Проведя исследование на тему внедрения KPI (они же КПЭ) для одной компании, пришел к нижеследующим выводам. Я уверен на 146,5% в том, что использование преимущественно плановых (или запаздывающих) показателей для оценки эффективности работы персонала непрофессионально, неуместно и неэффективно. Большинство планов вообще строятся по принципу игры "догони меня кирпич"(эту фразу я взял у одного коллеги из выступления, она так лаконично и кратко описывает суть, что я не мог ее не использовать😃). Любой плановый или срочный показатель может не достигаться или "перевыполняться" из-за огромного множества причин, в общем-то, независящих от персонала (по поводу построения планов, также напишу отдельную статью).
Например, у нас заданы ключевые показатели эффективности для отдела продаж: 25% конверсия; 3000 руб. средний чек и план продаж 800000 руб. на одного менеджера. В теории и на практике, одному менеджеру могут попадаться более "покупающие" клиенты. Один менеджер может делать все по правилам и регламентам: общаться по скрипту, кросс-сейлить, выявлять потребности клиента и т.д., но что не делай,он никак не сможет засунуть в кошелек клиенту больше денег или добавить товар на склад, если у нас аут-офф сток по какой-то позиции, которую хотят купить. Другой, в свою очередь, может вообще делать все "неправильно" и просто совершить пару удачных сделок,и достигнуть тем самым ключевых показателей. Получается ситуация, при которой один сотрудник работает правильно, а другой как-бы не совсем, но мы смотрим на итоговые показатели и думаем, что второй менеджер работает лучше. А где истина? А она, как всегда, где-то посередине.
Или же взять ситуацию, при которой ключевой показатель в виде плана в 800000 руб. был достигнут обоими менеджерами, но конверсия и средний чек разные. Один совершил 200 продаж из 500 обработанных заявок (40% конверсия) со средним чеком в 4000 руб., а другой продал 320 раз из 1500 обработанных заявок (21% конверсия) со средним чеком в 2500 руб. Получается, что первый менеджер работает лучше, раз достиг всех и даже два из трех ключевых показателей перевыполнил? Напомню, что итоговый финансовый результат получается одинаковый. При этом, второй менеджер обработал в 3 раза больше заявок. Конечно, он, по причине своей некомпетентности, мог слить половину клиентов, из-за чего конверсия ниже... Но если у него были одни аут-офф стоки и "безденежные" клиенты?А если первый менеджер мог сделать 300 продаж со средним чеком в 4500 руб., но по причине своей некомпетентности, сделал меньше? А если мы, начитавшись книг про успешный успех, решили улететь на острова, за это время наш рынок вообще схлопнулся, все конкуренты разорились, и наши менеджеры сделали невозможное, и выполнили только 50% от плана продаж? Получается, что они все отработали плохо и не достигли ключевых показателей эффективности?Где снова истина? Она снова где-то между или вообще уже сбоку.
Этот пример можно спроецировать практически на любой бизнес-процесс, только нужно подставить другие переменные (КПЭ).
Вероятно, есть смысл использовать преимущественно плановые и срочные показатели эффективности в таких бизнесах, где прибыль или любой другой итоговый результат жестко завязан на сроках и планах. Но тут важно, чтобы эти сроки и планы были просчитываемыми, предсказуемыми, прогнозируемыми и имели минимальную погрешность.
Например, это может быть какое-то производство или энерго-станция. К примеру, мы знаем, что станок производит X деталей за Y времени и на это никак повлиять нельзя. Станок работает 20 часов в сутки, 4 часа в сутки ему нужно на охлаждение и тех. обслуживание. Тут мы можем задать КПЭ в виде Y` времени на изготовление 1 детали (если требуется оператор станка) или в виде плана Х` деталей за смену. Также, КПЭ для мастера, обслуживающего станок, - не более 4 часов на обслуживание. Но для большинства бизнес-моделей задать четко просчитываемые планы и сроки невозможно. Максимум, что можно делать с плановыми показателями, - это давать сотрудникам фиксированный бонус (вероятно даже нефинансовый) за их достижение или перевыполнение. Также не нужно злоупотреблять ими, чтобы не возникало ситуации из разряда:"я сделал все, что мог, но не смог, т.к. был занят другими рабочими задачами".