{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему я никогда не куплю чашку кофе в «МАГНИТе»

Меня зовут Вадим Емелиан ( https://t.me/VadimExplorer ) и я занимаюсь бизнес исследованиями в области развития клиентов (customer development) и конкурентном анализе (competitor analysis)

Совершенно не секрет, что направление «кофе-с-собой» развивается с каждым годом и цифры потребления растут, как на дрожжах. Причем, все сегменты отрасли растут – хорошие показатели по продажам кофе демонстрируют как исторически кофейные места (кофейни, пекарни, кондитерские), так и ниши, где кофе – продукт не первой ассортиментной линейки: QSR (quick service restaurants), Retail (сети продуктовых магазинов) и АЗС.

В сегменте QSR большой прорыв сделал McDonald’s, фактически создав нишу «кофе-с-собой» в России в начале 2000-х, благодаря чему прыгнули кофейные продажи и у конкурентов, как «куриных», так и «королевских». Следующей большой волной развития продаж кофе стал нефтяной розничный ритейл, который активно начал задавать модный тренд для автомобилистов через сеть АЗС «ГазпромНефть». И, заключительный сегмент, который уже давно развит в США и Европе, но в России активно стартовал только в 2019 году с сети «Пятерочка» - продуктовый ритейл.

Формат "кофе-с-собой" в сети "Пятерочка". Источник: https://vgosti.5ka.ru/

«Пятерочка» была первопроходцем в создании концепции «КАФЕ», основными продуктами которой были кофе в картонных стаканах и выпечка. Они первые, кто внедрил такую концепцию, как полноценный формат сразу на большое количество локаций. Они первые, кто экспериментировали и пробовали разные бренды оборудования, тестировали и запускали разные сорта кофе (как локальных обжарщиков, так и зарубежных), обжигались на сервисе и обслуживании кофемашин, «воевали» с персоналом, внедряя ежесуточный уход и прочее.

За весь период развития этой концепции были ошибки, недовольства клиентов, не работающие кофемашины, но при этом сеть смогла нарастить «скиллы» в этом направлении.

Методом проб и ошибок, сеть «Пятерочка» по итогам 2022 года вошла в топ-3 в категории «Горячий кофе», пропустив таких гигантов, как «Вкусно и точка» и «KFC». Результатом стала мощная цифра в 15 млн чашек в год, что является удвоенным показателем по отношению к 2021 г.

Источник: https://www.retail.ru/ 

А что конкуренты?

Когда «Пятерочка» прошла все сложные первые этапы, когда «приучила» своих клиентов к потреблению продуктов новой концепции, когда «отбилась» от хейта - остальные сети тоже подтянулись. Попытки запуска направления «КАФЕ» были и у «Дикси», и у «Перекрестка», и у «Магнита», в том числе и у других региональных сетей.

Почему попытки?

Некоторые сети («Магнит», «ВкусВилл») в 2019-20 гг. запускали продажу кофе через «третьи руки», не вкладываясь в оборудование, персонал и сервис, просто приглашали аутсорсинговые компании и по факту просто продавали 1 кв.м. под кофе-корнер. Не удивительно, что такой формат немного отстает от текущих запросов потребителей и тогда сети полноценно начали создавать (а по факту, копировать) концепцию «КАФЕ» у «Пятерочки».

Многие запустились, но все работает как-то «по-советски», для галочки. Ответственные сотрудники накупили оборудования, провели зонирование, запустили концепт, все свои KPI выполнили, но каких-то прорывных результатов нет. Почему?

В своих бизнес исследованиях, я наткнулся на замечательную концепцию «пяти единичек», суть которой заключается в том, что каждый элемент системы можно повторить, но скопировать всю систему – невозможно!

Если за эталон каждого элемента системы принять 1 (единицу), а за максимально приближенное копирование элемента принять значение 0,9, то скопированная система будет выглядеть так:

Сам ручками сделал в РР

Что и как копировал «МАГНИТ»?

1. Кофе – вкус кофе! Как говорят умные люди: «Сначала сделай продукт, потом начинай его продавать». На сегодняшний день кофейная отрасль настолько сильно развита, что даже если ты не разбираешься в продукте, в нашей стране очень много профессионалов, которые могут помочь в этом или просто привлеки тех же самых поставщиков и сделай минимально «усредненный» продукт. Кофе в «МАГНИТе» горький! Настолько горький, что даже сотрудники не пьют! А это показатель!

2. Касса самообслуживания – не работает! Мамочки с колясками не готовы будут стоять в очереди к стандартным кассам постоянно, поверьте – легче выбрать экспресс окно «Вкусно и точка!» или зайти в «Пятерочку» (само собой, я говорю о не дорогом сегменте, в противном случае – можно зайти в монобрендовые кофейни).

Личный опыт.

3. Ингредиенты и сопутствующие товары – отсутствие сахара в стиках и крышечек для стаканов, это уже за гранью.

4-5. Чистота и наличие других товаров – с одной стороны, столешница чистая, но наличие пустого стакана (видимо, предыдущий клиент вытянул сразу несколько стаканов из держателя и не вернул лишний обратно), наличие коробки с кубиками сахара и щипцов, дополнительные товары, которые не относятся к кофе и не являются товарами cross sale категории – все это захламляет рабочую поверхность. Уже не говоря о том, что отсутствует поддон рядом с сиропами – ведь по практике известно, что маленькие капельки сиропа всегда капают после использования.

Личный опыт.

Что в итоге?

Заходя в «МАГНИТ», я вижу (как и большинство покупателей) улучшения – создание новой зоны с вывесками «КОФЕ» и «ВЫПЕЧКА», большой ассортимент новых позиций, кофейный запах и запах выпечки – вроде, все хорошо, НО… система не работает. Потребитель сравнивает с тем, что уже есть на рынке и готов платить в двух вариантах: либо за похожий продукт и сервис, либо (в идеале) за улучшенный продукт и сервис.

Хотя, я исследовал кофе, а может ставка делается на выпечку?

Правило «Подсмотри у конкурентов и улучши» - работает всегда, так же, как и правило «пяти единичек» - элементы можно повторить, но скопировать всю систему – невозможно!

Похожие бизнес исследования изучаю и выкладываю тут: https://t.me/BussinessExplorer

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Леопольдович

Я ни разу не фанат и не адвокат и не член секты "Магнит - наше все". Также и в отношении X5 Retail.
Ситуация описанная и с фоточками касается конкретного магазина.
И в 5ке и в Магните периодически не работают точки самооплаты рядом с кофемашиной.
Также везде ломаются сами кофемашины. Например, в 5ке вместо капуччины выдавало вкуснейшее горячее молоко в виде пенки. При сам аппарат горел зелененьким, не помогла и перезагрузка. В Магните было наоборот - не наливало молочко.
В Магните в моем районе гнездования есть и сахар в стиках и чисто и все ок. Вкус кофе тоже ок, на мой неправильный вкус. Не такой как в 5ке, но тоже ок.
Мое мнение - в тн сетевой федеральной розничной торговли все примерно одинаково. Есть как примеры в которых все хорошо и прекрасно, так и магазинчики типа показанного на фото.
Делать глобальные выводы, что раз в 1 магазине не успели получить сахар в стиках или "немножко" заменили кофе для кофемашины на чуть-чуть другой относительно стандартов и поэтому везде кофе гадость, уберите его немедленно, все же не очень правильно, IMHO.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Explorer
Автор

Спасибо.
Я тоже не фанат ни Магнита, ни Х5, но слепое копирование формата - просто ни в какие ворота

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Вы сотрудник X5 и вас наглость космического уровня Тандера бесит ужас как сильно? )))

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Explorer
Автор

нууууу, разочарую вас, я не работаю в найме, а подход МАГНИТа - действительно бесит, тут вы в точку попали)

Ответить
Развернуть ветку
goshaigo

горечь вообще не аргумент, сиропа налил и пей. кислый многие не любят, горький не любят, слабый не любят, подо всех не подгадаешь

Ответить
Развернуть ветку
Марат Винокуров

ахаха, ну разнес магнит своим отзывом))))))))

Ответить
Развернуть ветку
goshaigo

какое странное сочетание эвервеса с пончиком

Ответить
Развернуть ветку
goshaigo

а если по теме, то вы очень сильно обобщили проблемы одного магаза на всю сеть, причем даже на фото довольно чисто все равно, в тех же пятерках и хуже бывает

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Explorer
Автор

На самом деле, фото из одного Магнита, но такое встречал в нескольких и при последнем посещении решил оформить в пост))) потому что везде все повторялось

Ответить
Развернуть ветку
goshaigo

проблема раздолбайства в такого рода магазах я думаю. наверняка сотрудникам и не доплачивают за обслуживание, раскидывание сахара и вытирание капель

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда