Еще несколько лет назад на рынке РФ действовало буквально с десяток фулфилмент-операторов, которые делили между собой совсем небольшое количество компаний (преимущественно это были мелкие и средние интернет-магазины). За это время мы многое пережили, видели как меняется рынок, как перекупщиков постепенно заменяют производители, как приходит Бизнес Молодость и её “дети” начинают заваливать е-ком рынок различным г… В общем, рынок e-commerce рос и менялся на наших глазах, а мы росли с ним. Года эдак 2 назад, когда в РФ прямо резко пошли маркетплейсы, рынку фулфилмента пророчили скорую смерть, типа “а зачем вы будите вообще нужны? У WB, Озона, СберМегаМаркета и т.д. есть свои склады, они и будут обслуживать мерчантов без вас!”. По факту же оказалось ровно наоборот, ценность фулфилмент-операторов сильно возросла и продавать наши услуги стало намного проще! Но, думаю, об этом я тоже расскажу все в той-же отдельной статье, а пока важно другое!
Дмитрий, меня заинтересовал заголовок
"чем отличается обычная WMS от WMS фулфилмент-оператора"
но ответа в статье я не нашёл. Это у вас выход из-за печки и будет продолжение? Или просто заголовок сделали цепляющим без раскрытия сути?
А какие WMS вы знаете и пробовали в бою?
Видимо меня в сторону увело в процессе написания, чуть позже попробую подправить ее (статью) в более правильное русло. Я описал это дело, но видимо под неправильным углом, раз не очень понятно.
Основное отличие обычной WMS от WMS для фулфилмент-оператора, это наличие дополнительных модулей и функций, без которых фулфилмент-оператор попросту не сможет работать.
В первую очередь, клиентам нужно предоставить личные кабинеты для работы. Обычной WMS они попросту не нужны, ведь WMS это прежде всего складское ПО.
Во-вторых - биллинг. Фулфилмент это услуга и мало просто выполнить поставленные задачи по работе с товаром, нужно еще нормально посчитать эти операции для клиентов, а в идеале сгенерировать необходимые закрывающие документы, представить всю эту информацию в личном кабинете, где клиент сможет все это увидеть, проверить, пополнить депозит и т.д.
В-третьих, модули интеграции. К вам будут приходит клиенты с совершенно разными системами и задачами. Запуска КАЖДОГО такого клиента это довольно серьезные инвестиции для ФФ-оператора, т.к. прежде чем вы получите хотя-бы копейку от клиента, нужно будет вложиться в то, чтобы его (клиента) подключить к системе, а так же подключить к системам, которые ему нужны (службы доставки, маркетплейсы и т.д.). Наличие готовых модулей с нужным системами сильно сокращает эти затраты. Это вообще отдельная тема конечно.
Обязательно так же наличие функционального, открытого (доступного для каждого клиента) API, оптимизация для работы именно под e-commerce.
Ну и т.д.
Смысл в том, что либо WMS должна предоставлять все необходимые, для работы с клиентами, функции (а их довольно много), либо придется строить еще один, параллельный программный продукт (или надстройку), который предоставит клиентам и фф-оператору необходимые для его работы сервисы. Зачастую, эта надстройка может быть не меньше самой WMS.
Привет Дима! Ну, очень много воды и пространных рассуждений с потерей главной мысли! :-)
Как по твоему чем отличается оператор ФФ от 3PL? У 3PL- присутствует всё, что ты перечислил: биллинг, ЛК, и т.д.
С WMS ты тоже вводишь людей в заблуждение, ради продвижения своего продукта - голимая реклама однако!
Не корректно сравнивать и анализировать учётные системы склада которые ни разу ни WMS, но так называются!
Нормальная WMS обладает всеми нужными атрибутами, которые ты перечислил!
По поводу воды - считаю эту статью записками в рабочем режиме. Мне такое намного больше нравится, чем академические простыни, от которых меня укачивает и клонит в сон. Повествование об опыте - бесценно, сколько бы там не было воды.
Дмитрий, поправьте меня, если я не прав. Моё мнение, у вас скорее всего это некий wms-сервис, заточенный под фулфилмент. Это не классическая WMS со свойственной ей "лучшей практикой" 3 месяца внедрения, любые изощрённые процессы и нагрузки, а WMS с жёстко настроенными процессами под конкретный бизнес (е-ком клиенты и поставщики в маркетплейсы) с некоторыми дополнительными настройками-галочками под вариации процессов.
Николай, про "голимую рекламу" - наверное это перебор однако.
Вы специалист в WMS, скажите как много у нас WMS для 3PL операторов ответхранения? Как много у них реально используется в бою модулей биллинга (а не около wms-ных отчётов и прикруток)? Как много в "коробке" идёт интеграций с транспортными компаниями, курьерками и маркетплейсами? А? А я отвечу, за ваши деньги, нервы и 100500 человекочасов - у поставщиков WMS есть всё! Но для этого нужно 100500 человекочасов, деньги и нервы.
И про Личный Кабинет, который действительно является ЛК, в каких WMS-ках он есть? Я имею в виду не только описания которые вы читали на сайте и устное бахвальство продавцов WMS, а реально безопасный, по всем правилам и архитектурам работающий, настройками доступа, "некастрированным" функционалом, не на заброшенном фреймворке (название которого уже не помнит даже сам программист, который клепал этот ЛК), ЛК который поставщик сделал сам и постоянно поддерживает в актуале и безопасности?
Только у Редпрерии (иностранная WMS) Инстока (https://www.instocktech.ru/) и Консида (https://considwms.ru/)? Это потому что сама их WMS изначально - архитектура ВЭБ. А у кого ещё кроме них? Отрекламируйте, пусть покупатели этих вмс с их дырявыми ЛК почувствуют пробегающий по спине холодок, ожидая когда им постучат изнутри их ЛК.
Какие ЛК! Многие поставщики WMS себе даже сайт толком не могут сделать. Вечно что-то не работает, висит и телится.
Николай, это старая, но очень актуальная тема! ;)
Все 3PL-щики почему-то думают, что если они захотят, то ФФ сделают на раз/два. Просто не хотят. ;) Ага, ага...
Только это совсем не так! Процессы одни и те же, точнее очень похожи, это да. Но далеко не каждый 3PL может стать нормальным ФФ. Вот наоборот, пожалуйста.
Нюансов много и они тянут на отдельную статью (в хорошем смысле этого слова ;)). В свое время, куча 3PL в США разорились из за того, что не смогли стать ФФ, когда этого потребовало время. Хотя думали, что смогут в любой момент, а че? Процессы ведь те-же!
Но давайте к конкретике:
Если кратко, то отличия следующие:
1. И в первую очередь в дискретности. Собрать 30 паллет товара в день 3PL сможет, но сможет ли он собрать 3000 небольших заказов?
2. А если эти 3000 заказов еще и 100 разных клиентов дают?
3. А если они в 10 разных служб доставок и у каждого клиента свои?
4. Правильно упаковать каждый по своим стандартам?
5. Промаркировать каждый своей этикеткой нужной службы доставки?
6. Есть интеграции для этого? СДЭК? Почта? PickPoint? Logsis? Dalli? 5POST? Казпочта?
7. А отслеживать трекинг потом каждого из этих заказов? Напомню, что через месяц это будет 100 000 заказов.
8. А потом наложку разнести и возвраты принять? Разобрать рекламации?
9. У нас есть клиент с 70 тыс. SKU. Для него ежедневно подбираются сотни заказов в различные службы доставки и на несколько маркетплейсов. Думаете 3PL справится?
Собственно, вы как раз думаете, что да конечно. Но по факту есть один простой и понятный факт: 3PL компании на рынке намного дольше, чем ФФ. У них лучше склады (в подавляющем своем большинстве), эти склады обычно выше классом, у них больше ресурсов, денег, оборудования. Если бы они могли делать, то что делаем мы, то нас бы просто небыло! Я прямо сейчас общаюсь с несколькими 3PL на тему того, чтобы использовать их склады под наши процессы на партнерских условиях (с них оборудование и площадка, с меня ПО и экспертиза). У всех у них есть нормальные WMS конечно же! Зачем им это?
3PL, это неповоротливые, огромные динозавры. Да, сильные. Да, большие. Да мощные!
Фулфилмент-операторы же, это млекопитающие. Пока маленькие, но зато быстрые, юрки, более технологичные (без обид, мы пришли позже, у нас лучше и дешевле технологии). Пройдет время и либо 3PL научится делать то, что умеем мы (вполне возможно, многие уже могут), либо мы получим ресурсы и уйдут 3PL. Посмотрим... ;)
Собственно, гонка уже началась!
Насчет же этого "биллинг, ЛК, и т.д.", скажу так: и да и нет!
С одной стороны, конечно у большинства 3PL это есть! Не факт что все в одном флаконе и в нужном количестве, но так или иначе это безусловно есть. Работать то надо! Более того, у моих конкурентов, у того же Славы Помещикова, это не просто есть, это есть в отличном виде. Я давно не видел его ПО, но практически уверен, что оно не хуже, а скорее всего лучше нашего ОА. Только фишка в том, что он его не продает! ;)
И все что есть у 3PL, это ПО купленное за, мягко говоря, приличные деньги, куча ресурсов потраченных на его внедрение, и тонны человекочасов втопленые в доработку какого нибудь коробочного Инфора, Манхэттена, SAPa. Это десятки, а зачастую сотни миллионов рублей, потраченные на построение этих программных комплексов! И это все ПО для СЕБЯ!
Кто из мелких ФФ это потянет? А ведь статья рассчитана именно на них!
Я ни в коей мере не претендую на какое либо ноу хау! Я всегда говорю, что процессы на складе у всех +/- одни и те-же. Тут нечего выдумывать велосипед, он уже был давно придуман. Только вот никто не продает этот велосипед сразу в готовом виде. Купи за условные 1000 рублей раму, потом уже сам допиливай все остальное, потратив еще 1000 рублей на то, чтобы превратить этот продукт в нужный тебе инструмент.
Мы же продаем уже готовый инструмент за 5 условных рублей! Инструмент, в который мы реально вложили уже много десятков миллионов рублей.
Покажите мне WMS, которая сможет сделать все что я перечислил в статье из коробки? Сколько она будет стоить? Сколько будет стоит онбоардинг? Сколько времени займет запуск? Потянет ли все это склад в 500 м2?
Я могу запустить небольшой склад за неделю, даже 2 дня, если хотите! Кто-то еще может похвастаться этим?
Именно поэтому наш продукт уникален, а не потому что "такого нет у 3PL"...
Хороший ты парень, Дима. И пишешь хорошо. Сходи к моему ФФ оператору, набей морду программисту за вот эту хуйню на фото.