«Смузи» рывок в развитии бизнеса

Михеева Оксана. Управляющий партнер консалтингового агентства "Стратегия и управление"
Михеева Оксана. Управляющий партнер консалтингового агентства "Стратегия и управление"

Одним из вариантов развития традиционной розницы в настоящее время являются «смузи» стратегии (термин профессора А.Н. Сазановича - руководителя программы МВА «Стратегический менеджмент» Высшей школы бизнеса "Мирбис", доктора технических наук). Давайте разбираться что обозначает данный термин и почему в настоящее время речь заходит о «смузи».

Ситуация «здесь и сейчас»

Что мы наблюдаем сейчас на большинстве потребительских рынков? Многие рынки стагнируют, какие-то падают, а отдельные растут исключительно по причине роста цен (рост обусловлен не расширением за счет клиентской базы или более полного удовлетворения потребностей целевой аудитории, а за счет роста себестоимости, который транслируется в болезненный рост цен для потребителя).

Причины данной ситуации очевидны:

- снижение покупательской способности населения и, как следствие, смещение покупок в более дешевый ценовой сегмент и/или сокращение объема покупок;

- пересыщение рынка розницы конкурентами, и как следствие, «размазывание» целевой аудитории среди большего количества розничных точек, а значит и снижение товарооборота/прибыли каждой из них.

Комплексное решение?

Однозначно, для решения задач РОСТА И РАЗВИТИЯ розницы мы должны говорить о комплексном решении:

- это и операционная трансформация, подразумевающая управление бизнес-процессами с точки зрения повышения их эффективности и результативности, снижения затрат без потери качественной составляющей;

- это омниканальность во всей ее вариативности;

- не забываем о современных, а не только традиционных и в какой-то мере устаревших, маркетинговых технологиях;

- мы говорим в целом о повышении технологичности розничных рынков и необходимости идти «в ногу со временем»;

- максимально, с учетом возможностей бизнеса внедряем технологии цифровой трансформации;

- клиентский сервис в данном случае (мы говорим о неизбежном повышении требовательности потребителей к сервисной составляющей) может стать одним из существенных факторов успеха в осуществлении рывка бизнеса и занятия большей доли на рынке;

- ну и конечно, не забываем об изменениях в области управления персоналом с учетом изменяющихся ценностей и целей многих наших сотрудников в ситуации с дикой скоростью меняющихся внешних условий.

«Смузи» элементы

Однако, в этой публикации, мой дорогой читатель, мы обратим внимание на элементы «смузи» стратегии компании.

«Смузи» стратегия подразумевает интеграцию отличных от базового направления деятельности организации элементов бизнеса в наши традиционные каналы сбыта.

За счет «смузи» элементов мы можем реализовать следующие возможности:

- Привлечение новой целевой аудитории со смежных рынков;

- Расширение интереса текущей целевой аудитории бизнеса и, как следствие, увеличение среднего чека, наполняемости, а значит и выручки.

- И не забываем об имидже первопроходца – мы первые тестируем гипотезы, внедряем технологии, а значит в глазах целевой аудитории, и уже не только нашего рынка, но и смежных рынков мы технологичны, современны и «на волне» с потребителями.

Примеры в студию!

Посмотрим, как элементы «смузи» стратегий применяют на рынке.

«Смузи» рывок в развитии бизнеса

ОртекаОртека # Ортека- профессиональная сеть ортопедических салонов. Кроме традиционной ортопедии в качестве «смузи» элементов применяет:

- Медицинские консультационные услуги травматолога-ортопеда как в лицензированном и оборудованном кабинете на территории розничного салона (обратите внимание, врач доступен полный рабочий день!), так и с выездом на дом, что однозначно удобно для маломобильных категорий потребителей;

- Дополнительные медицинские услуги – кинезиотейпирование, ударно-волновая терапия, чекап опорно-двигательного аппарата, мануальная терапия, инъекционная терапия и др.

- Расширенный ассортимент, который может заинтересовать нашу целевую аудиторию и/или привлечь новую: термобелье, средства гигиены и ухода за лежачими больными, а также БАДы (обратим внимание, что не все подряд, а отдельно выделенный сегмент достаточно дорогостоящих и тематически попадающих под потребности целевой аудитории потребителей добавок).

Следующий пример, ВАУ! Бар-Прачечная стирка 40° (Питер!)

«Смузи» рывок в развитии бизнеса

- «Прачечная самообслуживания» — это, конечно, мыльная пена, белые халаты и блестящий кафель. Но уж никак не кофе и вельветовые диваны. По крайней мере раньше казалось так, пока в 2004 году (заметьте, даже не сейчас, а практически 20 лет назад!) на Казанской улице не открылось кафе-стирка «40 градусов», где запах стирального порошка мешается с ароматами кофе и алкоголя. В Стирке регулярно проводятся вечеринки, концерты, поэтические вечера и выставки. Вот такой вот «смузи» в стиле «Это Питер, детка!».

- Прачечная «Стирка 40°» — артистический уголок Санкт-Петербурга.

Что дальше?

Как видим, вариантов применения «смузи» элементов стратегии достаточно много, и они очень многообразны. Все ли они неизбежно дадут высокий экономический эффект бизнесу? Однозначно, нет (пример, эксперимент «смузи» интеграции аптек и зон продуктов питания, бытовой химии, кофейни). Здесь мы идем по пути тестирования гипотез, часть из которых откроет для нашего бизнеса новые возможности.

Все ли элементы «смузи» стратегии уже открыты бизнесом (см. примеры выше)? И здесь, я скажу: «Однозначно, нет!» (даже на примере #Ортека я могу привести еще как минимум с десяток идей развития). Вариантов «смузи» развития бесконечно много и они ограничены лишь креативностью, широтой кругозора и смелостью лица, принимающего решения о развитии бизнеса.

Есть желание развиваться и идти впереди конкурентов? Собирать «сливки» с рынка в качестве первопроходца? Создавать новые сегменты и захватывать существенную долю рынка? Обращайтесь! Буду рада обсудить возможности развития вашего бизнеса и сформировать план существенного рывка: https://omikheeva.ru/consulting

55
Начать дискуссию