Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Тренд на розовый цвет уходит, его место занимает экологичный зеленый, поколение Z становится главным на рынке, россияне боятся слежки и скупают кнопочные телефоны и большой вопрос – появятся ли в России женские вагоны?

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Есть такая штука – трендвотчинг (trendwatching). От слов trend и watch – то есть, наблюдение за трендами.

Если очень сильно упрощать, то это история о том, какие тренды развиваются сейчас, и каких, скорее всего, следует ожидать в будущем. Почему «скорее всего»? Потому что трендвотчинг – это всегда про разные варианты и возможные сценарии. А если вам нужен точный прогноз, то лучше почитайте гороскоп. Там вам со всей уверенностью скажут, что в сентябре тельцы разбогатеют, а козероги встретят любовь всей своей жизни. С трендвотчингом всё не настолько оптимистично. Но, наблюдение за трендами с большой долей вероятности, дает нам ответ: что мы будем носить, куда ходить, что смотреть, о чем говорить. Ну и, кроме всего прочего, наблюдать за трендами – жутко интересно.

Зеленая косметика

Как тренд-аналитики отслеживают зарождающейся тренд – они следят за сигналами, на которые другие мало обращают внимание. Вот смотрите, в магазинах косметики стало появляться все больше и больше тюбиков зелёного цвета. И не только тюбиков: зеленым становится и их содержимое, в прямом и в переносном смысле. Почти каждый бренд, который следит за актуальными трендами, уже выпустил если не целую косметическую линию, то хотя бы один продукт ярко зелёного цвета – вот как моя майка.

На первый взгляд это говорит о том, что в моду приходит зелёный, но всё не так просто. Если немножко подумать, и сопоставить с другими параметрами, то можно обнаружить, что это совпадает со сменой поколений покупателей, точнее с выходом на потребительский рынок поколения Z – зумеров. Людей рождённых в 21-м веке. По общей мировой статистике их сейчас уже более 30 %, и в количественном отношении они уже потеснили миллениалов.

На первый взгляд это говорит о том, что в моду приходит зелёный, но всё не так просто. Если немножко подумать, и сопоставить с другими параметрами, то можно обнаружить, что это совпадает со сменой поколений покупателей, точнее с выходом на потребительский рынок поколения Z – зумеров. Людей рождённых в 21-м веке. По общей мировой статистике их сейчас уже более 30 %, и в количественном отношении они уже потеснили миллениалов.

Причём тут цвет? Давайте посмотрим. Символом поколения тех, кому сейчас от 20 до 40, является так называемый Millennial Pink. Девчачий розовый цвет, который стал крутым, сильным и модным. Настолько модным, что его с удовольствием носят даже брутальные рэперы и бойцы ММА.

Но вообще розовый символизировал гендерную повестку. Нельзя сказать, чтобы сейчас она совершенно ушла с радаров, но однозначно отступила под натиском более драматической – экологической повестки дня, которую зумеры чувствуют лучше других. См. Грета Тунберг. Можно сколько угодно иронизировать над странной девочкой из Швеции, но она является выразителем своего поколения.

Так что же насчет косметики и бьюти-трендов? Сегодня молодые люди, что примечательно обоего пола, прекрасно разбираются в вопросах натуральности. И отлично понимают, что такое косметика без парабенов, что значит экологичная упаковка, ресайклинг, что такое этичная косметика без тестирования на животных, что такое веганская косметика, и так далее и так далее. Все это можно объединить одним словом – зелёный. Есть ещё вопросы – почему косметические баночки, тюбики и их содержимое все чаще приобретают прекрасный изумрудный оттенок?

Скорее всего, они и дальше будут зеленеть. А бьюти блогеры, в диапазоне от Кайли Дженнер до Оксаны Самойловой, которые сейчас продают свою косметику в розовом миллениальном цвете, очень вероятно, уже через год-два начнут перевыпускать свои коллекции в экологически правильном зелёном. Кстати, обратите внимание какой цвет выбрал бренд Гуччи для своего юбилейного аромата 1921 – конечно же прекрасный и глубокий оттенок бутылочного зеленого цвета.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Трэш-минутка

Если сейчас зелёный цвет ассоциируется со здоровьем, экологией и прочим ЗОЖем, то в XIX веке в моде был цвет под названием «парижская зелень» на основе мышьяка.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Не самое здоровое изобретение, мягко говоря. Особенно популярным он был в Англии, зеленые платья носила королева Виктория, а художник Уильям Моррис выпускал красивейшие обои с зелеными узорами. Все это было крайне токсично. У портних, которые шили из зелёных тканей, все руки были в язвах, а люди которые оклеивали свои гостиные модными обоями, заболевали и умирали. При вскрытии у них обнаруживали лёгкие зелёного цвета.

Розовые вагоны

Если один тренд уходит в тень другого, более актуального, это совсем не значит, что второй тренд отменяет первый. Вот смотрите, гендерная повестка, которая так громко звучала в 10-х. Скандалы с абьюзом и харрасментом, споры о равноправии и прочие вопросы, по поводу которых наверное все уже высказались. Но высказаться – это не значит эти вопросы решить. Недавно один питерский депутат предложил ввести в общественном транспорте женские вагоны. То есть, сделать общие вагоны для всех, и отдельные вагоны для девушек, женщин и мам с детьми.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Это не такая уж новость. Подобные предложения и у нас в России звучали лет пять тому назад, и сами женские вагоны уже давно есть в Японии, в Индии, в Бразилии. Но в самой этой инициативе сочетаются два противоречивых тренда. С одной стороны это тренд на безопасность – действительно, женщины хотят защищенности от транспортного харрасмента. Например в Японии около 70 % поддерживают идею специальных женских вагонов. Но, с другой стороны, это же самая идея противоречит другому мощному тренду тренду – на равноправие.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Феминистки говорят что женские вагоны – это не защита, а сегрегация и утверждение патриархальных норм, по которым женщина является слабым существом, которое нужно всячески защищать. В общем, вопрос спорный, и дискуссий здесь много. Будет очень интересно посмотреть, появятся ли всё-таки в России розовые женские вагоны. А как вы думаете? Пишите здесь в комментариях.

Кнопочные телефоны

Кстати, новый тренд – это не всегда что-то высокотехнологичное и прогрессивное, бывает и совсем наоборот. Например, в этом году сотовые операторы сообщили о том, что у них сильно возросли продажи кнопочных телефонов. Гипотезы, которые объясняют этот тренд, выдвигаются разные. Говорят, что на удалёнке кнопочными телефонами заменяют телефоны стационарные, например, на даче. Или что у нас в России появилось много курьеров, особенно которым нужны простые, дешёвые средства связи. Но, учитывая тот факт, что цена на самый простой смартфон и на кнопочный телефон находится примерно на одном уровне, все эти факторы не вполне объясняют появление парадоксального тренда.

Что же тогда? Оказывается, по опросам 77 % наших сограждан уверены, что за ними ведется слежка через их смартфоны. И некоторые пытаются решить эту проблему радикально, перейдя на устаревшие девайсы. 65% считает, что слежка ведется ради таргетированной рекламы – чтобы отследить покупательские предпочтения и потом рекламировать определенные товары. 47% считают, что за ними шпионят спецслужбы. Есть и такие, кто уверены что каждый их шаг отслеживает тайное мировое правительство. Причем о слежке за собой сообщают не только технически наивные граждане, но и даже такой титан и гуру IT бизнеса как Павел Дуров. Он убеждён, что за ним следят или по крайней мере пытались следить через шпионскую программу на смартфоне.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Однако, если Павлу Валерьевичу действительно есть основания опасаться промышленного шпионажа или внимания спецслужб, то из-за чего так сильно переживает условная пенсионерка Галина Ивановна из Сыктывкара, остается под вопросом. То ли она волнуется, что маркетологи похитят секрет её фирменной окрошки, то ли боится, что спецслужбы раскроют её скандальную переписку с соседкой Марьей Петровной. А может быть мировое правительство узнает, чем Галина Ивановна удобряет свои огурцы. И мир больше никогда не будет прежним.

Эпик фейл

Что нужно для того, чтобы тренд взлетел? Огромные бюджеты, гигантские корпорации и мощный пиар? Это не всегда работает. Может, кто-то помнит историю как в 2013-14-м годах глава Google Сергей Брин вовсю продвигал свою новинку – умные очки с дополненной реальностью Google Glass. Он и сам ходил в этом гаджете на всех пресс-конференциях и мероприятиях и уверял что его очки дополненной реальности, которые на секундочку стоили 1500 $, уже через год серьезно потеснят смартфоны, и что их продажи составят не менее 2,5 млн штук только в одной Америке.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Но на деле массового рынка для такого устройства не нашлось – продажи не дотянули даже до 250 тыс. А хайп вокруг очков дополненной реальности окончился конфузом: на одной из пресс-конференций, куда Сергей Брин явился без своего любимого гаджета. На вопросы журналистов, где же его прекрасные умные очки, он смущенно ответил, что забыл их в машине.

Но, эта печальная и немного комичная история вовсе не означает, что тренд на виртуальные очки надо похоронить. Сам Google решил больше не выпускать этот гаджет для массового потребителя и сделал вариант Google Glass 2.0 для профессионалов. А теперь новейшей версией умных очков для миллионов пользователей вовсю занимается Facebook.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Ну что, будем внимательно наблюдать. Как думаете – взлетит или не взлетит тренд на этот раз?

Где ловить тренды

В общем, наблюдать за трендами – занятие интересное, прямо-таки захватывающее. Но встает вопрос – а где за ними наблюдать? Ну, первое – это просто внимательно смотреть по сторонам и слушать, кто о чем говорит. Но, есть люди, которые улавливают актуальные тренды гораздо лучше, чем все мы и даже круче самых прокаченных тренд аналитиков. И это художники. Так что, если хотите хорошо разбираться в трендах, и быть на шаг впереди – внимательно присматривайтесь к тому, что происходит в современном искусстве.

Просто для примера: в питерском Манеже сейчас проходит выставка художников из Recycle Group – уже само её название намекает на актуальную экологическую повестку: ресайклинг, переработка мусора. И да, действительно, те объекты которые делают художники, либо созданы из вторсырья, либо могут спокойно сдаваться в переработку прямо с выставки, если конечно такое кому-нибудь придёт в голову. Потому что работы Recycle Group довольно таки дорогие.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Но художники перерабатывают не только материалы, но также и культурные смыслы, и модные тренды. Выставка, о которой идет речь, называется New Nature – новая природа. И в ней вы, в буквальном смысле, оказываетесь внутри дополненной реальности.

Некоторые экспонаты можно разглядеть, только если направить на них смартфон с предустановленной программой. С виду это может быть непримечателный геометрический объект, а внутри него «спрятан» заблокированный пользователь. Кого-то забанили за спам, кого-то за хейт, кто-то читил в игре. В общем, ведите себя в интернете прилично, друзья, а то мало ли что может случиться.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

А вот еще ироничное прочтение Пергамского алтаря, которое порадует любителей классического искусства. Называется «Битва людей с ботами». Но, если в Пергамском алтаре не хватает каких-то фрагментов потому что они были утрачены со временем, то в этом барельефе они ещё как бы находится в состоянии рендера, несмотря на то, что это вполне физический объект из пластиковой сетки.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

Тут еще можно и самому оказаться в виртуальным пространстве и прогуляться в лесу битых ссылок. Вы когда-нибудь представляли, какое количество ссылок, ведущих в никуда, заполняет интернет? Страшно подумать, что было бы, если бы они были материальными – в них можно было бы заблудиться как в настоящем лесу.

Зеленая косметика, розовые вагоны и кнопочные телефоны

На этой же выставке есть зал, куда живых посетителей вообще не пускают, зато можно положить на специальный паровозик свой включенный на запись смартфон, и отправить его смотреть экспозицию. А что? Раз уж мы все воспринимаем через телефон, то зачем нам на выставку ходить физически? Гораздо логичнее отправить туда свой смартфон – пусть он и посмотрит за нас!

Скоро так и будет: пока вы сидите в какой-нибудь виртуальной реальности, сможете параллельно отправить свой смартфон в гости к приятелю. И там ваш смартфон встретиться... тоже со смартфоном этого вашего приятеля, который в это время будет сидеть в какой-нибудь другой виртуальной реальности.

Друзья, не будем так делать. Давайте общаться лично: рассказывайте о трендах, которые вы сами наблюдаете, предлагайте – что обсудить в следующий раз. Обязательно встретимся через неделю. Будем в тренде!

Фабрика Трендов - трендовотчер Марьяна Лесакова
Начать дискуссию