Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Современный бизнес невозможно представить без интернет-продаж, а цифровую торговлю — без маркетплейсов. Популярность маркетплейсов подтверждается и нашими данными, 7 из 10 клиентов обращаются к нам с запросом на создание мультивендорной торговой площадки. Часто наши заказчики задаются вопросом: какую модель монетизации выбрать, чтобы маркетплейс был прибыльным? Сегодня постараемся ответить на этот вопрос и рассмотрим возможные варианты монетизации.

Маркетплейс — это торговая площадка, где в отличие от обычного интернет-магазина пользователи покупают товары и услуги у множества продавцов, что напоминает торговый центр, только в интернете.

Согласно “Википедии”, задача владельца маркетплейса — “предоставлять информацию о продукте или сервисе третьих лиц за вознаграждение”. Однако, его роль значительно шире. Чтобы бизнес был успешным, предприниматель должен разработать и внедрить стратегию эффективного взаимодействия покупателей и продавцов, ежедневно удовлетворяя потребности каждой стороны. Ему, как администратору площадки, предстоит:

  • контролировать качество товаров и услуг продавцов;
  • обеспечивать стабильный приток пользователей на сайт;
  • постоянно внедрять новые идеи развития маркетплейса;
  • улучшать пользовательский опыт;
  • обеспечивать стабильную работу сайта и его высокую производительность;
  • гарантировать безопасность персональных данных пользователей;
  • поддерживать прозрачность денежных транзакций и расчетов с продавцами;
  • организовывать работу складов и доставку заказов.

Кто и почему запускает онлайн-маркетплейсы

"Рынок электронной коммерции в России переживает стадию взросления. 2020 год с его ограничениями, вызванными COVID-19, стал периодом, когда многие предприниматели и потребители впервые начали осваивать eCommerce. Пользователи учились онлайн-шопингу, а владельцы офлайн-бизнесов спешно запускали интернет-магазины. Многие стали поставщиками крупных торговых площадок, таких как Wildberries и Ozon, но появилось и большое количество предпринимателей, которые решились на запуск собственных маркетплейсов», — Ольга Белоцкая, руководитель отдела продаж Simtech Development.

Сейчас никого не удивишь покупками в интернете. Аудитория стала более зрелой и требовательной, что побуждает предпринимателей разрабатывать более сложные ИТ-продукты, такие как онлайн-гипермаркеты. Сегодня эта бизнес-модель более востребована покупателями и выгодна с точки зрения доходности. Разработка занимает 3-6 месяцев, а при грамотном продвижении инвестиции окупаются примерно через год после запуска.

Согласно нашей аналитике, аудитория предпринимателей, заинтересованных в разработке собственных маркетплейсов, такова:

  • вчерашние поставщики маркетплейсов, стремящиеся развивать собственный бренд (12%);
  • владельцы интернет-магазинов, которые хотят изменить формат своего онлайн-бизнеса (19%);
  • владельцы офлайн-компаний, ищущие дополнительные каналы продаж и сбыта товаров (26%);
  • стартапы, запускающие свой бизнес с нуля и считающие маркетплейсы самым выгодным решением (43%).
Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Преимущества маркетплейсов очевидны. Эти площадки востребованы у потребителей, так как:

  • Покупатели могут найти все необходимое в одном месте, экономя время на поиски товаров в разных источниках.
  • Бизнес может быть ориентирован на определенную нишу, что делает его более ценным для пользователей. Например, маркетплейс по продаже автомобильных запчастей станет профильным магазином для своей аудитории.
  • Часть аудитории уже "теплая": если продавцы маркетплейса уже имеют опыт продаж, часть их клиентов перейдет на новую площадку.
  • Онлайн-гипермаркеты могут продавать товары разных категорий. Если одно направление принесет убытки, они будут компенсированы за счет других.
  • Владельцу маркетплейса не нужно ничего производить или продавать. Он получает прибыль другими способами, о которых мы расскажем ниже.

Как заработать маркетплейсу

Многие стартапы закрываются на начальном этапе из-за выбора неправильной бизнес модели маркетплейса. Прежде чем обсуждать монетизацию маркетплейса, важно четко понимать:

  • что вы продаете,
  • кому это интересно,
  • кто готов за это платить,
  • каким функционалом он будет обладать.

Знание своего продукта или сервиса

При запуске маркетплейса необходимо определить, что именно вы хотите продавать. Возможные варианты включают товары, услуги, бизнес-проекты и информацию/данные.

Товары. Например, торговая площадка Рынок-Пятигорск предлагает широкий ассортимент различной одежды, косметики и товаров для дома.

Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Услуги. Тайский маркетплейс dancebee.net из портфолио Simtech Development позволяет покупать курсы, лекции, индивидуальные занятия у тренеров, учителей и коучей.

Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Проекты. Такие платформы, как Boomstarter.ru, где авторы проектов ищут финансовую поддержку, а инвесторы — интересные идеи.

Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Информация. Продавать можно не только товары и услуги, но и полезную информацию. Примером может служить TripAdvisor.

Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Также нужно определить ассортимент вашего маркетплейса:

Мультипродуктовый. Предлагает широкий ассортимент товаров и/или услуг, как онлайн-гипермаркет ikinokat.com из Туркменистана, разработанный Simtech Development.

Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Нишевый. Специализируется на определенной отрасли, например, питании, здравоохранении, транспорте, строительстве или образовании. Примером может служить онлайн-магазин askned.com.au в Австралии, специализирующийся на товарах для людей с ограниченными возможностями. Сегодня у него 5 млн активных пользователей, 20 тысяч позиций в каталоге и десятки вендоров.

Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

Независимо от того, что вы будете продавать (товары, услуги, проекты или информацию) и будет ли ваш маркетплейс мультипродуктовым или нишевым, он должен решать конкретные проблемы покупателей и продавцов и удовлетворять их потребности. Проведите исследование рынка, торговой ниши и конкурентов. Выясните, как они работают и чем вы можете отличаться. Это поможет создать уникальное торговое предложение и привлечь покупателей.

Бизнес-модели маркетплейсов

Теперь к главному вопросу: какую модель монетизации маркетплейса выбрать. Существуют шесть популярных финансовых моделей для маркетплейсов:

Бизнес-модели маркетплейсов: как обеспечить площадке стабильный доход

1. Комиссия с транзакции

Это самая распространенная бизнес-схема работы маркетплейса, где площадка получает вознаграждение за каждую успешную сделку. Комиссия может быть фиксированной суммой, процентом от продажи или плавающей в зависимости от суммы транзакции (например, 5% до 1 млн рублей и 3% свыше этой суммы). Примеры — Airbnb или Uber.

Преимущества:

  • Размер комиссии известен заранее, что делает взаиморасчеты прозрачными.
  • Привлекательность для продавцов, так как они платят только за успешные продажи.
  • Стимул для владельца — чем больше объем продаж, тем больше доход.

Недостатки:

  • Нужно найти баланс между доходностью маркетплейса и приемлемостью размера комиссии для поставщиков.
  • Трудно определить, кто компенсирует ущерб покупателю.

Подходит, если:

  • Товары и услуги находятся в среднем ценовом сегменте (одежда, бытовые товары, услуги репетиторов или аренда машин).

Не подходит, если:

  • Много аналогичных предложений, где комиссии нецелесообразны (например, доски объявлений типа Avito).
  • Высокая ценовая категория товаров (недвижимость, автомобили) — продавцы не будут платить высокий процент.
  • Услуги оплачиваются на месте (например, косметологические процедуры), что затрудняет контроль оплаты комиссии.

2. Подписка

В этой модели монетизации продавец, покупатель или оба платят определенную сумму за доступ к платформе ежемесячно или ежегодно. Идеально для маркетплейсов по продаже услуг (стриминговые сервисы), проектов (краудфандинговые платформы) и информации (сайты по бронированию жилья или поиску работы). Пример — hh.ru, где работодатели платят за доступ к резюме соискателей.

Преимущества:

  • Прогнозируемый и стабильный доход.
  • Лояльность покупателей из-за долгосрочного сотрудничества с площадкой.

Недостатки:

  • Трудно убедить пользователей оформить подписку.
  • Необходимость платить за доступ без гарантий продаж.

Подходит, если:

  • Покупатели регулярно пользуются услугами вендоров (например, слушают музыку или бронируют жилье).
  • В будущем планируется работа с комиссиями, но на старте подписка используется для получения дохода.

Не подходит, если:

  • Ценность маркетплейса не доказана пользователям, и они не готовы оплачивать доступ на долгосрочной основе.
  • Услуги или товары не нужны пользователям на постоянной основе или бизнес сезонный.
  • Товары дорогие и покупаются редко.
  • Вендоры предоставляют товары/услуги в небольшом количестве и не могут удовлетворить спрос подписчиков.

3. Плата за размещение товаров/услуг на платформе

Маркетплейс может взимать плату за публикацию объявлений или листинг на платформе. Например, продавцу можно разрешить разместить десять товаров бесплатно, а последующие — за деньги. По такой схеме работает, например, сервис Avito. Плата за размещение может варьироваться в зависимости от количества товаров и их категории (например, за размещение бытовых товаров будет одной, а для медицинского оборудования — другой).

Преимущества:

  • Доход даже с плохо продаваемых товаров.
  • Снижение зависимости от комиссий.

Недостатки:

  • Плата за размещение не может быть высокой, так как не гарантирует продажу.
  • Необходимо размещать большое количество объявлений, иначе маркетплейс не окупит затраты.

Подходит, если:

  • Маркетплейс предлагает много товаров или услуг.
  • Маркетплейс работает в сегменте недорогих товаров и услуг, так как плата за размещение не гарантирует сделки.

Не подходит, если:

  • Предлагаются уникальные товары/услуги, которые покупаются редко.
  • Конкуренты предлагают бесплатное размещение аналогичной продукции или сервисов.

4. Фримиум модель

Freemium бизнес модель предполагает бесплатный базовый тариф для пользователей и платные премиальные опции. Продавцы могут пользоваться площадкой бесплатно, а за плату получают доступ к аналитике, расширенному функционалу, курсам обучения. Покупатели могут оплачивать доступ к скидкам, эксклюзивным брендам, страховке, бесплатной доставке или возврату товара. Пример — сервис объявлений Юла, где в фримиум-тарифе доставка платная.

Преимущества:

  • Бесплатный тариф с платными опциями, что выгодно для вендоров.
  • Пользователи, оплатившие доступ к скидкам, склонны к повторным покупкам.

Недостатки:

  • Трудно убедить пользователей бесплатного тарифа купить платные опции, особенно на старте.

Подходит, если:

  • Делается упор на контент, который можно продавать.
  • Возможность комбинирования фримиума и комиссии.

Не подходит, если:

  • Платные функции полезны только ограниченному кругу вендоров и покупателей.

5. Реклама

Реклама предполагает продвижение товаров/услуг поставщиков на самой площадке и повышение видимости их товаров. Это может быть основным или дополнительным источником дохода. Примеры монетизации за счет рекламы на площадке: выдача на первых позициях в поисковике, баннеры с акционными товарами, упоминание продавца в рассылках, помощь в подготовке контента.

Преимущества:

  • Стабильный доход от рекламы.
  • Дополнительный доход к основной модели монетизации.
  • Модель не привязана к спросу на товар или услугу.

Недостатки:

  • Реклама может вызывать негативную реакцию у покупателей.
  • Потребность в дополнительных ресурсах для подготовки рекламных материалов.
  • Низкое качество объявлений может навредить репутации площадки.
  • Если реклама не соответствует ожиданиям клиентов, их доверие снижается.

Подходит, если

  • На площадке много конкурирующих товаров и заинтересованных в продвижении вендоров.
  • У маркетплейса большое количество пользователей.

Не подходит, если:

  • Онлайн-гипермаркет только запустился и имеет маленький трафик.
  • Площадка работает в B2B-сегменте, где пользователи точно знают что ищут.

6. Гибридная модель

Естественно развивать несколько каналов монетизации одновременно. Например, комиссия хорошо сочетается с фримиумом, а подписка — с рекламой. В процессе запуска маркетплейса финансовые модели часто меняются, что вполне нормально для нового бизнеса. Это еще одна причина доверить разработку маркетплейса команде, которая будет полностью погружена в проект.

Итоги

Запуск маркетплейса — один из самых популярных способов создать бизнес в интернете. Преимущества таких площадок:

  • Высокий спрос у покупателей и поставщиков.
  • Низкие затраты на инфраструктуру и персонал по сравнению с классическим бизнесом.
  • Возможность бесконечного масштабирования проекта.
  • Огромный потенциал для доходов и монетизации.

Для выбора финансовой модели маркетплейса нужно учитывать множество факторов: нишу, аудиторию, среднюю стоимость товаров/услуг и многое другое. На начальном этапе лучше выбрать одну бизнес-модель и со временем пробовать сочетать её с другими способами монетизации. Отзывы пользователей и практика покажут наилучшую комбинацию, а команда профессиональных разработчиков помогут внести корректировки быстро и эффективно.

Мы рекомендуем начинать запуск маркетплейса с MVP или минимально жизнеспособной версии. Это маркетплейс с базовым функционалом, необходимым для работы сайта. Практика показывает, что в первый год после запуска предприниматели вносят много правок в продукт от стилистики до бизнес-стратегии и модели монетизации. Поэтому лучше запустить маркетплейс в “базовой комплектации” и со временем, собрав обратную связь от пользователей, развивать проект пошагово. Стратегия постепенного усложнения поможет сохранить бюджет и энтузиазм.

Свяжитесь с нами и мы подберем оптимальные решения и запустим нишевый маркетплейс всего за 100 дней.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних eCommerce-трендов.
33
Начать дискуссию