позиций в службе - с одного из мест работы, допустим ;)
Пишу без порядка и структуры.
- продакшн-менеджер (чтобы были визитки, листовки, дешево, хорошо, вовремя, с учетом)
- дизайнер-график (рисовать простую фигню)
- дизайнер-аниматор (рисовать долгую и сложную фигню)
- дизайнер-верстальщик (верстать все нарисованное и делать правки)
- управляющий территориальным маркетингом (трахать людей и партнеров на местах в плане маркетинга)
- бренд-менеджер (ковать капитал бренда и не тратить время на промо и поддержку продаж)
- менеджер по кооп-маркетингу и работе с вендорами (разводить партнеров на бабло, чтобы тоже вкладывали)
- менеджер по рекламе (вывески, билборды, печеньки в чашках, все что не ТМЦ и все что не марком, но создает оболочку и физикал эвиденс)
- маркетолог-аналитик (обеспечивать функционирование МИС)
- интернет-маркетолог (представлять бренд в интернет, который ВСЕГО ЛИШЬ КАНАЛ, а не ебаная сущность, как свято верит 80% висиру)
- менеджер по е-коммерс маркетинга (осуществлять поддержку продаж в интернет маркетингом - как территориал выше, только в вирте)
- менеджер проектов по маркетингу (давайте отправим Теслу с какашками в космос)
- управляющий товарной группой (хватит продавать фиолетовые эклеры, пусть будут малиновые, весом 30 грамм, ценой 2 рубля, длиной 5 см, срок годности 72 часа, класть по 3 шт, зубы ломаются в 2% случаев)
- специалист по учету и отчетности маркетинга (хрен вам а не откаты и бюджет не кончится раньше срока)
- менеджер по маркетинговым коммуникациям (вью с боссом фирмы на висиру, наорать на упырей из яндекс за корявый выход фото в чужой статье)
- менеджер по корпоративным коммуникациям* (чтобы у Васи из продаж не взял интервью педик из Гугла, чтобы при этом Петя из финансов был в галстуке и не позорился на презентации)
- сотрудник склада ТМЦ маркетинга* (в Воронеже и Калининграде вовремя должны быть буклеты и фирменные зонтики)
- помощник руководителя службы маркетинга* (в очередь, сукины дети, он злой сегодня, хватит кофе босса тырить, босс звонили с ревизии - говорят, опять хмыри с Омска тырят партнерские бабки)
- копирайтер*/корректор (Петя из финансов должен иметь на бумажке текст, аналитики предрекли спад продаж - пишем заметку что всякие тупые спекулянты ломают рынок - марком наорет на Ведомости и они разместят это завтра; диз Вася опять пропустил в макете 3 запятые, ща поправим)
- менеджер по продвижению и спецпроектам (киберспортивная команда в нашей брендировке забухала, завтра просрут финал LOL, срочно бежать и отрезвлять мудаков, у нас не бренд лузеров, поражения быть не должно)
- менеджер по тех. обеспечению продвижения (наши фирменные тачки в брендировке промокли под дождем в Хабаровске и стояли на солнце три дня, деколи вздулись на солнце и влага в салоне вызвала вонищу, срочно заставить мудаков в Хабаровске переклеить деколи и чтобы запихали по 4 вонючки-елочки под сиденья хотя бы на три дня)
- коммуникатор службы взаимодействия с потребителем (NPS в Тамбове последние 3 недели просел, надо отправить летучку проверить соблюдение стандартов обслуживания + открыть опцию в программе лояльности с гивами последним 400 покупателям для сглаживания негатива)
- интерпретатор службы —-//—- (тепловая карта движения потребляйтера в аутлете - ареал увеличился в двое, опять у этих упырков мерчендайзинг сломался)


Это я еще не написал:
- руководителей блоков/участков внутри (а они есть)
- аутсорсеров (всяких SMMщиков, и прочий люд от веб-дизов до мерчендайзеров, кодеров, и так далее).

* - это тоже маркетинг, даже если кажется - что нет, потому что они полностью вовлечены, погружены, в теме, и не занимаются ничем другим

Прикинь, это все маркетинг если что...

К чему высер? Хватит позорить маркетинг своим ссаным однобоким диджиталом, это 5% от функции. И все, кто искренне думает, что он все закрыть способен - потом приходят к тем, кто умеет в функцию в целом, потому что ссаный РСЯ-баннер не заменит карту бренда, не простроит платформу марки, не создаст стратегию на 3 года, не рассчитает эквити и в PEST-анализ примитивный не умеет. Это просто кучка пикселей.

Ответить