Снимаем барьеры: инструкция по юзабилити-тестированию продукта

При создании UI/UX дизайна продукта процесс, как правило, разделяется на несколько основных этапов: исследование, прототипирование, тестирование, дизайн, снова тестирование и продакшн. Качественная проработка каждой стадии разработки дизайна положительно сказывается на успешности продукта. Главным же ключом к созданию востребованного продукта является обратная связь от пользователей, а также своевременная реакция на нее. Причем не важно требуется ли создать дизайн с нуля или речь идет об его улучшении. Выявить преграды и барьеры, которые мешают пользователям быстро совершить целевое действие, обнаружить недоработки и определить точки роста поможет юзабилити-тестирование.

Что это такое?

Юзабилити-тестирование – популярная методология, которая применяется для оценки интерфейса, путем исследования его на удобство и эффективность использования. Метод подходит как для оценки десктопной и мобильной версий сайта, так и мобильного приложения. При необходимости такие тестирования можно применять и для оценки работы терминалов, банкоматов, касс самообслуживания, навигаций в ТЦ, голосовых интерфейсов и многих других электронных табло, схем и т.д.

Тестирование организует исследователь (он же фасилитатор или модератор), который просит участника выполнить несколько задач. Исследование состоит из нескольких этапов: подготовка, сбор информации и подведение итогов. Перед исследованием проводят интервью или опросы фокус-группы, чтобы понимать потребности пользователей и ожидания от взаимодействия с интерфейсом. На основе этих данных определяются гипотезы по проблемам функциональности и составляются сценарии тестирования, которые содержат в себе задачи. После составляется отчет по тестированию и результаты сводятся к списку доработок интерфейса. Пока респондент участвует в испытании, модератор делает заметки о том, как быстро выполняются целевые действия, где пользователь сталкивается со сложностями. Он является основным контактным лицом, который комплексно сопровождает процесс: проводит ознакомительную встречу, настраивает необходимое оборудования для фиксации поведения участника, предлагает вопросы и задачи. Т.к. модератор отвечает за качество результатов тестирования, он не должен влиять на поведение пользователя. В качестве участника может выступать настоящий клиент продукта или человек из целевой группы с релевантным опытом или аналогичными потребностям.

Во время исследования модератор может попросить респондента озвучить свои мысли при выполнении задания. Такой подход позволит более детально и точно понять поведение, наблюдения и замечания потенциального клиента.

Снимаем барьеры: инструкция по юзабилити-тестированию продукта

Почему это важно?

Цель юзабилити-тестирования – собрать как можно больше отзывов о том, как реальные пользователи взаимодействуют с вашим ресурсом. Оно помогает выявить недоработки в дизайне цифрового продукта, узнать о путях его улучшения и в целом изучить поведение и предпочтения будущего клиента.

К преимуществам юзабилити-тестирования можно отнести:

  • объективность и точность анализа;
  • удобство проведения исследования – можно выбрать любой формат: удаленно, через видеочат, личная коммуникация;
  • подтверждение того, что ваш продукт соответствует ожиданиям и что все работает так, как было задумано.

Типы юзабилити-тестирования

Тестирование продукта можно классифицировать по типу собираемых данных и по формату проведения. По типу собираемых данных выделяются 2 вида:

  • Количественное юзабилити-тестирование подходит для сбора метрик, описывающих пользовательский опыт. С помощью этого типа оценки определяется частота возникновения конкретных проблем и степень их критичности, т.е. этот тип тестирования лучше всего подходит для сбора контрольных показателей. Одним из отличий этого метода является отсутствие модератора в процессе оценки. Пользователь самостоятельно заходит в программу и последовательно выполняет задания, которые появляются на экране. В качестве дополнительного контроля ведется запись экрана монитора и голоса участника. В таком тестировании принимает участие гораздо большее количество респондентов – от 50 до 200 и более, поэтому количественные исследования обычно проводятся в формате онлайн, т.к. организация оффлайн формата сложна в организации и требует больших финансовых затрат.
  • Качественное юзабилити-тестирование направлено на поиск сложностей, барьеров, определение потребностей пользователей и способов их удовлетворения. Именно этот тип лучше всего подходит для выявления проблем в пользовательском опыте. Количество респондентов в данном случае не превышает 10 человек, все команды и постановка заданий осуществляется голосом модератора.

По формату проведения юзабилити-тестирование классифицируется на 2 других типа:

  • Личное (оффлайн) – модератор и респондент находятся в одном помещении (офисе, конференц-зале и т.д.) и общаются тет-а-тет. Вся коммуникация осуществляется при личном контакте. В качестве дополнительного фиксирующего элемента можно использовать eye-tracker. Камера поможет отследить и зафиксировать четкую траекторию движения глаз пользователя. Такое исследование позволит выявить как слепые зоны интерфейса, выпадающие из фокуса респондента, так и те области, которые вызвали наибольший интерес.
  • Удаленное (онлайн) – качественно не уступает очному и в настоящий момент является наиболее популярным, т.к. требует минимальных финансовых и временных затрат. Коммуникация с респондентами осуществляется с помощью ПО: zoom, skype, slack и др. Модератор видит экран компьютера или мобильного телефона пользователя. Такой вид тестирования подходит для всех продуктов кроме терминалов, банкоматов и других аналогичных систем, где установка удаленного наблюдения проблематична.

Удаленное юзабилити-тестирование подразделяется на: модерируемое и немодерируемое.

  • При удаленных модерируемых юзабилити-тестах исследователь лично взаимодействует с участником и просит его выполнить задания. Однако физически они находятся не рядом. Тестирование проводится с помощью программного обеспечения для демонстрации экрана, такого как Skype или GoToMeeting и др.
  • При удаленных немодерируемых юзабилити-тестах коммуникация между модератором и участником полностью отсутствует. Фасилитатор использует специальный онлайн-инструмент для удаленного тестирования, чтобы письменно ставить задания. Участник же выполняет их самостоятельно в любое удобное время. Инструмент тестирования предоставляет инструкции по выполнению задачи и дает ответы на любые дополнительные вопросы. После того как участник завершает свой тест, исследователь получает запись сеанса для дальнейшей проработки.
Снимаем барьеры: инструкция по юзабилити-тестированию продукта

Сколько времени занимает тестирование?

Одна сессия тестирования, от момента встречи респондента до момента расставания с ним, занимает в среднем 40 мин. Сюда же входит время на ознакомительную беседу, разъяснения процесса и т.д. Если в исследовании участвуют несколько пользователей, то процесс исследования продукта может занять в общей сложности до трех дней.

Сколько стоит юзабилити-тестирование?

Назвать конкретную цену юзабилити-тестирования сложно, фиксированного прайса нет. Стоимость услуги зависит от типа продукта, его сложности, выбранного метода тестирования, инструментов, количества интерфейсов, которые требуется оценить. Бывают продукты, которые необходимо исследовать на международных рынках в нескольких странах. Также нужно учитывать сложность поиска требуемой целевой аудитории. Все эти факторы влияют на конечную стоимость. Но как показывает практика, вложенные инвестиции окупаются относительно быстро, а те рекомендации, которые получает компания после исследования бесценны.

Вывод и советы

Тестирование – это не то, чем следует пренебрегать. Проведение юзабилити-исследования позволяет выявить проблемные зоны интерфейса, распределить их по категориям и упорядочить по степени серьезности. По окончанию проведения тестирования компания получает отчет по использованию интерфейса и перечень рекомендаций по улучшению пользовательского опыта в продукте.

А для лучшего результата вот рекомендации, как получить максимально точную и объективную оценку:

  • при формировании списка участников выбирайте настоящих пользователей вашего продукта или хотя бы тех, кто на практике встречается в аналогичными сервисами;
  • для наилучшего результата и оптимального тестирования привлекайте к исследованию не менее 5-8 участников;
  • ставьте респондентам понятные задачи и четко формулируйте сценарий использования интерфейса;
  • постарайтесь оставаться нейтральными во время тестирования, т.к. любой комментарий или даже интонация в голосе может смутить участника и сбить его с реального действия или ответа;
  • старайтесь задавать только открытые вопросы, чтобы пользователь отвечал без какой-либо привязки – только то, что приходит ему в голову.

Если же вы сомневаетесь в собственной готовности проведения юзабилити-тестирования продукта или не можете определиться с подходящим типом исследования, всегда можно обратиться к внешней команде, специализирующейся в этом вопросе. Эксперты компании более детально расскажут по каждому методу или возьмут задачу на себя и предоставят готовые рекомендации по улучшению юзабилити вашего сайта или приложения.

Начать дискуссию