Российский eCom в дружественных странах — есть ли перспективы выгодного экспорта

Российский eCom в дружественных странах — есть ли перспективы выгодного экспорта

Не секрет, что 2022 год внес резкие корректировки в сотрудничество с западными коллегами — внедрение санкций и, как следствие, сокращение списка потенциальных стран-партнеров.

В связи с необходимостью быстро переориентировать экспорт на другие регионы, российские компании только открывают для себя путь на рынок дружественных стран. Впрочем, уже можно судить и наметившихся тенденциях.

В этой статье поделимся опытом работы Simtech Development на дружественных рынках, а также расскажем об особенностях, которые стоит учитывать российским разработчикам.

Что сейчас происходит на рынке дружественных стран

Для начала выделим несколько перспективных зарубежных направлений, открывшихся для российского сегмента электронной коммерции и ИТ-сферы в целом:

  • Традиционные рынки государств-участников СНГ/ОДКБ;
  • Дружественные страны в рамках БРИКС/ШОС;
  • Рынки быстроразвивающихся стран с низким уровнем предубеждений против российских разработок — ОАЭ, Саудовская Аравия, Вьетнам;
  • Продвинутые рынки Китая и Индии.

Simtech Development работает с клиентами из перечисленных регионов достаточно давно. В досанкционный период вопрос выхода на западный рынок решался во многом благодаря естественному интересу к возможным альтернативным eCom платформам.

В последние годы данный интерес никуда не исчез. Однако, если раньше основной задачей российских компаний являлась качественная локализация продукта, а также поиск надежного реселлера, то сейчас местные развившиеся компании создали необходимость пересматривать модель развития бизнеса и сетку предложений.

Более актуальная картина выглядит так: дружественные страны хотят развивать собственные решения, разрабатывая надстройки и модули на базисе уже готовых фреймворков и библиотек.

Для удовлетворения подобного запроса у Simtech Development есть решение высокой готовности CS Cart Enterprise (CSE), позволяющее зарубежным партнерам создавать суверенные решения, при этом продолжая получать новые архитектурные наработки и сервисы от нашей компании.

Нужны ли наши решения за рубежом?

Краткий ответ — нужны. Нынешний уровень цифровизации дружественных партнеров в некоторых аспектах обгоняет российский, а в некоторых — заметно отстает.

Если мы говорим о более развитых странах, то основная работа идет с уже обосновавшимися международными гигантами вроде Shopify или Wix, но присутствует интерес к выгодным и гибким альтернативам. Менее развитые страны имеют много незанятых ниш, на которых российские разработки могут вполне удачно разместиться.

«Нас по-настоящему ждут только тогда, когда мы приносим инвестиции. Но до мотивации спроса иностранных клиентов необходимо пройти достаточно долгий путь через понимание местной бизнес культуры и менталитета. Важно рассмотреть, как рынок в той или иной стране работает сам по себе. Дело в том, что мы успели привыкнуть к западной модели ведения бизнеса и логике принятия решений. Индия, Китай, Африка и Ближний Восток требуют другой, индивидуальной настройки стратегии».

Андрей Шастин, директор по развитию бизнеса Simtech Development.

Цикл принятия решения о покупке у прошлого западного клиента был в несколько раз короче. В дружественных странах бизнесмены подходят к этому более неторопливо.

Например, в некоторых регионах большое внимание уделяется личным рекомендациям, а вопросы своевременной оплаты, инициативы и прямолинейности несколько отличаются от нашего подхода. Нужно отметить, что это лишь нюансы, к которым нужно оперативно адаптироваться, ведь бизнесу важно умение прорабатывать любые сценарии заключения сделок.

Тем не менее, запросы на более эффективную, удобную и юридически гибкую альтернативу западным продуктам лишь растет. Это означает, что российские разработчики, при должной расторопности и умении презентовать сильные стороны своих решений, смогут получить желаемый спрос.

Развитие возможно, но видимый результат потребует времени

В долгосрочной перспективе выиграет тот экспортер, у которого имеется сформированная стратегия на следующие пять лет. Помимо этого, важна готовность объединять усилий с другими компаниями для совместного выхода на рынки дружественных стран.

Пока в вопросах работы с зарубежными коллегами можно выделить следующие основные рекомендации.

Делиться наработками и находить диалог

Дружественные страны больше заинтересованы в поддержании суверенных решений, нежели полной локализации российских.

Данная тенденция хорошо прослеживается, например, в Индии. Страна насчитывает несколько миллионов высококлассных разработчиков, относительно недавно взяв курс на реализацию решений исключительно собственного производства.

В целом, это большой рынок, одновременно являющийся прямым конкурентом России в плане заказных разработок. Это же становится и основным препятствием в построении партнерских отношений.

Данный опыт можно экстраполировать на рынок дружественных стран в целом. Если речь заходит о пользе российских наработок для местных продуктов, то путь для сотрудничества откроется достаточно быстро — важно делиться знаниями в пользу поддержания суверенитета дружественной страны.

Оперативно решить вопросы оплаты и убедить в отсутствии риска санкций

Пока это является актуальной проблемой, а российские разработчики уже не раз заявляли о необходимости создания межведомственной комиссии, отвечающей за проведение платежей с иностранными заказчиками.

Дело в том, что даже дружественные страны зачастую опасаются обрушить на себя вторичные санкции. В этом случае важно вести прозрачный диалог и убедить партнера, что ваши разработки не несут подобных рисков.

Не пытаться “перевернуть рынок” своим продуктом

Выйти на дружественный рынок без проработанной стратегии и понимания запросов локальных пользователей практически невозможно. Подготовка этого этапа уже займет достаточно времени и средств. Растрачивать их на попытку удивить и потеснить крупных eCom игроков вовсе бессмысленно.

Рассмотрите сегмент, в котором ваше решение действительно пригодится. Список дружественных стран достаточно большой, количество незакрытых актуальных вопросов столь же велико — автоматизация продаж для малого бизнеса, налаживание диалогов с клиентам, совмещение B2B и B2C направлений на одной платформе для среднего и крупного бизнеса, и так далее.

Так есть ли перспективы?

Сотрудничество с дружественными странами велось и до 2022 года. Наличие взаимного интереса является неоспоримым плюсом. Имеющиеся решения всемирно известных гигантов уступают в вопросах персонализации и гибкости функций. Данный пробел способны закрыть в том числе и российские разработки.

Более того, диалог о продвижении своих продуктов на новые рынки происходит на государственном уровне. Например, идет активное обсуждение создания института цифровых атташе, чья работа сфокусируется на поддержке и продвижении российских компаний за рубежом.

В пользу перспектив говорит также, своего рода, неизбежность развития. Ни один цифровой продукт не способен качественно развиваться без оглядки на мировые тренды и консистентного диалога с западными и восточными коллегами. Таким образом, российские разработчики заинтересованы в том, чтобы их продукция была востребована не только в России.

Показатели 2023 года демонстрируют снижение суммарной выручки от зарубежных рынков, это вполне логичный результат массовой переориентации на импортозамещение, где экспорт уступил в вопросах актуальности. Сейчас же рынок постепенно адаптировался к изменениям и готов смотреть в сторону взаимовыгодного сотрудничества с дружественными странами.

Свяжитесь с нами и мы создадим MVP для вашего онлайн-бизнеса с учетом лучших практик электронной коммерции.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних eCommerce-трендов.

11
Начать дискуссию