Чёрный пиар — тоже пиар? Нет, нет и ещё раз нет!

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни слышал утверждение «чёрный пиар — тоже пиар». Это говорят, чтобы успокоить себя и коллег, увидев негативные отзывы о своей компании или даже о себе. Так подумаешь, что чёрный пиар не просто так называется пиаром, и он тоже привлекает внимание к бренду или продукту, и кажется, что проблемы-то уже и нет… Ответственно заявляем: ничего подобного!

Чёрный пиар — тоже пиар? Нет, нет и ещё раз нет!

Пиар — это привлечение внимания к компании или персоне с целью создать им положительный имидж. С помощью чёрного пиара никакого положительного имиджа вы не создадите ни себе, ни своему бизнесу. Наоборот, он принесёт одни проблемы. Рассказываем подробно, почему и что со всем этим делать.

Почему чёрный пиар не работает и опасен для вашего бизнеса

Чтобы понять, почему чёрный пиар — это вовсе не пиар, а настоящая угроза вашему бизнесу или репутации персоны, нужно разобраться, что это такое. Само понятие появилось достаточно давно и исторически его связывают с российским бизнесом, хотя используется технология во всём мире.

Чёрный пиар представляет собой систему мер, иногда завуалированных, иногда открытых, цель которых — разрушить репутацию бренда, персоны или компании. Кроме того, специалисты во время реализации кампаний по чёрному пиару стараются:

  • создать отрицательный образ продуктов, которые продаёт конкурент;
  • сформировать негативное отношение к товару и определённой его разновидности среди потребителей;
  • указать клиентам на другие каналы, по которым можно приобрести такой же товар или такую же услугу, продемонстрировав заодно, что недостатков у продукции поставщика нет.

Грамотный чёрный пиар не просто поднимает количество упоминаний бренда, он нацелен на то, чтобы сформировать у потенциального покупателя чёткие и долговременные негативные ассоциации. Вы готовы сотрудничать с компанией, которая вызывает у вас сильные неприятные эмоции? Даже бизнесмены, преследующие собственную выгоду, задумаются, стоит ли работать с подобным партнёром. Обычный покупатель думать не будет — просто уйдёт к вашим конкурентам.

Чёрный пиар — тоже пиар? Нет, нет и ещё раз нет!

Откуда появилось утверждение, что чёрный пиар — тоже пиар

Фразу «чёрный пиар — тоже пиар» можно рассматривать с двух сторон. Первое значение не окрашено эмоционально. В этом случае фраза вполне корректна, так как при пиар-кампаниях всех «цветных» типов (белые, серые, чёрные, зелёные, розовые) используются примерно одинаковые подходы и наборы инструментов. Ведь не зря чёрный пиар назвали именно пиаром, а не как-то иначе.

Второе значение имеет излишне позитивную окраску. Фразу произносят, когда хотят сказать, мол, нет ничего страшного в том, что конкуренты решили заняться чёрным пиаром. Это ведь тоже пиар, а значит, ничего плохого репутации он не принесёт. И это серьёзная ошибка.

Выкидывая определение «чёрный» и занимаясь таким самоуспокоением, компании, персоны, политики очень сильно рискуют своей репутацией. Да, после грамотной кампании конкурентов имя того, на кого направлена атака, будет у всех на слуху. Но вот восстановить подмоченную репутацию может и не получиться.

Чёрный пиар — тоже пиар? Нет, нет и ещё раз нет!

Что делать, если против вас применили чёрный пиар — советы экспертов

Столкнулись с чёрным пиаром? Не ждите, а действуйте. Мы рекомендуем предпринять следующие меры:

  • Попытаться удалить негативные отзывы о вас с площадок, где они размещены. Не важно, Фламп это, социальная сеть или частный сайт, большую часть плохих откликов можно скрыть, перенести в раздел неактивных и так далее.
  • Убрать данные о вас и вашей компании из поисковиков, опираясь на действующие законы. Если вы — персона, могут помочь разделы, регулирующие распространение личных данных. Для компаний актуальны ссылки на законы про клевету. Помните, что главный принцип чёрного пиара — распространение заведомо ложной информации. Вам необходимо обнаружить признаки клеветы и обмана и указывать на них, ведя переговоры с модераторами поисковых сетей.
  • Отвечать на негатив, если нет возможности (бюджета или ресурсов), чтобы его удалить. Грамотно реагировать на обратную похвалу (нарочито хвалебные отзывы), на критику и подложные факты. Удаление негатива — первое, что нужно делать, только это на самом деле работает. Но в ситуации, когда нет ресурсов удалять всё (а кампании чёрного пиара часто бывают очень масштабные), нужно хотя бы не отмалчиваться.
  • Работать с созданием положительного образа. Заказывайте статьи в СМИ о ваших продуктах, выступайте экспертами, публикуйте интервью, ведите страницы в социальных сетях. Делайте опровержения или добивайтесь опровержений от СМИ, которые опубликовали некорректную информацию о вас. Помните, что часть людей, прочитавших клевету, пойдут искать подтверждение словам ваших конкурентов. У них должны быть ресурсы, откуда они смогут почерпнуть правдивую информацию о продукте.

Помните, что любые действия, направленные на борьбу с чёрным пиаром, должны быть профессиональными. При попытке удалить отзыв, написать на него ответ или опубликовать опровержение очень легко ошибиться. Любая ошибка приведет к ухудшению ситуации. Поэтому не стоит пытаться самостоятельно справиться с проблемой — привлекайте специалистов. Ищите PR-менеджеров, переговорщиков, агентства, которые занимаются удалением негатива, других профессионалов. Помните, что проблема чёрного пиара всегда комплексная, решать её нужно соответственно.

Вместо выводов

При атаке конкурентов, использующих чёрный пиар, самоуспокоение не поможет. Нет смысла прятаться от реальности и оправдывать наличие негатива о компании в интернете. Забудьте про глупые слоганы — действуйте! А мы вам в этом поможем.

«Кулак Фемиды» — это агентство с опытными юристами, IT-специалистами и переговорщиками, знающими, что делать в сложной ситуации. Мы поможем проработать каждый вид чёрного пиара и научим вас, как ему противостоять.

Мы знаем, что делать с негативом в интернете, и пользуемся не только общеизвестными методами, но и своими сверхсекретными разработками ;)

Если что, мы тут ;)

11
Начать дискуссию