Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании

В то время как весь мир и наше IT буквально лихорадит, а тысячи людей меняют привычное место жительства, вопрос смены работы остаётся насущным. Мы расспросили специалистов о том, как понять, что из компании пора уходить. Желание увеличить зарплату, жажда новых перспектив и нового опыта или просто поиск лучших условий и счастья — какая из причин достаточно веская, чтобы сменить работу? Делимся рассказанными кейсами с вами и лайфхаками, как корректно сказать работодателю, что вы от него уходите.

Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании

Прекратилось развитие

Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании

Евгений Антонов, IT-консультант и руководитель группы разработки. Ведёт Telegram-канал «Тимлид Очевидность», ведущий подкаста Кода кода

У меня в жизни были разные примеры. На аутсорсе я за 3 года поработал на десятках разных проектов. Повидал всякое: разные технологии, менеджмент, заказчиков, подходы к разработке. Это был хороший буст опыта, и я ни о чём не жалею.

В продуктовой компании есть такие проекты, которые я уже 6 лет поддерживаю. Правда, за это время они несколько раз согласно парадоксу Тесея превратились в совсем другие проекты. Это был хороший опыт, который научил не только быстро решать текущие задачи, но и принимать решения на долгосрочную перспективу.

Главное, чтобы на проекте было хоть какое-то развитие. Если на проекте ничего нового не происходит, а просто годами чинятся баги, я бы не советовал долго на нём оставаться. С точки зрения профессионального и карьерного развития — это может быть плохо в долгосрочной перспективе.

С другой стороны, если IT вам уже давно поперёк горла, и вы уже выгорели и просто хотите посидеть с 9 до 6 на работе, а потом заниматься чем-то другим, то и такой проект вам подойдёт. В удивительное время мы живём, каждому найдётся свой проект по душе, главное — только понять себя и свои потребности.

Нет перспективы и возможности менять задачи

Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании

Ганна Новикова, Senior Devops Engineer, Intergiro

Менять или не менять проект — это достаточно сложный вопрос, на который нет одного идеального ответа, подходящего всем. Но если в вашей голове появилась такая мысль — это повод задуматься. Ведь если бы вас всё устраивало, такой мысли бы не возникло.

Но я приверженец того, что не надо сразу ломать всё, что было построено ранее. Поэтому подумайте, что вы можете изменить на данном проекте, чтобы вам стало комфортнее. Возможно, вы можете поменять роль или заниматься более интересными задачами для вас, а менее интересные делегировать кому-то другому. Так на моём самом первом проекте у меня был выбор — заниматься devOps задачами либо задачами по разработке, и в тот момент, когда девопс задачи мне совсем надоели, я перешла на разработку. Ещё многие выбирают уйти из разработки в менеджмент, и это тоже хорошая возможность что-то изменить, но не полностью. Так мой бывший коллега стал из тестировщика хорошим, на мой взгляд, менеджером, а QA automation — прекрасным лидом.

Если же ничего нового вам не хотят или не могут предложить, то тут стоит задуматься о смене. На моей первой работе были случаи, когда приходишь с оффером из другой компании, и после этого тебе предлагают и смену роли на проекте, и другой проект. Такой метод мне не очень нравится, но он рабочий и многие мои знакомые его не раз использовали. Но будьте осторожны и заранее адекватно оцените себя: если вас не посчитают ценным сотрудником, то могут отпустить, но тогда вы уж точно смените проект.

Стоит задуматься, не вызвано ли желание сменить проект выгоранием. В таком случае могу сказать точно, что смена проекта помогает только на короткий срок. В своей жизни я меняла по этой причине работу/проект несколько раз, и это помогало совсем ненадолго. Тут стоит полностью менять подход к работе, а в редких случаях — сферу работы.

Например, для меня толчком к смене проекта была ситуация, когда развитие полностью остановилось, а перемен не предвиделось. Я была молодым и достаточно боязливым специалистом, и год или даже больше терпела такую ситуацию, о чём сейчас очень жалею. А потом узнала, что моя коллега, на такой же должности и с такой же зп была 7 лет и ничего не менялось. Она очень быстро решала задачи, а потом играла в match-3 игру на телефоне. Вот эта match-3 меня больше всего напугала, мне показалось, что это полная деградация. Испугавшись, я взяла себя в руки и ровно к концу контракта нашла новое классное место работы.

Бывает ещё, что разработчика не устраивает зарплата на проекте. В этом случае оговорите для начала с лидом и скажите, что готовы выполнять больше обязанностей, возможно, первое время даже без повышения зарплаты, а потом назначьте ревью. Если есть возможность, возьмите ещё проекты. Например, я работала на нескольких проектах одновременно на разных местах работы, но не переборщите с количеством, чтобы не выгореть. Если это не подходит, смените работу.

И последний в списке, но далеко не самый последний по важности — это интуиция. Слушайте себя: чего вы хотите, что вам реально нравится/не нравится. Я понимаю, что этот пункт далеко не все IT-специалисты оценят, но и в моей карьере, и в карьерах моих друзей интуиция срабатывала. Помните, что на самом деле интуиция — это умение замечать мелкие, почти невидимые детали. Так, однажды я ушла из одной международной компании с разными проектами в белорусскую с одним проектом, практически без повышения зп. Многие вокруг считали это безумием, а ещё всё почти сразу пошло не по плану и шло не плану достаточно долго. Но сразу после того, как я ушла, в международной компании стали происходить неприятные перемены, а в новой компании я действительно смогла прокачать свои скилы и продвинуться по карьерной лестнице.

Работа в проекте больше не радует

Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании

Глафира Жур, фронтенд тимлид в SpurIT, член программного комитета IT-комьюнити MinskCSS и MinskJS, BeerJS Summit. Одна из создателей Accessibility Club Minsk, преподаватель на курсах про цифровую доступность.

Бэкграунд: я меняла места работы много раз и нигде мне не чинили препятствий в уходе, а делала я это по-разному. И просто спокойно уходила, потому что надо дальше, убегала по семейным обстоятельствам и даже в истерике и слезах простила меня выпустить, потому что я закончилась.

Мой основной алгоритм, по которому я остаюсь или ухожу, наиболее честно можно оформить так:

  • По возможности идти туда, где изначально нет жёстких ограничений. Это сразу чувствовать себя свободно, если придётся уходить. Как понять на старте?
  • Спрашивать на собеседованиях или у будущих коллег. Я перемещалась, более-менее понимая, куда иду. Сейчас можно и нужно смело задавать вопросы и пробивать через знакомых. Я вижу по общению с будущими коллегами (лиды, HR), какая атмосфера в компании + я сама участвую в найме и благодаря этому стала понимать чуть больше. Как лид, я стараюсь, чтобы разработчику было комфортно даже при обсуждении увольнения. Контакт с людьми — важнее всего.
  • Если надо уходить — уходи! Ты в своём праве, если тебя не устраивают условия. В ИТ, к радости, это гораздо легче осуществить, чем во многих других сферах. Я всегда думаю, насколько же я в счастливой среде нахожусь, что могу уйти и точно знать, что меня возьмут в другом месте. Вряд ли мне было бы также просто, если бы я работала не в IT.

Как понять, что надо уходить? Мне кажется, если ты честен сам с собой — это всегда сразу понятно. Я всегда понимала это по своему состоянию. Например, я работаю с одними и теми же технологиями и устала от них. Или я увлеклась чем-то и хочу продолжать с этим работать среди людей, кто тоже с этим работает. Или есть какие-то вещи, которые ломают мой комфортный образ жизни и я перегораю. Обычно я сильно перегораю, потому что долго держусь, но потом прихожу к лиду в слезах и прошу меня снять с проекта. Так делать я никому не советую. Мы у себя одни.

Самое важное для меня — при уходе стараться оставлять о себе хорошее впечатление и сохранять приятные отношения с коллегами, т.к. это напрямую влияет на мою дальнейшую судьбу. Даже представить себе невозможно, сколько раз потом по жизни сталкивалась с людьми из прошлого. Также это важно, если ты планируешь быть публичной личностью. Я три раза возвращалась в одну и ту же компанию, потому что мы друг о друге оставляли хорошее впечатление и были друг другом довольны.

Сейчас я там, где у меня куча перспектив и поддержки от руководства, где есть разные направления работы и всё суперкрутые и интересные мне. Я могу сказать: всё, я больше не лид, я хочу ТОЛЬКО разработкой заняться, или я хочу учить людей, или я хочу вечно и дальше лидить, или заниматься доступностью и у меня будет такая возможность. Для меня это важно: вариативность и свобода. И поэтому я уйду, если они вдруг исчерпаются или я почувствую, что сделала всё, что могла.

Многим важны деньги. Например, я так отпустила нескольких своих разработчиков: у нас в компании им тепло и хорошо, но где-то предложили больше денег, а у разработчиков такие приоритеты или ситуация. Это нормально, и я рада, что могу не только сама спокойно уйти, но и спокойно отпустить.

Опять же, если манят конкретные технологии — иди туда, где они есть, не надо давить себя и уговаривать, что ты не готов и страшно сменить место. Но всегда надо быть готовым к тому, что компания тебя, так или иначе, постарается удержать на дозволенные ТК сроки. Думаю, что уходя, надо изучить этот вопрос — когда можно подать запрос на увольнение, за сколько недель ты обязан предупредить компанию и по умолчанию не рассчитывать, что отпустят раньше срока, а приготовиться отработать. Если просто прийти и заявить, что устал и ухожу — увольте сегодня, то можно нарваться на негатив.

В общем, я на словах и на своих ощущениях всегда очень эгоистична и стараюсь внедрить этот ЗДОРОВЫЙ эгоизм в других людей. Сама как лид я не понимаю ситуаций, когда человек хочет уйти, а ему не дают это сделать. Я уверена, что если люди будут понимать, что они свободны в выборе, они будут уходить реже или потом вернутся.

Получаемый опыт больше не приносит пользу

Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании

Виталий Емельянцев, разработчик, ментор и IT-консультант, @gambala_codes

Не устаю твердить о том, что на работу нужно идти не за местом и деньгами, а за опытом, опыт первичен, именно опыт будет открывать всё больше дверей в будущем – в том числе и по зарплате.

В начале пути это вообще самое критичное – попасть в команду с грамотными лидами и учиться у них. Иначе можно на годы застрять в состоянии вечного джуна, с соответствующей з/п и перспективами роста. Причём есть знания, которые просто не получить на курсах или youtube – нужно вкатиться и впитать это из реальной практики.

Оставаться на одном проекте нужно до тех пор, пока вы получаете там новый опыт и челлендж. Если вы взяли всё, что могли и видите, что компания не растёт и новый опыт уже не даёт, пора уходить. Ищите новое место, сложнее этого. Возрастающей сложности не нужно бояться – в итоге вы растёте и становитесь сильнее. Я сам вырос не сразу, и продолжаю расти дальше, хотя уже 10 лет на рынке.

Опыт должен быть разнообразным. Я учился и программированию у разработчиков, и таргету у коллег-таргетологов, UI-дизайну у дизайнеров, бизнесу непосредственно у клиентов, а ещё маркетингу, нюансам работы в энтерпрайзе, настройке серверов, делегированию у менеджеров. И я всё ещё продолжаю учиться.

Как легко переходить из проекта в проект

Я легко менял проекты благодаря тому, что:

  • Прохожу собеседования в свободное время – так я знаю себе цену и текущее состояние рынка;
  • Повышаю ставку у текущих клиентов —инфляция, выросшая экспертиза – поводы могут быть разные;
  • Держу финансовую подушку — благодаря её наличию мне не страшно потерять текущего клиента и остаться без работы;
  • Не сжигаю мосты со старыми клиентами – неизвестно как, но вы ещё можете сработаться в будущем.

В первые годы на фрилансе я менял клиентов как перчатки. Самых токсичных отбрасывал, самых приятных привлекал и искал новых. Книга «Метод тыквы» Майка Микаловица как раз об этом, и сильно помогла мне уходить из проекта сохранив отношения.

Способы мягкого ухода

  • Повышение цен. Я повышал клиенту цену настолько, чтобы он отказался от сотрудничества сам. В случае, если не отказывался – тоже получал пользу. Такая же работа за двойную или тройную цену. Повышение з/п и бонусы вроде компенсации налогов всегда обсуждаю не ультимативно, а в виде ненавязчивых вопросов. Начинаю мягко намекать и обозначать вопрос заблаговременно, чтобы на клиента это не сыпалось как ушат воды на голову.
  • Говорил о недостатке квалификации. Например, говорил, что настройка таргета – не моё, я её выполняю плохо и показывал плохие результаты. Советовал найти отдельного специалиста. Тогда клиент либо находил таргетолога, у которого я мог учиться, либо в целом отказывался от моих услуг.
  • При переходе от одного клиента к другому и оставив первого на парт-тайме, объясняю ему это тем, что у второго клиента я получу ценные знания и опыт, которые смогу применить у первого и в итоге применяю.

Зарплата — неадекватна твоему уровню и рынку

Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании

Татьяна Свиридова, Senior Python Developer. Разрабатывает системы более 8 лет. Ведет блог it_knowledge_base

Говоря о том, почему IT-спецы меняют работу в 2022 году нужно сразу отметить состояние рынка: у опытных разработчиков сейчас огромный выбор мест работы.

О качестве вакансий можно дискутировать, но факт — без работы вы не останетесь. Я перечислю основные причины, из-за которых я и множество моих знакомых сейчас меняют работу.

Причины сменить работу в 2022 году

  • Зарплата. В силу глобальной удалёнки у разработчиков появился выбор мест работы без привязки к локации. Почему бы не получать больше денег, если ты всё равно сидишь дома на родном стуле. Более того, новопришедшие сотрудники часто получают зарплату больше, чем старые, даже если проигрывают им по уровню. Но разработчики — люди сообразительные и обладают тонкой душевной организацией: зарплату соседа быстро выясняют, обижаются, не просят повышения у руководителя и уходят.
  • Необходимость в техническом/карьерном росте. Разработчику рост нужен всегда, даже если он этого не хочет), иначе есть шанс перестать быть востребованным специалистом. При этом, возможно, что на текущем месте работы есть перспективы, но просто у другой компании они лучше.
  • Обида. Да, с этим лучше к психологу, но что есть, то есть: разработчики обижаются. Если их периодически не хвалить и не признавать их заслуг, даже маленьких, они обидятся, и никакие повышения зарплаты не спасут от потери сотрудника. В целом, люди могут обижаться на что угодно: на комменты к pull-реквесту, на руководителя, на hr-ов, на то, что отменили корпоратив или, наоборот, заставили на него приехать. Тут тимлид должен проводить качественные личные встречи и выяснять, что происходит.
  • Не нравятся процессы. Бардак в процессах — боль. В этой ситуации у разработчика не получается спокойно заниматься проектом, который нужен бизнесу. А бывает, что всё хорошо, но разработчик хочет работать не по kanban, а по scrum — рынок с удовольствием предложит вам такую возможность.
  • Неудобная среда разработки и речь не про IDE. Это могут быть токсичные или слишком вежливые и скучные коллеги, не интересные или недостаточно сложные проекты, отсутствие IT тусовки и даже ремонт в офисе. Не стоит недооценивать окружающую среду: в разной обстановке человек раскрывается совсем по-разному.

Нет возможности перейти на другой проект

Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании

Валерий Жила, Software engineer, разрабатывает системы управления городской инфраструктурой для мегаполисов по всему миру.

Отношение к любому рабочему проекту у меня складывается из таких пунктов:

  • Соотношение трудозатрат и финансового интереса. За сложный проект мне могут обещать отдельную сочную премию. Или он прост и незамысловат, требует минимума усилий с моей стороны, но позволяет мне в рабочее время заниматься личными проектами разной направленности. Оба этих сценария одинаково желанны. Иногда мне нравится сама концепция, я ощущаю, что хочу быть причастным к созданию этого продукта. Чтобы через 15 лет джуны спрашивали, а кто же это сделал, и местные старожилы меня вспоминали добрым словом.
  • Личный рост. Мне важно, вырасту ли я как специалист и человек от работы над этим проектом. Например, моё сердечко может растопить отмашка от бизнеса на траты круглых сумм на внедрение интересной технологии, которой я уже занимался на досуге. Я предпочитаю сложные задачи, лежащие на пределе моих способностей. Если проект использует язык или технологию, которую я хорошо знаю – это хорошо, я не мазохист. Но если я уже по описанию понимаю, что и как нужно делать, чтоб разобраться с задачами – проект окажется рутинным, я быстро потеряю интерес или даже начну испытывать к нему отвращение.
  • Знакомства и общение. Последнее по списку, но не по значению. Речь про работу с новыми сильными спецами, такой опыт неизбежно приводит к прокачке скиллов.

Как произойдёт переход, зависит от вашей компании, статуса взаимоотношений с коллегами и начальством. Мне всегда было достаточно открыто сказать в непринуждённой беседе, что я хочу свернуть своё присутствие в одном месте и усилить его в другом. Существуют, конечно, оговорки. Например, я никогда не бросаю менторинг – это для меня это очень важно.

Причин на проекте — множество, но все они связаны прежде всего с комфортом и перспективами. Как только эти две вещи заканчиваются, сотрудник начинает задумываться об уходе. Если внутри возникло ощущение, что вы не на своём месте — это самая веская причина сменить проект или даже компанию.

Ну а пока вы думаете стоит ли менять компанию, мы продолжаем делать Telegram-бота Get Me It для анонимного и быстрого налаживания контакта между вами и работой мечты. Настраивайте фильтры в боте и получайте самые релевантные предложения под ваши запросы.

Следуйте за белым кроликом, кликнув по ссылке😉

Пора и честь знать или Как долго следует оставаться в одной компании
22
Начать дискуссию