Способы продажи дебиторской задолженности: как превратить долги в деньги

Объем дебиторской задолженности в России бьет очередные рекорды – 80 трлн рублей или в среднем 285 млн рублей на каждую компанию-кредитора. Поговорим, что делать тем, кто хочет быстро вернуть свои деньги, сэкономить усилия и свести риски к минимуму.

Долги – специфический актив, который быстро утрачивает потенциальную способность превращаться в деньги. Поэтому актуальна своевременная и выгодная продажа дебиторской задолженности. Способов несколько: от размещения объявлений в чатах до электронных торговых площадок и публичных предложений.

Как продать дебиторскую задолженность

В первый год с момента просрочки есть хорошие шансы, что долг найдет своего покупателя. Через три года ликвидность близка к нулю. Если ваши самостоятельные попытки взыскать долг в течение полугода остались безрезультатными, единственное перспективное решение – рассмотреть способы продажи дебиторской задолженности.

Варианты:

  • Личные связи. Предложения покупки партнерам, коллегам, знакомым.
  • Коллекторские организации.
  • Площадки объявлений (общие и специализированные).
  • Телеграмм-чаты.
  • Электронные торговые площадки.
  • Маркетплейсы.
  • Публичные предложения.

Каждый из перечисленных пунктов – рабочий инструмент, которым пользуются кредиторы и должники в поисках выгодных предложений. Однако объявления в стиле «Продам долг 1 млн рублей за 800 000 рублей» должны настораживать своим дилетантством.

Какой способ продажи задолженности выбрать

Привычный и на первый взгляд самый логичный инструмент – обзвон коллекторов.

Коллекторские организации функционируют по принципу: покупка большого количества маленьких долгов. Их профиль, как правило, ограничен обзвонами должников по микрозаймам, потребительским кредитам и не охватывает единичные большие долги. По статистике, бизнес-коллекторы взыскивают не более 5-7% дебиторской задолженности, что говорит о непродуктивности способа.

Сегодня легко можно встретить предложение о выкупе долгов на Avito и других досках объявлений.

Охват аудитории огромный, но никто специально долги не ищет на общих досках объявлений. Это случайные пользователи. Несколько иная ситуация на специализированных площадках с объявлениями, у которых есть своя профессиональная целевая аудитория. Обратите внимание на такой способ прямых продаж – он имеет больший шанс на успех.

Активные и максимально популярные площадки коммуникации – телеграмм-чаты.

Главный плюс: бесплатно, с минимумом ограничений и цензуры в сравнении с другими социальными сетями. Минус: Телеграмм-чатов по долгам немного, новые сообщения быстро затирают информацию. Сделать сообщение заметным поможет детальное описание. Подтвердите реальность долга, например, укажите большую выручку компании, факты о выводе активов и все то, что служит маркером для потенциальных покупателей.

Маркетплейсы – виртуальное место встречи продавцов и покупателей.

Электронная коммерция стала повседневным привычным форматом. По статистике, половина покупок в крупных городах проводится через Интернет-площадки. Преимущественная особенность маркетплейсов: они не просто размещают информацию по аналогии с объявлениями, а приводят к сделке.

Специализированные маркетплейсы долгов имеют встроенные алгоритмы выстраивания коммуникации между сторонами, контролируют процесс, сопоставляют спрос и предложение, при необходимости, организовывают встречи в zoom. Порталы зарабатывают проценты от продажи дебиторской задолженности, поэтому лично заинтересованы в успешных сделках.

Электронные торговые площадки – хороший инструмент, но с размытой аудиторией.

Закон предписывает организовывать на них торги, особенно если имеет место продажа дебиторской задолженности при банкротстве. Однако, практика показывает, что такой способ обязателен для соблюдения норм права, но сделки фактически поиск покупателей проходит вне площадки. То есть, сначала поиск покупателя, а потом формальное оформление на ЭТП.

Электронные торговые площадки не дают гарантий количества просмотров. Сегодня их количество достигает полусотни, поэтому потенциальные покупатели и продавцы рассредоточены. Они актуальны для процедур банкротства. Минус: небанкротные торги редко попадают в агрегаторы, поэтому для их продвижения нужны дополнительные средства.

В выборе способа важно понимать, что продажа дебиторской задолженности – это сделка, успех которой зависит от понимания, сколько стоят конкретные долги, где они востребован и как их оценить. Это прерогатива профессиональных взыскателей.

Публичное предложение как способ продажи дебиторской задолженности

Если вы ищете максимально эффективный способ в сегодняшних реалиях – обратите внимание на публичные предложения. Особенная торговая процедура отличается более эффективным механизмом реализации. Сегодня это самый перспективный способ продажи дебиторской задолженности.

В 90% случаев при банкротстве торги признаются несостоявшимися. Как правило, с аукциона уходят только очевидно ликвидные активы и такой формат реален с крупными известными компаниями.

Принцип функционирования:

  • Есть два базовых параметра: начальная цена начальная цена (номинальная сумма долга) и цена отсечения (минимально желаемая продавцом сумма).
  • Процесс предполагает планомерное снижение цены продажи долга.
  • Потенциальные покупатели видят изменение цены продажи и делают свои ставки.
  • За несколько шагов до окончания торгов выбирается победитель – лицо, предложившее самую высокую цену.

В силу сжатых сроков и ответственности арбитражного управляющего банкротство априори не располагает к выгодной продаже долгов. Формат публичного предложения позволяет искать и находить справедливую цену.

Профессиональные взыскатели идут дальше в процессе оптимизации механизма и предлагают использовать диапазон цены. Он зависит от перспективности долга и умения объективно оценить задолженность. Такой подход экономит ваше время на ненужные экспозиции и обеспечивает более выгодную сделку.

Напоследок

Учитывайте, что долги – самый сложный актив, гораздо сложнее, чем недвижимость и транспортные средства. Перед выбором способа продажи нужен компетентный анализ, какая задолженность идет под списание и какую дебиторку реально продать и выручить средства. В среднем, хорошие долги продаются за 50% стоимости. Сегодня оптимальная способ выгодно избавиться от дебиторской задолженности – публичные предложения.

Начать дискуссию