{"id":10861,"title":"\u0417\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0438\u043b\u043e\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0435 PwC Venture Hub","url":"\/redirect?component=advertising&id=10861&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=4330fcc6373e035951e6ff64a3ae572ba5f30463fe8776204270bbc0bd091c81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Арина Сергеева

Дмитрий Завалишин (DZ) о времени и о себе. Часть 2. Рождение Яндекса и первые шаги электронной коммерции

Новые проекты Дмитрия уже были связаны с развитием российского сегмента Интернета. В первое время Fido для пользователя было удобнее, да и порог вхождения был ниже. Но затем в развитии Интернета произошел качественный скачок.

Первоначально основными сервисами и Fido, и Интернета были электронная почта и конференции (эхи), которые отличались тем, что переписка участников была публичной. Но затем появился Web, и все изменилось. Годом позже появились графические браузеры и первые сайты. «Это был год, наверное, 1993-й, когда вышли первые полноценные браузеры – «Виола» и «Мозаик», и народ начал осмысленно пользоваться технологией www. Появились первые сайты, но их было настолько мало, что за день можно было фактически обойти весь Интернет. Счет шел на десятки. А дальше все стало развиваться именно в том направлении, которое привело к сегодняшнему состоянию Интернета», — вспоминает Дмитрий.

Рис. 1. Так выглядела переписка в ньюс-группах

Рис. 2. NCSA Mosaic. Прямой предок Firefox и Internet Explorer

Появление протокола tcp/ip открывало и вовсе захватывающие перспективы. «Картина мира изменилась полностью. То, что мы делали, теперь выглядит, конечно, дико. Например, я подключался через мой модем Zyxel к «Реалкому» по tcp/ip, запускал X-Window на своей машине и подключался к приложению на сервере в институте Курчатова. Графическая среда у меня работала через модем. Очень «криво», но работала!», — поделился своими впечатлениями Дмитрий.

Но требовался и большой объем работ по адаптации программ для наших условий. При этом условия были куда сложнее, чем сейчас, ведь, как напоминает Дмитрий, было несколько конкурирующих между собой кодировок кириллицы, и в разных ОС и приложениях в качестве стандарта применялись разные. Например, в ДОС использовалась CP866, на советских ПК одно время стандартом была кодировка «основная ГОСТ», в Windows — CP1251 (она же стала стандартом в Белоруссии и Болгарии), в Unix доминировала КОИ-8, причем в России и на Украине были приняты разные ее варианты, несовместимые между собой. Были и менее широко используемые, по крайней мере, в России варианты вроде ISO-8859-5 или кириллица Mac. И все они должны были поддерживаться на сайтах. Настоящим кошмаром стали принудительные перекодировки сообщений электронной почты серверами, которые приводили к тому, что до половины сообщений приходило в нечитаемом виде. Наверное, оттуда у многих пошла привычка оставлять тело письма пустым, а само сообщение отправлять в виде прикрепленного файла в формате Word, на содержимое которого перекодировка письма не влияла.

Рис. 3. Раньше такое встречалось чаще

Все это, как вспоминает Дмитрий, требовало приложения больших усилий разработчиков: «Русификацией программ занималось множество людей. Плюс русификация операционных систем, кириллические клавиатурные драйверы, которыми занимался Антон Чижов. Сейчас об этом уже забыли, потому что с появлением юникода основные языки нативно поддерживаются, и проблемы такой нет. А в 90-е была целая война, связанная с разными кодировками – разными на разных сайтах, – и их совместимостью».

Уже в середине 90-х появились онлайн-дневники или блоги. И одним из первых блогеров стал Дмитрий: «Я тогда взялся издавать сетевой журнал DZ-online – это был 1997 год. Я совершенно не ожидал, что он окажется настолько востребован, а он в итоге стал одним из самых читаемых технологических блогов в стране. Тогда сильных блогов было штук шесть, а интересных из них – три-четыре».

Помимо технического потенциала, Интернет давал большие возможности для развития бизнеса. Fido же было принципиально некоммерческим, там была полностью запрещена любая реклама, можно было рассчитывать только лишь на объявления о продаже бывших в употреблении вещей. Первые интернет-магазины появились в 1995 году, среди которых был и Amazon. А уже в конце 1996 года ныне несуществующий журнал Family PC провел эксперимент: два добровольца оказались в незнакомом городе в пустом доме, где был только халат и компьютер с доступом в Интернет. Оба они получили задание приобретать все необходимое только в Интернете, и оно было выполнено.

1990-е годы в России были периодом, мягко говоря, сложным. Дмитрий характеризовал его так: «Это был крайне тяжёлый и мутный период истории, когда все кругом разваливалось, никто толком не представлял себе никаких перспектив, а все российское ИТ можно было, по-хорошему, скупить за пару миллионов долларов, да еще осталось бы на кофе с пирожками. При этом высокотехнологичные проекты периодически осуществлялись на средства людей, абсолютно не понимающих, во что они вкладываются, причем об источнике этих денег лучше было не думать. Вот, собственно, с предложения одного бизнесмена инвестировать в ИТ-проект и можно начинать отсчет этой истории». И один из таких инвесторов предложил Дмитрию буквально следующее: «E-commerce очень хорошо идет, но электронный магазин – уже пошло, надо e-commerce, но не магазин». Появилась идея, что нужно сделать инструмент, который помогает человеку обеспечить навигацию по набору товаров. Причем речь шла о полноценной экспертной системе, и соответствующие наработки у Дмитрия были. С помощью Ильи Положинцева проект такой системы появился. В то время потенциальный инвестор отказался от своих первоначальных намерений, но бросать идею было жалко. И как раз в то время произошла встреча Завалишина с Аркадием Воложем, у которого уже был план выделения «Яндекса» из состава CompTek, и он предложил: «Мы решили, что «Яндекс» будет отдельной компанией, и нам там нужны проекты. Задача по e-commerce там тоже есть. Хочешь сделать это там?». И это предложение было принято: «В этот момент я осознал, что мы, в общем, и правда, придумали хорошую идею, и это, кажется, тот момент, когда надо все бросить, и заниматься только ей. Думаю, это был чуть ли не первый российский Интернет-проект, который случился во всей полноте, стал коммерчески успешным и не имел западного прототипа. В общем, мы согласились».

Рис. 4 Аркадий Волож, Илья Сегалович и Елена Колмановская на выставке Softool,1997, где и было объявлено о создании Яндекса

Этот проект трансформировался в «Яндекс.Маркет», существующий до сих пор. Но тогда он назывался «Яндекс.Гуру». Проверять пришлось на себе, и результат был, в хорошем смысле, неожиданным. «Мы очень четко понимали, что нужно запуститься обязательно не с одной категорией товаров, а, как минимум, с тремя, причем довольно разными, чтобы на рынке нас не восприняли как инструмент именно по этой одной категории, чтобы мы сразу показали какую-то широту. Одной из категорий были цифровые фотоаппараты. Я в то время ими занимался, очень их любил, думал, что я знаю все. Мы заполнили каталог моделей фотоаппаратов, построили первый алгоритм на основе искусственного интеллекта, который задавал вопросы и давал рекомендации, и впервые его запустили. Я начал его тестировать, как пользователь, — отвечать на вопросы, по-честному, для себя. Был уверен, что я знаю, что он мне порекомендует, – у меня же был аппарат, я его сознательно выбирал, я знаю весь рынок. И тут «Гуру» мне посоветовал совершенно другой, неизвестный мне аппарат. Я посмотрел на экран, и подумал: «Железка, что ж ты делаешь-то, я же тебя создал, как ты смеешь? А потом взглянул на предложенное, и понял, что это, по крайней мере, действительно очень интересный аппарат, который я почему-то не рассмотрел. Это был для меня, конечно, момент истины».

«Яндекс.Маркет» появился спустя год после «Яндекс.Гуру». Это было инициативой Аркадия Воложа. Первоначально, как признается Дмитрий, реакция была, скорее, негативной: «Я тогда здорово злился и был почти несчастлив, ощущал эту ситуацию, как давление извне. Ну, представьте себе: ты сделал отличный проект, а тут тебя заставляют переделывать! Все-таки я тогда был в большей степени программистом, а он, как бизнесмен, понимал, что нужно консолидировать сервисы, потому что единый портал с большим объемом трафика – это очень ценно. Но в итоге Маркет был успешно запущен».

Хотя идея объединения разных непоисковых сервисов уже, что называется, витала в воздухе. Как и создания единой точки входа для них. Это была очень сложная задача, которую команда «Яндекса» успешно решила, и чего не удалось очень многим другим. По оценке Дмитрия, этому способствовали правильное целеполагание и наличие стратегии.

Но история развития «Яндекс.Маркет» предопределила уход из «Яндекса». «На примере истории с Яндекс.Маркет» я понял, насколько непрофессионально мы строим управление проектами. Архитектурно, как программисты и как архитекторы, мы были большие молодцы, мы сделали все правильно, но как руководители проектов мы были катастрофически неумелыми. Я понял, что мне нужно этому учиться». В 2003 году он покинул «Яндекс», перейдя сначала в российскую компанию, чей бизнес был связан с заказной разработкой ПО, а затем – в американскую, аналогичного профиля. Целью было увидеть все процессы с точки зрения разработчика, заказчика, подрядчика. Нужно было научиться управлять проектами и делать предсказуемым качество и сроки проектов. У нас тогда это умели буквально единицы – самородки и самоучки. После этого была создана Digital Zone. Сейчас у Дмитрия Завалишина уже холдинг DZ Systems из 5 компаний: Digital Zone, которая занимается крупными системами для корпоративных заказчиков,e-Legion – разработчик мобильных приложений, «Апрентис», которая специализируется на ERP, CRM, HR и прочих управленческих системах. Также еще две компании занимаются оказанием профессиональных услуг, консалтингом, заказными разработками. И, как особо отмечает Дмитрий, есть структура, которая их объединяет — единый проектный офис: «Он позволяет реализовывать проекты точно в срок и идеально по качеству. В том, что без него работать никак, я за двадцать лет убедился на личном опыте».
#ДмитрийЗавалишин, #ИТ, #Яндекс, #DZSystems[ Продолжение. Первая часть. ]

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Avito доставка: Покупатель не принял товар, но при возврате он был выдан неизвестному лицу

Доброго времени дня. Вот и у меня произошла неприятная ситуация с Авито и Boxberry: вернувшийся мне товар в виде видеокарты GTX1070 стоимостью 35.000 руб. был вручен постороннему человеку без проверки документов.

Как Counter Strike сделал меня веб-разработчиком и как я открыл свою веб-студию

Я, как и многие подростки, начинал свой путь с компьютерных игр, вернее с видеоигр, тогда еще компьютеры не были настолько популярными. Да, я про те времена, когда мы зависали, играя в приставку SEGA и у нас горели блоки питания от перегрева, кто в теме, тот поймет =)

«Азбука вкуса» завоевала серебро и бронзу на международном конкурсе дизайна World Brand Design Society Awards

Проекты инхаус дизайн-студии «Азбуки вкуса» — упаковка Мосальского стейка и редизайн упаковки СТМ «Азбука вкуса» — получили серебряную и бронзовую награды в двух номинациях: Дизайн упаковки и Редизайн упаковки.

Digital Horizon спрогнозировала развитие финтеха в 2022 году

Инвесткомпания, которая создала криптосервис, недавно проданный Тинькофф Групп, рассказала, как мы будем платить внутри метавселенных, что придет на смену big data, почему миру нужна тотальная токенизация и какую роль играют финтехи в реализации ESG-повестки.

«Яндекс» купит технологическую платформу рекламного сервиса eLama Статьи редакции

Платформа сохранит название и продолжит развиваться под брендом eLama.

«Альфа-банк»: звонки от фейковой «службы безопасности банка»

После оформления заявки на кредит на официальном сайте АльфаБанка, начали поступить звонки от мошенников

Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

Хардфорк Chia объявил о старте продаж новой расы питомцев для Chives NFT Game
Chives NFT game aquatic race

Стало известно о старте продаж новой расы NFT питомцев для будущей P2E игры, которая разрабатывается командой Chives coin.

В новогоднюю ночь клиенты Yota переписывались в Viber и WhatsApp

По данным Yota, в период с 31 декабря по 1 января объем трафика мессенджеров Viber и WhatsApp среди пользователей оператора вырос более чем на 50% по сравнению с периодом 24-25 декабря.

Логарифмическое распределение цен на платформе Veles

Мы добавили логарифмическое распределение цен.

На кого поставить при развороте рынка вверх
null