Если заблокируют YouTube: как бизнесу снизить риски, сохранить контент и на какие площадки перейти

Скажу сразу — я и команда Videoset-insta считаем, что вероятность полной блокировки YouTube очень низкая, хотя и не нулевая. Но бизнес должен быть гибким, учитывать возможные риски. Важно подготовиться к негативным сценариям. Особенно сейчас, когда всё меняется невероятно быстро.

В марте Google ограничил возможности рекламодателей из России. Facebook был заблокирован с российской стороны, как и Instagram (хотя Яндекс.Бизнес уже предложил замену), после новостей о взглядах Meta на цензуру.

Если заблокируют YouTube: как бизнесу снизить риски, сохранить контент и на какие площадки перейти

На YouTube убрали все возможности монетизации контента для блогеров из России. Возможный следующий шаг — блокировка, притом как со стороны Google, так и со стороны Роскомнадзора.

Безусловно, многие люди пользуются YouTube с помощью VPN — в их числе жители Крыма и Китая. Более того, крымчане обходят даже ограничения, касающиеся рекламы, и продвигают свои товары и услуги. Но в любом случае нужно быть готовым к худшему сценарию: массовому оттоку пользователей и блокировке или даже полному удалению контента, который вы загрузили на YouTube. Мы ни в коем случае не призываем паниковать и полностью бросать площадку — речь идет всего лишь о снижении рисков.

В зависимости от того, как вы использовали YouTube прежде, в случае его блокировки вы можете лишиться:

  • рекламной площадки для продвижения услуг, товаров;
  • хранилища видеоконтента;
  • канала, через который вы могли транслировать позицию бренда, делиться экспертным мнением, прогревать подписчиков.

Давайте поговорим о том, что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы снизить эти риски.

YouTube как рекламная площадка — чем заменить?

Вы можете запустить рекламу через Яндекс. Варианты:

  • Рекламная сеть Яндекса. Можно использовать разные форматы: индивидуальные предложения, баннеры, текстовые объявления, видеорекламу и пр. Если вы снимали короткие рекламные ролики для YouTube, вы можете перенести их в Яндекс.
  • Дзен. Для площадки можно подготовить рекламные публикации, в том числе и видеоролики.
  • Видеореклама в Яндексе. Опять же, пригодятся короткие рекламные ролики, которые вы готовили для YouTube. В частности, можно настроить их показ в плеере КиноПоиска.

Рекомендуем обратить внимание на myTarget — площадка позволяет использовать как статичные форматы, так и видеорекламу для продвижения ваших товаров и услуг во ВКонтакте, Одноклассниках и пр.

Еще один отличный вариант — реклама ВКонтакте. Можно предположить, что многие пользователи фейсбука сейчас перейдут или вернутся во ВКонтакте — аудитория соцсети вырастет, а значит, вам легче будет найти потенциальных клиентов. Через ВКонтакте можно продвигать сайт, товары и услуги (их можно продавать прямо в магазине соцсети), сообщества.

Где хранить видеоролики?

Многие использовали YouTube как площадку для хранения видеороликов. Это удобно: можно публиковать ссылки на видео в рассылках, чат-ботах, на лендингах и пр. При правильной настройке видео можно просматривать прямо со страниц сайта и посадочных, переходить на YouTube нет необходимости.

Если YouTube заблокируют, все эти ссылки станут нерабочими.

Что мы рекомендуем сделать:

  • Скачать ваши материалы из YouTube, если вы уже удалили оригиналы. Во-первых, через VPN качать дольше, а в некоторых случаях еще и не бесплатно. Во-вторых, есть риск (хотя и очень малый, но все же есть) полного удаления видео российских пользователей с площадки в случае блокировки. Если так случится, вы потеряете свои видео.
  • Продумать вариант замены всех ссылок на видео, которые вы используете в блоге, на лендинге, в рассылках и пр.
  • Постепенно публиковать видео на других площадках. Не переносить полностью, удаляя с YouTube, а просто копировать.

На какие площадки идти? Варианты:

  • Rutube. У этой площадки много недостатков, включая долгую модерацию. Но понаблюдать стоит: сейчас идет приток новых пользователей, поэтому, возможно, разработчики постараются сделать Rutube более удобным. В любом случае это неплохой источник ссылок на видеоролики.
  • ВКонтакте. Особенно удачный выбор, если вы планируете продвигаться в дальнейшем через эту соцсеть.
  • Дзен. Интересно, что некоторые крупные блогеры из YouTube сейчас копируют видео именно в Дзен (например, Wylsacom, SlivkiShow и пр.).
  • Российские сервисы хранения данных. Пример — Selectel.

Если есть возможность, постарайтесь вырезать из видео атрибуты YouTube: например, анимацию в стиле площадки с приглашением подписаться и нажать на колокольчик. На других площадках эти детали будут смотреться странно. Но если такой возможности сейчас нет — публикуйте ролики без изменений.

Где прогревать подписчиков и транслировать экспертное мнение?

Здесь снова пригодятся Rutube и Яндекс.Дзен. Если речь идет именно о прогреве и демонстрации экспертности, вам нужны подписчики. Сейчас у обеих площадок прирост пользователей — это может повлиять на алгоритмы, но как именно, пока сказать сложно.

Также можно публиковать видео в Одноклассниках (если там есть ваша ЦА) и ВКонтакте.

Рекомендуем:

  • На Дзен выходить с контентом одного формата. По опыту, если вы привлекли подписчиков именно видеороликами, они неохотно будут читать статьи.
  • На Дзен можно переносить Reels из инстаграма и Shorts из YouTube. Эта площадка любит частые публикации, особенно на этапе начальной раскрутки канала, поэтому вы можете собрать все старые видео, которые актуальны сейчас, и заливать как минимум по 1–2 ролика каждый день.
  • Тестировать разные варианты, экспериментировать. Пока сложно сказать, какие варианты привлечения подписчиков сработают лучше всего и как изменятся алгоритмы в дальнейшем.
  • Пробовать разные каналы и смотреть, какой из них больше подойдет именно вам. Не делайте ставку только на одну площадку. Тратить много времени на адаптацию к каждой площадке не обязательно — даже если вы будете просто публиковать одно видео на разных сайтах, это даст результат.

Повторим: сценарий блокировки YouTube маловероятен. В пользу этого говорит и тот факт, что площадку не запретили даже после закрытия ряда официальных YouTube-каналов. Но подстраховаться все же стоит.

99
43 комментария

Там пока контент показывается только подписчикам. А недавно и комментарии могут оставлять только подписчики. Вынужденная мера, которую ввели. Думаю, все устаканится со временем.

4
Ответить

Сегодня кстати особенно активно обсуждается блокировка youtube в новостных лентах как ответ на блокировку канала гостелерадиофонда 🙈

2
Ответить

ничему не удивлюсь уже, вот честно

Ответить

Спасибо огромное за статью, сейчас это актуально как никогда. И отдельная благодарность за подробную инструкцию

2
Ответить

Дата публикации какая)) кто бы мог подумать, что угроза блокировки ютуба будет так сильна сегодня

Ответить

А помните, ещё пару лет назад говорили осваивать русские соцсети. Надо было ещё тогда 🙈

1
Ответить

Ну согласитесь, что аналогов Ютубу нет. Я честно пробовал пользоваться рутубом. Но это вообще не то. И скорость загрузки страдает. Хотя сейчас может дела и лучше обстоят

1
Ответить