{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Глеб Шулишов

«Чики-чики-бум»: почему я не буду печатать третий тираж

В марте 2021 года после восьми месяцев разработки я выпустил настольную игру «Чики-чики-бум». Сейчас подходит к концу уже второй тираж этой «игры для тех, кто хочет стать ближе». И хотя заказы продолжают поступать, третий тираж я печатать не буду. Ниже – история, как я создал настольную игру, и что буду делать с ней дальше.

Коробка с игрой "Чики-чики-бум"

Последние 10 лет я занимаюсь тем, что готовлю людей к публичным выступлениям. Веду я тренинг с группой или консультирую один на один, формат моей работы остаётся неизменным: я задаю людям вопросы. Цель этих вопросов – помочь спикеру разобраться кому, что и зачем он или она хочет рассказать. По сути я слушаю чужие истории и помогаю сделать их лучше как по форме, так и по содержанию.

Когда в марте 2020 года случился локдаун, я, как и многие, оказался в ситуации принудительного отдыха. Конференции, мероприятия, ивенты отменялись одно за другим, а значит и спикеры перестали к ним готовиться. Помогать с историями стало некому. Конечно, какие-то консультации я продолжал вести в формате онлайн, но это были «слёзы» по сравнению с тем, сколько историй я пропускал через себя раньше.

Лица Калининграда

В июне 2020 в Калининграде, где я живу, самоизоляцию наконец отменили. Я схватил камеру и побежал на улицу. Так родился проект @KenigFace – «Лица Калининграда». Вот ссылки на Дзен и YouTube, но там буквально несколько видео. Основной площадкой проекта всегда была соцсеть-которую-нельзя-называть.

Первые карточки с вопросами

Я напечатал на обычном принтере карточки с вопросами и брал интервью у всех, кто соглашался встать перед моей камерой. Человек просто вытягивал наугад листок с вопросом и отвечал первое, что приходило ему в голову. Я был счастлив – в моей жизни снова появились истории!

Именно на этой съёмке меня спросили: «А где это можно купить?»

Чуть позже, чтобы придать официальности, я заказал в типографии майку с логотипом проекта и карточки с вопросами на плотной ламинированой бумаге. Однажды во время интервью на открытом занятии по йоге, ко мне подошла женщина, показала на мою колоду с вопросами и спросила: «А где это можно купить?».

А где это можно купить?

В ответ я промямлил что-то невразумительное, но идея о том, как можно было бы монетизировать всю эту мою беготню с камерой по городу, уже закрутилась в моей голове.

Вопросы про жизнь

Дело в том, что начиная с 2015 года я много-много учился коучингу, а поэтому и вопросы в колоде были соответствующие – очень про жизнь. Я видел, что некоторые из моих вопросов люди задавали себе впервые, а до этого просто не задумывались о таких вещах. Некоторые интервью получались невероятно откровенными, и я проникался большой симпатией к героям своего проекта.

Мне пришла в голову идея не просто сделать колоду с вопросами на продажу, а разработать такую настольную игру, которая создавала бы особую атмосферу открытости и доверия, чтобы люди как бы давали откровенные интервью друг другу.

Первый прототип игры

В первых тестовых играх я использовал колоду с вопросами KenigFace, игральную кость и янтарики в качестве игральных фишек, благо этого добра у нас в области хватает. Механика игры получилась такая: карта из колоды с условиями определяет, кто из игроков будет отвечать на вопрос, а бросок игральной кости решает из какой колоды игрок тянет свой вопрос – «Прошлое», «Настоящее» или «Будущее».

Прототип игры

Я играл с друзьями и незнакомцами в коворкингах, в кафе, в йога-студиях и по квартирам. Я играл с офисными сотрудниками, фрилансерами, предпринимателями, домохозяйками и даже с участниками программ социальной реабилитации.

Вопрос на фото предложила добавить в колоду коуч Елена Резанова

Практически сразу возникла большая проблема: участники не имеющие психологического образования постоянно перебивали друг друга вопросами или обрывали историю фразой «Это всё фигня, а вот у меня случай был…».

Это всё фигня, а вот у меня случай был…

Вопросы в игре подобраны таким образом, чтобы располагать к интересным и откровенным ответам. Если в момент такой «исповеди» тебя прерывают или обесценивают – это как минимум невесело, как максимум – больно.

Запись интервью – это отличная тренировка навыка слушать

У меня не меньше тысячи знакомых психологов, психотерапевтов, коучей, шаманов, тета-хилеров и прочих других людей помогающих профессий, которые свято соблюдают правило: «Когда клиент говорит, ты – слушаешь». Для такого способа общения есть разные названия: коуч-пространство, сеттинг, активное слушание, четвёртый уровень слушания, слушание с седьмого плана и много других всяких «слушаний». Если же описать коротко, то это попросту настоящее слушание.

Помогающее название

Для моего круга общения слушать по-настоящему это уже встроенный навык, но для людей, которые работают с программами, документами, системами или объектами всё это неочевидно. Нужно было, чтобы механика игры помогала им научиться слушать.

Первый вариант названия и дизайна игры

Так родилось первое название для этой настолки: «А теперь спрашивайте». Я ввёл в правила пункт, что пока человек отвечает на вопрос, никто его не может перебивать. Закончив свою историю, игрок произносит фразу «А теперь спрашивайте». После этого другие игроки могут задать свои вопросы или рассказать что-то в ответ. И это сработало! Игроки начали слушать друг друга, и уровень доверия и открытости на тестовых играх возрастал всё больше. А потом случилась история, после которой игра обрела своё нынешнее имя.

От откровенных рассказов про путешествие в Индию от совершенно незнакомого парня я чуть не выпала в осадок

Мария Нащанская

Руководитель студии создания мобильных приложений Heedy

Дело в том, что какими бы замечательными ни были вопросы, они лишь подсвечивают то, что уже есть в человеке. Казалось бы невинный вопрос «Если бы вы могли поужинать с кем угодно, кто бы это был?» может одного человека отправить в путешествие по радуге в компании Уилла Смита, а кто-то от такого вопроса может разрыдаться, вспомнив о недавно погибшем родственнике, с которым больше никогда-никогда не сможет поужинать.

Нужно новое название

Однажды, на одной из тестовых игр девушка рассказала невероятно трагичную историю из своей жизни. Уровень её откровенности был запредельным. Такие вещи не всякий доверит даже близкому человеку или психологу. И вот она закончила и говорит: «А теперь спрашивайте».

Она сказала фразу точно в соответствии с правилами игры, но это было так неуместно, так неловко. Ни ей самой, ни нам не хотелось её ни о чём спрашивать. Да что там спрашивать, говорить даже не хотелось. События в истории были настолько печальными, что весь вайб игры улетучился. Но вот фраза «А теперь спрашивайте» добила его окончательно. И я решил придумать новое название.

Правила игры распечатанные на обычном принтере

Идей было много, но я остановился именно на «Чики-чики-бум», потому что эта фраза дурацкая. Именно что-то такое глупое, наивное, игривое и нужно на случай, если кому-то ещё вздумается провести экскурсию по преисподней для компании незнакомых людей решивших приятно провести вечер и завести новые знакомства. Фраза «Чики-чики-бум» в конце рассказа напоминает, что всё это игра, и мы собрались за столом, вокруг костра или на диване, чтобы поиграть, а не утонуть в психоанализе.

После первых тестовых игр я ушёл с пониманием, как беседа по таким правилам сближает людей… И с ощущением, что таких бесед сегодня не хватает

Иван Лукьянов

Веб-разработчик, Product Owner

«Чик-чики-бум» – это припев из песни, которую поёт герой Джима Керри в фильме «Маска». Кстати, маска в фильме не скрывала личность, а наоборот раскрывала её и показывала истинную суть человека. Мне показалось это удачной метафорой для игры, которая помогает людям раскрыться друг перед другом.

Интересно, что первые тестировщики не приняли это название, заявив, что «А теперь спрашивайте» было лучше. Один мой друг из Берлина даже написал, что название игры несёт некий эротический подтекст, мол, если люди будут судить только по названию, то могут подумать, что это игра про «чики-чики» и про «бум-бум» в формате 18+. Но мне на тот момент уже хотелось перейти от прототипирования к производству, и сил выбирать новое название не было.

Пока мы тестировали игру, она помогла мне понять, что один мой партнёр — самовлюблённый павиан, который не умеет слушать людей. Помогла за 1,5 часа узнать коллег, которых полгода до этого я видела только на онлайн-совещаниях. А ещё благодаря «Чики-чики-бум» я узнала, что давно гложет подругу, и как я могу ей помочь

Кристина Черемушкина

Стратегический маркетолог и писательница

Время дизайна

С дизайном в моих сторонних проектах мне уже много лет помогает Петико Яковлев – настоящий мастер логотипов. Он делал лого для KenigFace. Игра была логичным продолжением «Лиц Калининграда», поэтому и за дизайном «Чики-чики-бум» я обратился к Пете.

Один из слайдов моего ТЗ для Петико

Дизайн готов, можно идти в типографию. Там мне сказали, что сделают хорошую скидку, если они только напечатают карточки, а по коробкам я разложу их сам. Я не понял в чём подвох и согласился. В итоге почти три недели от рассвета и до заката я собирал коробки, сортировал карточки по колодам, взвешивал янтарь, рассыпал его по мешочкам и запечатывал своими руками 101 комплект с игрой «Чики-чики-бум». Поначалу я думал, что мне в этом деле помогут мои дети, но через какое-то время они сказали, что «не собираются работать на этой китайской фабрике даже за деньги».

На несколько недель моя квартира превратилась в сборочный цех

Наконец, я всё собрал. Отфотографировал красиво игру в студии. Выложил первый пост о том, что теперь игру можно купить. С того момента и до сих пор, заказы приходили и приходят в основном по сарафанному радио.

Например, половину первого тиража раскупили после того как Игорь Александрович Киршин – очень известный педагог в нашем городе – написал у себя на страничке ВКонтакте, что игра норм. Я даже и предположить не мог, что Саныч такой инфлюэнсер!)

Кажется, доставка игры была моим способом отлынивать от настоящей работы ;-)

Доставкой игры я занимался исключительно сам. Ну, во-первых, я развёз подарочные комплекты своим самым активным тестировщикам в благодарность за их помощь. А во-вторых, мне просто самому было интересно посмотреть на людей, которые заказывают мою игру.

Летом 2021 года Калининград стал популярным туристическим направлением, и так получилось, что какая-то часть заказчиков из других городов сами прилетали сюда. Мне было достаточно доехать до их гостиницы на велосипеде. Но какую-то часть заказов я отправлял и отправляю Почтой России.

Первые заказчики

Ещё в процессе разработки игры, те кто помогал мне её тестировать, прислали мне ссылку на карточки Random Coffee, а сам я нашёл и Big Talk, и ещё более 40 подобных игр в категории «айсбрейкеров» и «разговоров для взрослых» на сайте Amazon. Даже известная психологиня Эстер Перел разработала что-то подобное. Короче, изобрёл велосипед, но решил, что это не повод останавливаться.

На сайте Amazon.com продаётся более 40 игр подобного типа

Кто покупатели

Удивительно, что около трети покупателей приходили за второй игрой. Получалось так, что получив свой опыт в игре, они уже покупали её для кого-то в подарок. Один человек в течение года купил у меня восемь игр «Чики-чики-бум». Думаю, она стала его фирменным подарком друзьям на день рождения.

Если попробовать разбить покупателей на категории, то получится так:

  • Руководители небольших команд (отделов продаж, группы программистов и т.п.)
  • Владельцы франшиз или агентских сетей
  • Коучи, бизнес-тренеры, психологи
  • Педагоги (особенно те, кто учит подростков)
  • Мамы-домохозяйки, которые любят встречаться с другими мамами-домохозяйками
  • Любители настольных игр

Экономика

Экономика очень простая. В производстве игра стоила: первый тираж 1200 р. за игру, второй тираж (часть материалов подорожала) 1400 р. за игру. В розницу игры я продавал: первый тираж по 2500 р., второй – по 2900 р.

Доставку предлагал в трёх вариантах:

  • по Калининграду (Yandex.Go) – 200 р.
  • по России почтой – 400 р.
  • по России курьером до двери (EMS) – 600 р.

Продажи я вёл в небольшой гугл-таблице, где отмечал дату продажи, количество игр, стоимость доставки и контакт заказчика. Точку безубыточности я определил для себя на уровне 60% проданных игр. И после того, как её прошёл, новые записи в таблицу учёта продаж вносил уже не так педантично и скрупулёзно.

Онлайн-курс «Книга твоей жизни»

После того как закончился первый тираж, я не спешил заказывать второй. Были мысли приступить к разработке мобильного приложения, тем более, что уже были вопросы из серии «А можно ли в эту игру играть онлайн?». Вместо мобильного приложения я собрал небольшой онлайн-курс по подписке «Книга твоей жизни».

Часть вопросов из игры пригодились для онлайн-курса

А потом поступил заказ сразу на 25 комплектов, и вопрос со вторым тиражом решился сам собой: моя заявка полетела в типографию. С одним условием: они теперь не только печатают, но и раскладывают всё по коробкам. Сейчас, второй тираж подходит к концу и третий я уже точно печатать не буду.

А можно ли в эту игру играть онлайн?

Кодинг – это новая грамотность, и я давно собирался хоть немного разобраться в программировании. В школе я проходил язык Basic, но это было больше 20 лет назад, я всё забыл. Как и многие не-программисты, я посматривал в сторону Python.

Когда я узнал, что калининградка и гуру мобильной разработки Маша Нащанская проводит набор на свои курсы, то сразу к ней записался. Это, конечно, не Python, а React Native, зато будет возможность написать MVP мобильного приложения игры сразу под iOS и Android.

В настоящий момент я работаю над мобильной версией игры

Когда именно будет готова игра в виде приложения мне сейчас трудно сказать. Но у неё скорее всего будет другое название, и у неё точно будет другая механика. У меня есть идеи, как можно попробовать создать настоящий phygital, то есть совместить цифровые возможности с опытом реального живого общения. Но про это уже будет отдельный пост — по готовности.

Благодарности

Я благодарен каждому, кто помогал мне с игрой! Прежде всего семье, ведь они невольные участники всех моих экспериментов. Из друзей особенно благодарю:

  • Кристину Черёмушкину за помощь с помещением для игр;
  • Ивана Лукьянова за то, что всё время приводил с собой кучу друзей;
  • Антона Бессонова за подсказку, как можно улучшить коробку;
  • Костю (не помню фамилию), который разнёс правила первой версии игры в пух и прах!

А главное «Спасибо!» уходит в Великий Новгород моему четвероюродному племяннику Артёму Игнатьеву, который был первым, кто не просто сказал «ну да, прикольно». Артём, не отрывая глаз от смартфона, накидал мне кучу идей про то, какими могут быть правила будущей игры. Кажется, идея отказаться от игрового поля была тоже его. Благодаря этому мы сэкономили кучу картона!

Выводы

  1. Оффлайновый бизнес – это тяжело. В момент, когда я тащил коробки с карточками от машины до подъезда, начал накрапывать дождь. Я успел заскочить в дом до того как ливануло, но мысль, что просто из-за дождя я мог потерять 100 000 рублей – неприятная. В оффлайне товар может застрять на складе, а может наоборот – закончиться раньше, чем иссякнет поток заявок.
  2. Сам только в первый раз, потом автоматизация и делегирование. Собирать коробки, развозить заказы, вести таблицу учёта продаж было прикольно с первым тиражом. Это всё было как интересная игра. На втором тираже – это всё уже стало невесело. По городу я старался отправлять только через Yandex.Go, коробки с играми собирали в типографии «под ключ», но вот заказы я всё ещё принимал сам. Объёмы были не такими большими, чтобы нанимать сотрудника.
  3. Оффлайн хорошо, а онлайн лучше. Да, карточки из плотной ламинированной бумаги приятно держать в руках, а янтарь, который входит в набор, прямо-таки греет душу. Но я даже не представляю какие усилия нужно предпринять, чтобы запустить бумажную версию этой игры на другом языке, скажем, в Латинской Америке. В случае с мобильным приложением нужно будет просто добавить версию на испанском. Чем я и планирую заняться. 🙃
  4. Фотографируйте каждый свой шаг. Когда придёт время рассказать свою историю, фотографии очень пригодятся.
Самое главное про игру «Чики-чики-бум»
0
22 комментария
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky
Один мой друг из Берлина даже написал, что название игры несёт некий эротический подтекст, мол, если люди будут судить только по названию, то могут подумать, что это игра про «чики-чики» и про «бум-бум» в формате 18+

Когда прочитал в первом абзаце про «игру для тех, кто хочет стать ближе», подумал то же самое. :D

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Шулишов
Автор

тоже из Берлина!? 😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Возможно, ментально. ;)
А вообще классная история — удачи с мобильным приложением (если всё-таки решите освоить Питон, обращайтесь ;)).

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Проходил у тебя тренинг по публичным выступлениям. Понравилось. Спасибо. Не помню где только, в БВШД, возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Шулишов
Автор

в Альфе? )

Ответить
Развернуть ветку
Edumaker Mordasov

крутяк! только вперед!
п.с. понял, что офлайн играми заниматься не буду )))

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Шулишов
Автор

😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Анна Волгина

Ух, здорово! Прочитала на одном дыхании!
Давайте партнёриться) У меня в бэкграунде успешный опыт управления разработкой и запуском всяких ИТ-стартапов. Думаю, что ещё и на корпоративный сегмент всю эту историю можно наложить.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Шулишов
Автор

хорошо, напишу вам!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Izotov

Так ну теперь я хочу эту настолку

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Шулишов
Автор

ещё можно заказать) пишите в тг @glebshu

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев

Интересная история, спасибо! Мы любим настолки, играеми с детьми и с друзьями. Успехов вам!

Ответить
Развернуть ветку
Zen63

Бота в Телеге можно было бы запилить за 1-2 дня с таким функционалом, что бы протестировать гипотезу.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Шулишов
Автор

меня хватило только на бота с правилами игры

https://t.me/ChikiChikiBoom_bot

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

На Питоне, кстати. :)

Ответить
Развернуть ветку
Vad Nilov

Интересно, спасибо.
Мне кажется взрослым такая игра не всем нужна.
Надо что-то делать для детей - вот там взрослые раскошелятся :)))))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Колесников

Не соглашусь. У меня огромное множество друзей и знакомых, которые обожают играть в настольные игры. Но под каждую игру необходимо свое настроение. И часто настроение "посидеть, поговорить". И вот такой игры нам и не хватает. Жаль, что я не знал об этой игре, с удовольствием бы заказал.

Ответить
Развернуть ветку
Vad Nilov

Мне кажется настольные игры для взрослых уходят в прошлое.
Вон купил настольные игры и валяются, потому что общаться люди стали реже и я в том числе. У вас видно другой случай.
Но то что автор "завязал" наглядно показывает что и как происходит.
А вот дети и их развитие в играх - это всегда было и будет и взрослые готовы тратить на это деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Колесников

То, что автор "завязал" не показатель) тут может быть несколько причин, которые не связаны с уходом в прошлое настольных игр. Как я понял, основным каналом продвижения для игры была сарафанка - знакомые, потом знакомые знакомых и т.д., но в массово в народ игру не продвигали. И мы не можем сказать, какой бы был охват, если бы игра завоевала популярность на просторах интернета (если бы ее показали в том же тиктоке например).
Игры для детей - это отдельная категория. Нет смысла ограничиваться. "Прекращайте делать настольные игры для взрослых, делайте для детей" - бред, любой маркетолог вам скажет. Пока есть спрос - будет и предложение, а спроса на хорошие новые настолки всегда есть и будет. Почитайте в том же коммерсанте, что рынок настолок наоборот растет. Началось это в пандемию, народу же надо было что-то делать. А распробовав уже не остановиться) Мое мнение)

Ответить
Развернуть ветку
Vad Nilov

Я не знаю что пишут в Коммерсанте :) но очередей в магазин настолок я не наблюдаю.
В конце концов можете купить игру у автора за 3300 :), статья ведь продвижение.

Ответить
Развернуть ветку
Всеволод Севостьянов

Если вы зайдете на boardgamegeek и оцените даже вторичку то поймёте что не очень правы :)

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Шулишов
Автор

Михаил, у меня есть ещё несколько экземпляров, можно заказать. напишите мне в тг @glebshu

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 22 комментария
null