Почему отметки не мотивируют детей учиться лучше?

Система оценки знаний в российских школах вызывает всё больше оживленных дискуссий. Но давайте призадумаемся: возможно, дело совсем не в отметках, а нашем отношении к ним?

В идеале главная цель оценки — определить сильные и слабые стороны каждого ученика, понять, как учить его дальше, то есть выработать стратегию и тактику обучения. Но не секрет, что выставляя одну и ту же отметку разным детям, учителя порой даже не задумываются о том, что могут нанести болезненный удар по самооценке. И если раньше считалось, что плохая оценка мотивирует к тому, чтобы ребенок стал учиться лучше, то сегодня всё происходит с точностью наоборот. Школьник начинает ощущать себя в ситуации неуспеха, которая может сформировать комплекс неполноценности, неприязнь к педагогу, школе и самому процессу образования. Более того, ко многим детям абсолютно незаслуженно приклеивается ярлык "отстающего", хотя ребенок обладает целом рядом нераскрытых способностей. Это в начальной школе малыши, как правило, еще не задаются риторическим вопросом: "зачем мне учиться, если это не пригодится в жизни"? И поэтому, главным мотивирующим фактором становится стремление получить хорошие оценки и заслужить похвалу педагога и родителей.

Но очевидно, что по мере поступательного движения из класса в класс и процесса взросления, современные школьники начинают отчетливо осознавать, что оценки не являются гарантией самореализации в будущем. Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Поэтому, требовать «5» по физике и геометрии от склонного к гуманитарным наукам ребенка — значит, повышать риск его нереализованности в будущем. Согласитесь: важность баллов ЕГЭ осознают все, а вот значимость отметок в школе - спорный вопрос. Однако за плохие отметки все также принято ругать, не придавая значение тому, что контроль и недовольство оценками влияют на здоровье и успеваемость подростков. Поэтому, гораздо важнее отслеживать не оценки, а отношение ребенка к учебе: прогресс, динамику и отношение к процессу обучения в целом. Более того, современные психологи склонны считать, что нежелание учиться - это серьезный сигнал о том, что ребенок находится в сложных, неоднозначных обстоятельствах. И прежде чем отчитывать школьника за плохую успеваемость, надо попытаться найти «корень» проблемы, который, возможно, основан на конфликте с педагогом, одноклассниками или же ребенку просто не по силам работать в режиме многозадачности и отсутствия осознанной цели.

Поэтому, советуем всем родителям, как можно больше разговаривать с детьми, поощрять за успехи словами и делами, а не требовать и наказывать за плохие оценки. Ведь "главное в детстве — это ощущение счастья, и к отметкам оно не имеет отношения».(А.Толокнин)

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null