Как выстроить дизайн-студию и школу так, чтобы они инвестировали друг в друга

Подробный гайд от Дарины Костиной, владелицы дизайн-студии и школы karma.web.

Дарина Костина в качестве жюри на креатоне Дизайн-Цех 2023
Дарина Костина в качестве жюри на креатоне Дизайн-Цех 2023

Привет, меня зовут Дарина, я владелица дизайн-студии и школы karma.web. Мы — команда, которая занимается разработкой сайтов и веб-приложений, а также фирменным стилем и айдентикой. Работаем с малым и средним бизнесом, большими блогерами и экспертами, на подряде у крупных компаний и агентств, обучаем дизайнеров от Junior до Senior, сотрудничаем с большими школами (сейчас я активно веду проекты совместно с Нетологией, сотрудничаем с онлайн-университетом Future Prof), активно проявляемся в дизайн-сообществе, участвуем и побеждаем в конкурсах. В октябре 2022 года нашей студии и школе исполнилось два года.

В этой статье я хочу рассказать о своем пути и поделиться опытом: как мне вообще пришла идея создать свою студию и школу при ней, как собирала команду, как проходила путь проб и ошибок.

Я сама обучаюсь всю свою сознательную жизнь!

Проходила обучение в двух университетах по направлению компьютерный дизайн, параллельно набиралась опыта, работая в них же. После как раз началась эра инфобизнеса с онлайн-обучениями, и, конечно, меня она тоже не обошла стороной. Мне всегда казалось, что обучение идёт нога в ногу с digital сферой. И конкретно в сфере дизайна без него расти невозможно. Конечно, когда появился рынок инфобизнеса, каждый курс казался чем-то невероятным, качественным, интересным, эксклюзивным. И в то время я не видела себя в сфере преподавания, не думала о том, что смогу создавать свои полноценные курсы и тем более — не предполагала, что создам свою онлайн-школу и студию. Первое своё онлайн-обучение, как и многие другие, я проходила в крупной известной онлайн-школе. Уже тогда мне нравился формат, это было точечно, быстро, понятно и комфортно. Как человек, который учился в двух университетах на бюджете и на стипендии на дневном с полным погружением, могу сказать, что все эти знания можно было приобрести куда быстрее. Именно поэтому мне уже тогда откликался подход онлайн-курсов.

И я запустила в блоге свое первое обучение — оформление визуала в соцсетях.

Тогда это было известное направление в Инстаграм*, да и тот был на пике своей популярности. Пронесся некий тренд на красиво оформленные профили и люди полагали, что с помощью эстетичной ленты в Инстаграм их блог станет успешнее и известнее. Продавали услуги по оформлению визуала все, кому не лень — в том числе не дизайнеры. Я на тот момент была новичком в этой теме, у моего блога было всего несколько сотен подписчиков и продавать какой-то большой курс для меня было нереалистично. Я не представляла, как могу обучить человека веб-дизайну, графическому дизайну. Но мне очень хотелось попробовать себя в роли учителя, я чувствовала, что это — мое.

Кейсы моих учеников с курса по оформлению аккаунтов в Инстаграм*
Кейсы моих учеников с курса по оформлению аккаунтов в Инстаграм*

Поэтому я выбрала микротему, в данном случае — оформление визуала, и начала действовать. Звезды сошлись, во-первых, благодаря самой популярности на оформление, во-вторых ко мне самой выстроилась очередь из клиентов за этой услугой. В результате у меня накопилось приличное количество кейсов по оформлению визуала, которые позволили продавать эту услугу дороже рынка. Здесь пришло понимание того, что раз у меня получается хорошо делать, я понимаю суть, да и сама дизайнер — значит, смогу других обучить этому направлению. Но начав писать курс, я поняла, что нельзя научить любого человека просто оформлять социальные сети, потому как нужна база дизайна. И вместо маленького обучения, у меня вышел полноценный курс на полтора-два месяца, где я давала основы дизайна: знакомство с колористикой, композицией, типографикой. Рассказывала о том, в каких программах можно разрабатывать дизайн, делилась ссылками на дополнительные материалы, объясняла принципы. В общем, курс вышел глобальным и после прохождения человек умел намного больше, чем делать оформление аккаунта.

Курс проходил в чате Telegram. На тот момент не было возможности записывать видео-уроки, поэтому формат был текстовым. Обратная связь давалась там же: ученики выполняли домашки, отправляли в чат. Таким образом, я обучила три потока, в каждом было порядка шестидесяти человек. После — я поняла, что могу больше. Тогда и начала снимать полноценные видео-уроки: оформила рабочее место, приобрела оборудование.

Первые съемки курса по веб-дизайну
Первые съемки курса по веб-дизайну

И начала выстраивать большую и серьезную школу. Однако достигнуть этой цели можно только с помощью полностью продуманной системы, о которой я расскажу ниже.

Четко выстроенная система в студии и школе

Мне самой никогда не нужна была внешняя мотивация либо какая-то помощь в организованности. Я очень системный человек: пользуюсь различными программами по организации задач: от глобальных майнд-карт до ежедневника на каждый день. Я планирую стратегию развития команды на каждый месяц. Веду миллион заметок, списков задач, это неотъемлемая часть моей жизни.

Все начинается с прописывания стратегии в MindMeister — составления ментальной карты, которая выглядит как древовидная система: от большего к меньшему. Для меня именно этот способ удобен, так как наглядно все визуализирует. Стратегию составляю сама: я, как создатель и руководитель, единственная вижу верный вектор развития моей команды и деятельности, которую она ведет. Но, разумеется, команда может мне в чем-то помочь, скорректировать какие-то моменты.

Подробнее о том как именно проходит составление стратегии, я рассказывала в своей предыдущей статье. Спустя год стратегия стала глобальнее, но инструменты и смысл не поменялись.

После составления стратегии, я переношу список дел, который нужно сделать именно мне, в свой ежедневник — приложение Todoist.

В Todoist у меня распланирован абсолютно каждый день
В Todoist у меня распланирован абсолютно каждый день

Далее я пишу уже конкретные задачи со сроками управляющим сотрудникам — проджекту, ассистенту, менеджеру в чат Telegram или WhatsApp. Мы согласовываем даты, я вношу все это в ежедневник, чтобы проконтролировать в дальнейшем. А управляющие уже распределяют и передают в работу задачи младшим сотрудникам с четко определенными сроками каждое утро. Те, в свою очередь, выполняют их, присылают в чаты, обсуждают и вносят правки.

Раз в две-три недели мы проводим планерку, где я задаю вопросы коллегам, а также мы обсуждаем важные моменты.

Проджект-менеджер отчитывается мне по заказам от клиентов по понедельникам, ассистент — по средам, менеджер по продажам и работе с клиентами — каждый день. В пятницу мы уже подводим итоги в глобальном отчете либо на созвоне, где все и обсуждаем.

Таким образом, моя команда не только на ура справляется со всеми задачами, но и полностью самостоятельна и автономна. Я могу выпасть из процесса и ни один клиент этого не почувствует, благодаря понятной иерархии: младшие дизайнеры, старшие дизайнеры, управляющие.

У сотрудников относительно свободный график, которым они могут самостоятельно управлять. Но важно быть на связи с 10:00 по 18:00 по Московскому времени: ведется основная работа — с клиентами и индивидуальная.

Для ведения внутренних процессов мы пользуемся рабочей системой Notion. Здесь хранится и закрепляется буквально все: от обязанностей сотрудников и их дней рождений до доступов к обучениям, сервисам, платформам, диску и т.д. Подробнее об этом я рассказывала в своей предыдущей статье. За последний год наш Notion серьезно масштабировался, появился отдельный для нашей школы. За два года работы студии платформы удобнее мы не нашли.

Раздел с дизайн-системой в Notion команды
Раздел с дизайн-системой в Notion команды

Однако доступ к этой информации имеют только те, кто, условно говоря, «официально» входят в команду: постоянные подрядчики, так как у нас есть сотрудники и на аутсорсе.

Сейчас в моей команде работают дизайнеры, копирайтер, иллюстраторы, бухгалтер и юрист, таргетолог и контекстолог, проджект и ассистент и менеджер по продажам. Но профильные специалисты — это, конечно же, дизайнеры. Практически все дизайнеры в моей команде — мои ученики и это самое интересное.

Что с моими обучениями сейчас?

Инфобизнес сейчас на пике, не обязательно быть большой онлайн-школой, чтобы кого-то обучать. Всего через мои обучения прошло более трехста человек и среди них попадались настоящие бриллианты. Самое главное для меня в сотруднике, которого я готова принять на работу, — желание работать. При этом не упахиваться до выгорания и нервного срыва, а именно питать желание и любовь к своей работе, к сфере в целом. Для меня важен результат: мой личный, моей команды, клиента. И если для моего потенциального сотрудника так же важен результат работы, как и финансовая сторона — тогда нам по пути, даже если он чего-то не знает, не умеет. Ведь всему можно научиться. Также важны ответственность и исполнительность. Это то, что определяет человека со взрослой жизненной позицией, который знает, что такое ответственность. За ним не нужно смотреть, напоминать, он полностью самостоятелен в выполнении работы.

Кейсы учеников, которые сейчас работают в дизайн-студии и школе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkarma-web.ru%2F&postId=636884" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">karma.web</a>.
Кейсы учеников, которые сейчас работают в дизайн-студии и школе karma.web.

В процессе обучения я всегда пытаюсь найти потенциальных сотрудников, о чем я говорю открыто. Поэтому я добавила в курсы полноценную стажировку. Когда в коллектив приходит коллега-новичок, — он задает много вопросов, ему нужна актуальная информация и практика, а руководитель/старший дизайнер/проджект сразу видит, есть ли у сотрудника потенциал и как он на самом деле справляется. Здесь та же история: я даю актуальную структурированную информацию и домашние задания с обратной связью, а в конце обучения предлагаю ученикам самостоятельно поработать над проектом, чтобы посмотреть, как они усвоили материалы курса и насколько готовы к реальным задачам.

Кейсы учеников со стажировки на курсе для новичков <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkarma-web.ru%2Fjunior&postId=636884" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">KARMA JUNIOR</a>
Кейсы учеников со стажировки на курсе для новичков KARMA JUNIOR

Комфортно еще и то, что перед учеником у меня пока что нет обязательств, я еще не взяла его в команду или на реальную стажировку. Более того, он оплачивает то время, которое я трачу на его обучение и получает свой результат. А благодаря личному взаимодействию в процессе обучения мы с командой можем понять, как человек будет проявлять себя в работе, получится ли у нас с ним что-то. Ведь когда стажер приступает к работе — он показывает свои лучшие стороны, а чувствуя стабильность, может начать халатно относиться к своим обязанностям или не поладить с коллективом. Во время обучения притворяться никто не будет, в этом просто нет смысла. Человек полностью раскрывает свои рабочие и личные качества.

В своей линейке продуктов я обучаю по ступеням: Junior, Middle и Senior. А также ввожу дополнительные продукты по soft-скиллам: продажи, поиск клиентов, управление, личное наставничество. Суть в том, что человек может войти с любым уровнем и комфортно двигаться по линейке вверх.

Сайт школы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkarma-web.ru%2Fschool&postId=636884" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">karma.web</a>
Сайт школы karma.web

На данный момент я также сотрудничаю с Нетологией в более, чем десяти образовательных проектах, тем самым получаю бесценный опыт у гиганта онлайн-образования и веду очередной поток своего курса по графическому и веб-дизайну для уровня middle, а параллельно готовлю еще один поток курса для новичков.

Сайт открытого занятия по Нетологии
Сайт открытого занятия по Нетологии

Почему моё обучение востребовано и почему оно работает, даже несмотря на то, что у меня совсем небольшой блог?

Сейчас рынок инфобизнеса чистится, идёт упор на качество. А я тот человек, который не видит смысла делать что-то плохо. Мне очень важна репутация моего маленького блога, моей студии и школы, поэтому мы с моей командой делаем качественно, работаем на результат. Люди это видят и ценят.

По нашей статистике из учащихся на ступенях Junior 70% учеников перешли на следующую ступень и записались на курс Middle. И это несмотря на то, что цена на следующий курс выше предыдущей и само обучение стартует через месяц после окончания первой ступени. Мои ученики делают конкретные результаты и, видя качество материала и обратную связь, они, не сомневаясь, идут учиться ещё. Всё говорит о том, какие люди приходят учиться, об их лояльности, стремлении, лояльности. Работать с ними – огромное удовольствие.

Как я беру на работу учеников?

Всё начинается с испытательного срока. Я не одобряю неоплачиваемые стажировки в том виде, когда человек полноценно отработал месяц, ему не заплатили за него, но после взяли на работу. Однако я понимаю, почему агентства все же вводят стажировки. Всё потому, что ты еще не знаешь, кто к тебе пришел и получится ли у вас что-то, а платить уже нужно. Перекладывать всю ответственность на старших сотрудников не вариант. По сути нужна некая «нянька» для стажеров.

В моем случае на испытательный срок после обучения попадает человек, который знаком с командой и нашим подходом к работе: ему не нужна та самая «нянька». Испытательный срок длится месяц и введен для того, чтобы увидеть на практике, годится ли человек для работы. Дело в том, что обучение и работа — две разные деятельности. На обучении ученик тратит 2-3 часа на выполнение домашки, а рабочий день длится дольше, плюс темп работы очень активный. Поэтому нам нужно точно знать, как человек себя проявит и подойдет ли он нам, или мы ему.

Я оплачиваю испытательный срок полностью в том случае, если человек остаётся после него. Этот момент обговаривается еще на этапе собеседования. Все проходит следующим образом: находясь на испытательном сроке, человек, в случае трудностей, может спокойно все оставить и уйти. К нему не будет никаких претензий. В случае же успешного прохождения стажировки, я оплачиваю ее в полном объеме. Затем мы подписываем договор и человек уже числится у нас как полноценный подрядчик.

Пришли к этой схеме мы путем проб и ошибок. Дело в том, что на практике я столкнулась с людьми, которые хотели узнать «внутренность» работы: где берем клиентов, как привлекаем учеников и так далее. Поэтому они приходили к нам под прикрытием «постажироваться», месяц выполняли работу, затем получали деньги и знания и просто уходили. Нам в таком случае приходилось либо экстренно находить новых людей, чтобы те выполнили задачу, а это трата времени, либо делегировать те на других сотрудников, которые также заняты своими задачами.

Кого я точно не возьму на работу?

Есть тревожные звоночки, по которым можно вычислить подобных людей с задними мыслями. Думаю, это будет хорошим предостережением другим нашим коллегам. Поверьте, такие ситуации очень неприятны и оставляют после себя осадок.

В первую очередь прослеживается поведение людей, которые пришли «на работу» не по чистой совести. Поначалу они проявляют чрезмерный энтузиазм, восторгаются работой, хотя на начальном этапе люди, наоборот, проявляют осторожность, задаются вопросом: «А так ли я все делаю, хорошо ли?» Наигранный интерес, стремление узнать всю подноготную.

Далее — такой человек не стремится брать много работы. Да, у него есть чересчур большой интерес, но он хочет взять на себя как можно меньше. Мол, вот, пока тяжело, осваиваюсь, привыкаю. Более того, он может попросить отпуск или отгулы во время испытательного срока. Придумываются какие угодно причины: заболел/надо уехать/умерла кошка дедушки троюродного дяди/и т.д.

Третий аспект: такие люди стремятся как можно быстрее получить зарплату. Обычно сотрудник спокойно ждет первого числа — дня, когда выплачивают ЗП, а здесь картина иная: человек может написать за неделю до выплаты, мол, а когда, а вот уже надо.

Четвертое — и это самое нелепое: отговорки и отлынивание от работы уже после прохождения стажировки. То есть на этапе подписания договора человек просто сливается: я понял, что это не мое/у меня возникли срочные дела/не рассчитал нагрузку.

Из моих наблюдений я сделала вывод: демонстрируя интерес и восторг человек делает ставку на то, что его точно возьмут. А затем — доверились, показали что и как устроено внутри компании, рассказали. Далее следуют отгулы и отговорки, ибо человек изначально не настроен на работу. И конечное — заранее взять оплату, чтобы в конце не стало ясно, что человек хочет уйти.

Что же такой человек успевает почерпнуть от нас?

Во-первых, он видит, как построена компания изнутри: команда, процессы. Во-вторых, он успевает взять контакты клиентов. Было такое, что постоянный клиент пропадал на время, затем обращался снова за какой-нибудь помощью: допустим, экстренно нужен дизайнер. Получая доступ к макету, мы видели по комментариям, что там уже успел поработать бывший наш сотрудник. В-третьих, он может взять пароли к социальным сетям, облачному хранилищу, так как это находится в свободном доступе у сотрудников для их удобства. На моей практике, к счастью, такого не было, но тем не менее подобный исход исключать нельзя.

Советы, которые я могу дать касательно таких ситуаций

Да, конечно, мои наблюдения не являются стопроцентно достоверными, однако если вы видите хоть что-то похожее — обратите пристальное внимание. Проводите собеседование в несколько этапов. Иными словами, не вешайте это только на HR-менеджера. Лучше, чтобы внутренний сотрудник, например, проджект, также принял участие в собеседовании — с позиции своей опытности он сможет определить не только компетентность собеседуемого, но и его отношение к работе.

Также не попадайте в ситуации, когда приходится экстренно искать замену. В таком случае можно взять кого угодно, лишь бы закрыть вакансию. Конкретно у нас предусмотрена база данных потенциальных сотрудников, мы собираем их с помощью анкеты во всех наших социальных сетях.

Текучка

Этим страдают и маленькие, и крупные студии. Мы не исключение. Хорошо помню случай, когда одна девочка, будучи на испытательном сроке, попросила отпуск. Его предоставили, после отпуска оказалось, что есть еще один, а затем — личные проблемы, в результате которых ей пришлось уйти, это был уже третий дизайнер за три месяца и нужно было опять искать нового. Что касается людей, работавших со мной вдолгую, то здесь кроются самые разные причины уходов. Например, человек понимает, что настало время двигаться дальше, обособленно, возможно, в другом направлении. Или создает семью и его жизнь меняется. Или переезжает в другое место и хочет устроиться офлайн, или сделать карьеру в другом месте. То есть человек может уйти еще и тогда, когда понимает, что достаточно вырос.

Как же спасаемся мы от этой истории?

Я не буду сейчас говорить об очевидных юридических вещах. Можно подписать тысячи договоров, но если человек хочет уйти — его ничто не остановит. Хотя мы и небольшое агентство, благодаря блогу, обучению, бренду студии и школы к нам хотят попасть, очень часто пишут и спрашивают, как именно это сделать.

У меня получилось создать по-настоящему теплую и лояльную атмосферу, это действительно важно. Свободное общение между коллегами, без страха проявлять инициативу и показывать результаты своей работы очень влияет на продуктивность. Мы не только участвуем в дизайн-мероприятиях, упаковываем сильные кейсы и получаем награды, но и проводим вместе время, организовываем встречи, вместе работаем над продуктами школы и обучаем других дизайнеров, а самое важное — мы очень быстро растем. К тому же я не тот начальник, который давит на своих сотрудников и внушает им страх сделать что-то не так.

Внутреннее обучение

Но помимо внешнего обучения, предоставляемого всем соискателям и заинтересованным лицам нашей школой, имеется и внутреннее обучение сотрудников, которое влияет на их повышение компетенции и расширение кругозора.

Внутри команды обучение не останавливается. Нам всем нужно расти и развиваться, тем более, что наша сфера этого требует. Огромный плюс в том, что ко мне приходят люди с изначальным желанием учиться. Это значит, что обучение — неотъемлемая часть их жизни, ведь они осознанно идут покупать курсы и другие инфопродукты без какой-либо внешней мотивации.

Как же мы учимся? Мы с командой обсуждаем, какие навыки нам нужно прокачивать — такие вещи хорошо вскрываются в обсуждении проектов, контакте с клиентами, приемке работ, на планерках. Я покупаю подходящие курсы или предоставляю доступ к своим продуктам. Также это может быть какое-то внутреннее обучение софт-скиллам. Например, курированию на тех же курсах школы или спикерство. Такие курсы я записываю для сотрудников сама, они могут их пройти и в результате зарабатывать дополнительно в рамках школы.

Обучение сотрудников в нашей системе Notion 
Обучение сотрудников в нашей системе Notion 

После обучения сразу даём те проекты, в которых сотрудник может пробовать себя — как реализовываться, так и зарабатывать деньги. Я заинтересована в том, чтобы полученные знания применились именно в таких проектах, ведь только так новая информация начнет окупаться. Все эти данные я могу дальше использовать во внешних обучениях, монетизировать их и продолжать пополнять свой штат новыми специалистами.

Встреча команды и учеников karma.web
Встреча команды и учеников karma.web

Обучение сотрудников может быть финансово и стратегически выгодным вложением в вашу команду. Предпринимательство и инфобизнес идут рука об руку, а кому еще преподавать, как не практикам?

Оставляйте свой лайк и комментарий, если статья была вам полезна.
Следите за работой дизайн-студии и школы karma.web:

* Деятельность этой социальной сети признана экстремистской

2 комментария