Право на забвение. Что это и как пользоваться — краткая инструкция

Представьте, что много лет назад вы... ну, к примеру, верили в пришельцев. Вы были молоды, наивны, связались с известным уфологом, который сделал вас преемником. Он убеждал, что НЛО существует, зелёные человечки забирают людей для опытов или что-то ещё такое — неважно что. Важно, что вы поверили и даже дали интервью в местную газету. А газета опубликовала статью с интервью в интернете. Тогда, когда вам было лет 18-20, вы этим даже гордились.

Сегодня, с высоты тридцатилетнего, сорокалетнего или даже более опыта, вы взглянули иначе на ту ситуацию. И теперь вы не верите в пришельцев, зелёных человечков или во внеземные цивилизации. А статья эта на сайте газеты немного раздражает, потому что её легко нагуглить…

Такой случай — один из ярких примеров ситуаций, когда можно использовать так называемое «право на забвение». С его помощью убирают из поисковой выдачи недостоверные, нарушающие законодательство или неактуальные данные о себе.

Право на забвение. Что это и как пользоваться — краткая инструкция

Право на забвение — суть закона

На первый взгляд «право на забвение» выглядит просто. Суть в том, что со временем информация о личности устаревает и перестаёт быть актуальной. В 20 человек верил в НЛО, в 35 — уже нет. Мнение изменилось. Но статья в газете осталась, и она написана так, будто человек продолжает верить в пришельцев. А это ошибка. Значит, у человека возникает право исключить статью из поиска.

Но на деле всё не так однозначно.

Закон N 264-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 13 июля 2015 г. предполагает, что вы можете написать заявление в Яндекс или в Google, и они исключат неактуальные/нарушающие закон/недостоверные результаты из выдачи. Результат будет таким: если ввести имя и фамилию в поиск, статью про НЛО не найдут.

Но на практике поисковики в 70% случаев отказывают заявителям, ссылаясь на невозможность установить факт нарушения закона/неактуальности.

Важно! Право на забвение касается только поисковиков. Вы можете обратиться в Яндекс, чтобы он не показывал ссылку на сайт газеты, где размещено интервью пятнадцатилетней давности. Но по сайту газеты, если хочется удалить интервью вообще, придётся провести отдельную работу.

Как это должно работать

В идеальном мире право на забвение — отличная штука. Всего-то нужно:

  • Написать в Яндекс, Гугл, Мейл.ру, Рамблер, Спутник, Бинг что именно необходимо удалить.
  • Предоставить доказательства недостоверности/неактуальности информации.
  • Получить положительный ответ и удаление ссылки.
Анкета, которую нужно заполнить для подачи заявки в Яндекс
Анкета, которую нужно заполнить для подачи заявки в Яндекс

И всё, никаких судебных заседаний, взломов и прочей мороки. Но, повторюсь, на деле ситуация далеко не такая радужная.

Право на забвение: почему хорошая идея работает плохо

В итоге право на забвение работает не всегда. Примерно 30% заявок одобряет Яндекс и те же 30% заявок одобряет Google. Маленькие цифры и значительный шанс получить отказ.

Причины, называемые поисковиками, когда модераторы не хотят удовлетворять заявку:

  • информация общественно значима;
  • недостаточно доказательств для исключения.

С последним особенно сложно, если случай спорный. Вот подумайте сами, как доказать Яндексу, что вы больше не верите в НЛО? Про веру доказательства есть — вы даже в газету дали интервью. А что с неверием?

Яндекс мог бы поверить на слово и удалить спорную информацию из выдачи. В конце концов, кому, как не вам, лучше всего знать, во что вы верите. Но вдруг это важная информация. Может быть, она не потеряла актуальность. Кто знает, нет ли у вас желания обмануть людей, скрыв важные факты. Почему это должен решать модератор Яндекса?

Статистика показывает, что Яндекс удаляет данные с особой неохотой. Вот выдержка из их статьи:

«Из всех обработанных обращений мы удовлетворили 27%, по 73% ответили отказом, в том числе по 9% — частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения)».

И если частному лицу модератор может пойти навстречу, исключив из поиска статьи об ошибках молодости, то что делать с медийными фигурами? Бизнесмены, политики, звёзды шоу-бизнеса, которые подают заявки, чтобы улучшить имидж, дискредитируют идею. Никто не говорит, что у них нет такого права, но есть ли у модератора поисковой системы право принимать решение, правда ли человек убирает порочащую информацию о себе, или пытается ввести в заблуждение других людей?

Факт в том, что большая часть таких запросов — спорная. И Яндекс и Google не готовы нести ответственность за скрытие важной информации. Поэтому они всячески саботируют одобрение заявок и перекладывают решение на других. В первую очередь — на государственные органы, например, на суды.

В итоге ситуация такая: подать заявку можно, но, скорее всего, её не одобрят.

Как воспользоваться правом на забвение

Обратиться в «Кулак Фемиды»

Почему?

Потому что мы знаем, что делать и что говорить.

Смотрите: есть те самые 30% пользователей, заявки которых поисковики одобряют. Почему у них получилось, а остальные 70-80% отклонили? Всё просто: эти люди знали, что писать и какие аргументы приводить!

Решение по удалению из поиска тех или иных данных принимают модераторы. Если вы сможете убедить их в своей правоте, то добьётесь положительного решения. Мы знаем, что говорить, чтобы поисковики приняли вашу сторону.

Право на забвение. Что это и как пользоваться — краткая инструкция

Наша практика говорит: в ЛЮБОМ материале можно усмотреть нарушение закона или недостоверность. Останется дело за малым - представить железобетонные доказательства нарушений. Тогда вероятность успеха возрастает с 30% до 80-90%.

А ещё «Кулак Фемиды» не только занимается изучением, аргументацией, представлением доказательств, но и анализирует ситуацию. Иногда правильнее не исключать результат из поисковика, а действовать другими методами:

  • удалить исходную статью;
  • изменить спорные моменты в тексте;
  • подать в суд на недоброжелателя

Эксперты изучают каждый случай и предлагают клиенту наиболее эффективный способ действий.

Вместо выводов

Право на забвение — штука хорошая, да только воспользоваться законом получается не в каждой ситуации. Чтобы получить результат, нужно не только знать о том, как действовать, но и понимать тонкости процесса. Неопытный человек обязательно нарвётся на подводный камень. Например, блокировка ссылки для последующих обращений или уведомление администратора сайта о том что его ссылка исключена из поиска. Это может привести к серьёзным последствиям, например, к растиражированию материала со слоганом - "Иванов удаляет информацию о себе".

«Кулак Фемиды» — это агентство с опытными юристами и переговорщиками, знающими, что делать в каждой ситуации.

И пользуемся мы не только общеизвестными методами, но и своими сверхсекретными разработками ;)

Если что, мы тут ;)

Начать дискуссию