Как компаниям отличить хороший онлайн-курс от дилетантства

Что важно при разработке электронного курса? Важно, чтобы конечный продукт выполнял цели обучения и мотивировал обучающегося применять знания в своей работе. С первым пунктом все просто, а вот на мотивацию пользователя действует множество факторов. Чем качественнее сделан курс: продумана навигация, проработаны тексты, структурирована информация, тем выше мотивация проходить его и тем лучше сотрудник будет относиться к компании, которая назначила обучение.

LEVEL ставит на первое место качество курсов. Не всегда компании-заказчики понимают, как выглядит дорогой курс и в чем его преимущество перед другими предложениями. Мы посмотрели демо-версии курсов конкурентов, проанализировали некоторые из них и сравнили с нашей разработкой. В этой статье обратим внимание на некоторые пункты и поговорим, как отличить хороший продукт от более дешевого, выполненного на скорую руку.

Удобство прохождения

Представьте, что вы сотрудник, которому назначили курс. Вы выкраиваете время в своем рабочем дне, чтобы ознакомиться с новой информацией. Открываете скорм-пакет, и на вас обрушивается поток слов, буйство цветов и красок. Вы ищете глазами, за что зацепиться, хоть маленькую подсказку, куда нажать, чтобы пройти дальше. Не находите этого и через пару минут начинаете раздражаться.

Так происходит, если в курсе не соблюдены правила UX-дизайна.

Рассмотрим слайд с инструкцией по прохождению, или туториал. Это важный элемент для обучающегося. Он открыл курс, где его не будет сопровождать преподаватель от одного блока информации до другого. Здесь пользователь будет часто интуитивно продолжать свой путь.

<i>Пример 1</i>
Пример 1

Что видим в первом случае? Яркие плашки посреди белого экрана и множество сносок с подписями. Это уже начало курса? Сам курс так и будет выглядеть или на следующем слайде всё изменится?

Взгляд теряется среди обилия информации. Единственное, за что цепляется глаз — это крестик в верхнем углу экрана. Пользовательский опыт сообщает: если на него нажать, то всё закроется. Вот и пользователь закроет курс и выдохнет. Обучение закончится, не успев начаться.

Другой пример туториала — нашей разработки. Ему также отводится в курсе отдельный слайд.

На нем мы сразу видим заголовок и понимаем, что сейчас перед нами. Видим плеер и стрелки с подписями, можем сразу попрактиковаться и понажимать на кнопки. Например, вернуться назад или открыть содержание. Запоминаем, как будут выглядеть подсказки курсора и как взаимодействовать с объектами в курсе. Кроме того, визуально инструкция выглядит приятно, заинтригованный пользователь хочет скорее продолжить курс — наверняка дальше будет интереснее.

<i>Пример 2</i>
Пример 2

Структуризация информации

Электронный курс рассчитан на то, что пользователь будет считывать материалы тезисно, а не вчитываться в огромные листы сплошного текста. Если информация излагается последовательно, сделаны акценты на важные слова, а списки оформлены буллитами — достаточно просто пройтись по тексту по диагонали и поймать смысл.

<i>Пример 1.1</i>
Пример 1.1

На слайде множество цветовых акцентов и блоков с текстом. Текст разного размера, поэтому сложно понять, какая информация является главной, а какая второстепенной.

При попадании на слайд первыми в глаза бросаются списки с буллитами — читаем, они кажутся бессвязными. Далее понимаем, что есть еще общие слова в зеленых прямоугольниках, относящиеся к этим спискам «знает” и »делает”. Смысл текста проясняется, но остается вопрос — кто же выполняет эти действия? Читаем заголовок слайда — так эти обязанности относятся к директору! Мы догадались!

С правой стороны текст повторяется несколько раз и, честно сказать, представляет собой ребус. Да, все эти приемы безусловно задерживают обучающегося на слайде, но нет никакой гарантии, что он истолкует текст так, как хотят того создатели курса.

Пример из курса компании LEVEL. Здесь показано более удобное расположение информации. Акцент делается на заголовок — читаем сначала его, а затем текст сверху вниз по пользовательской привычке.

<i>Пример 2.1</i>
Пример 2.1

Изучаем левый блок — информация касается руководителя, что он должен делать как инициатор диалога с сотрудником. Смотрим направо, где нам предлагают яркую иллюстрацию такого диалога. То есть теория сразу подкрепляется визуальным примером. Даже очень занятые или ленивые пользователи посмотрят на картинку, поймут, о чем идет речь, и будут листать курс дальше.

Кстати, слайд интерактивный — вторая вкладка внизу с подписью “Сотрудник” находится в закрытом состоянии. Без труда можно угадать, какая информация там содержится. Можете предположить?

Понятный текст

Поскольку сотрудник остается один на один с курсом, его содержание должно быть понятно и интерпретироваться однозначно. В первую очередь это касается текста — да здравствуют простые формулировки, расшифровки аббревиатур и сложных терминов.

Устраняйте в курсе канцеляризмы — у пользователя не должно быть ощущения, что он читает политику или официальный документ. В таком случае его мотивация резко снизится и обучения окажется бесполезным. Ведь он мог просто открыть нормативный документ и прочитать его.

<i>Пример 1.2</i>
Пример 1.2

Очень много текста, и его уже не хочется читать. Кроме того, формулировки сложные, некоторые нужно перечитывать по несколько раз, чтобы уловить смысл. Например, в одном из пунктов на три строчки приходится 12 существительных!

А ведь тема представлялась не такой сложной: зачем нужно передавать показания счетчиков.

Пример из курса, который мы делали для IT-компании. На слайде пересказаны основные положения закона об антикоррупции. В документации они были написаны тяжелым языком, для курса их упростили до нескольких пунктов и разбили на блоки в карусели. Там, где нужны подробности, добавили дополнительное окно.

<i>Пример 2.2</i>
Пример 2.2

А еще об этих серьезных положениях рассказывает персонаж комикса. Диалог сотрудника и пингвина располагает к себе обучающегося, и за счет этого сложная тема выглядит просто и интересно.

Резюме

Мы разобрали только некоторые моменты в курсах, благодаря которым душа пользователя радуется, и ему хочется учиться больше и больше. Вот наши рекомендации:

  • Думайте об удобстве прохождения
  • Структурируйте информацию и продумывайте логику
  • Очищайте тексты от сложных формулировок

И конечно, отличайте качественные курсы от сделанных на скорую руку.

В вашей компании внедрено корпоративное обучение?
Да
Нет
Хотелось бы
11
1 комментарий

Спасибо, хороший разбор. Хотел поставить плюсик, даже залогинился, но алгоритм не даёт(

Ответить