Работать меньше - не значит лениться, а скорее искать новые идеи

Ветеран американский журналистики the Atlantic вспоминает памфлет сторонника Карла Маркса - Paul Lafargue. Последний написал его в 1883 году. Памфлет называется «Право на лень». Paul начинает с осуждения идеи «безумного стремления работать». Он саркастически отмечает стремление капиталистической модели заставить рабочих работать больше за меньшие деньги. Он считает индустриальную революцию толчком, который заставит всех, кроме богатых, искать все больше работы по мере снижения зар.платы. Paul призывает осознать, что в такой ситуации никто не сможет работать меньше, так как просто не будет хватать на жизнь. Размышляя о результатах промышленной революции, он удивляется, почему внедрение машин в производство не добавило рабочим больше отпускных дней, ведь машины стали работать быстрее людей. Paul озвучивает разницу между значением времени для человека и машины: для машины перерыв - это состояние «выключено», для человека- это может означать все, что угодно, так как человек наслаждается свободным временем.

Сатирический памфлет о рабочих 1883 года, которые никогда не уволятся, стал зловеще актуален сегодня.

С работой не все так хорошо. Усталость и выгорание распространяются с бешеной силой; многие молодые люди раздумывают, стоит ли тратить всю свою энергию на работу, что приводит к повсеместному «тихому увольнению». Волна создания профсоюзов – особенно в Amazon и Starbucks – приводит к победе работников, но вызывает яростное сопротивление менеджмента. Можно предположить, что вряд ли в обществе будет недостаточно работы для всех. Наше время показалось бы читателям сатирического памфлета француза Paul Lafargue под названием «Право на лень» крайне нелепым. Автор памфлета изображает Причудливый мир (Bizarro World), где рабочие испытывали «множество личных и социальных страданий», отказываясь уволиться в конце дня.

Paul Lafargue – доктор, который стал критиком, социалистом и активистом, при этом был серьезным политиком. Он специально написал памфлет с юмором, чтобы пройти мимо политических дебатов. Его выдуманный мир показывает читателю опасности системы, когда работник должен работать по максимуму. Колкий подход Paul Lafargue актуален спустя 140 лет. Актуальность его идей столь долгое время придает памфлету саркастичную и безумную мудрость шекспировского толка.

Труд начал трансформироваться с 1880-х годов, причем культурно. Многие американцы до сих пор придерживаются того, что Paul Lafargue назвал «догмой работы». Это убеждение, что труд может решить все беды, будь они физические, моральные или материальные. Этот тренд заметен сегодня в современном образе мышления или менталитете, изображенном в работе «Не бойся действовать» Шерил Сандберг*. По всему миру мы видим доказательства того, что Paul Lafargue называл «Поддельным веком» (“Fake Age”), когда доминирует потребительский подход. Сюда относятся бомбочки для ванны и раскраски для взрослых, позиционируемые «с заботой о себе», а также распространение «быстро сделанной мебели», срок службы которой не более чем пять лет. В Китае быстро распространяется движение «лежим ровно»* (“lying flat”), когда молодежь переосмысливает свою работу, что отражает идеи Paul Lafargue - чтобы противостоять догме работы и консьюмеризму, – максимально отстраниться от работы.

Не бойся действовать» - книга, написанная Шерил Сандберг, операционным директором Фейсбук. В своей книге, которая выглядит как манифест с оттенком автобиографии, Шерил пытается побудить женщин к большей вовлеченности в корпоративный мир, получению высших должностных позиций, таких как CEO, и к более равному разделению обязанностей связанных с воспитанием детей и ведением дел, связанных с домом.

«Лежим ровно» - движение в Китае, которое призывает занимать горизонтальное положение человека на работе, как в прямом, так и в переносном смысле. Основные принципы движения (по-китайски Tang Ping) — ставить спокойствие в приоритет, не жертвуя собой на работе, ценить свое время, не гнаться за общепринятым социальным успехом. Сторонники Tang Ping пытаются побороть в стране культуру «9-9-6», когда люди работают с девяти утра до девяти вечера шесть дней в неделю.

Право на лень – это не про то, как помочь кому-то стать ленивым

Читая памфлет, думаешь, что это манифест из альтернативной Вселенной. Paul Lafargue начинает с порицания «странного безумия» в отношении работы, которого, как он утверждает, не было на более ранних стадиях развития цивилизаций – во всяком случае во время сотворения мира. Бог – «лучший пример идеальной лености», так как он «поработал только шесть дней» в течение вечности. Затем Paul переходит к периоду Французской третьей революции*, когда эгалитарное общество, в котором «права человека, состряпанные философствующими юристами», мало чем помогли крестьянам, рабочим и жителями французских колоний. (Сам Paul был родом с Кубы и имел смешанное происхождение: в его роду были африканцы, индейцы, французы и евреи. В возрасте 9ти лет он приехал во Францию и больше не жил за пределами Европы). Paul не считает, что его цель - «обуздать непомерную любовь рабочих к труду», хотя изображенный им мир явно демонстрирует эксплуатацию рабочих в капиталистической модели общества.

* Третья французская, она же - "февральская", революция 1848 года свергла Луи-Филиппа, провозгласив республику, и поставила на его место президентом Луи-Бонапарта - племянника Наполеона I, авантюриста, пытавшегося использовать имя своего великого дяди. В 1851 году он совершил государственный переворот и стал императором.

Paul Lafargue был зятем и приверженцем Карла Маркса, и возможно, он и изобрел термин «марксизм». Новый перевод «Право на лень» от Alex Andriesse сопровождается небольшим эссе Paul о Карле Марксе. В предисловии критик Lucy Sante написала, что «Право на лень» оказала значимое влияние на общество конца 19-го века, а сегодня об этом памфлете мало кто знает. Причина в развлекательном и простом языке. «Памфлет редко упоминается в марксисткой литературе, так как он написан в популистском стиле, и совершенно свободен от теории».

Колумнист Lily Meyer отмечает, что, читая «Капитал» Маркса в колледже, она мало что поняла в нем. «Право на лень» показывает, что можно вполне без теории обойтись. Некоторые проблемы настолько жестоки и громадны, что просто озвучить их – это уже проявление мужества. Paul считает капиталистическое и колониальное общество Франции своих дней лоном таких проблем. Его откровенная сатира – способ заявить о несправедливости (а ведь Paul побывал в тюрьме), и побудить читателя сделать так же.

Карл Маркс: будущее работы - это когда каждый будет заниматься тем, что ему нравится в определенный момент времени

Видение Маркса о работе будущего, которое он описал в «Немецкой идеологии» (Die deutsche Ideologie), состоит в том, что каждый будет заниматься тем, что ему нравится в определенный момент времени. Человек «может охотится утром, ловить рыб до обеда, пасти скот после обеда, а критиковать сколько угодно вечером». Мы узнаем в этом описании идеи гиг-экономики. Подработка и работа по договору найма создает иллюзию той свободы выбора, которую описал Маркс. Однако такие разные формы работы могут оказаться трудоемкими и пожирающими слишком много времени по сравнению с традиционным наймом.

В «Праве на лень» Paul Lafargue предвидит такие последствия. Он описывает «суровый» толчок к производству, который заставляет всех, кроме богатых, искать все больше работы по мере снижения зар.платы, пока «люди, у которых с трудом хватает сил, чтобы стоять, продают свой 12-ти , а то и 14-ти часовой труд за половину его стоимости». Paul призывает осознать, что в такой ситуации никто не сможет работать меньше – таким образом он описал структурную проблему экономики, решением которой является ограничение продолжительности рабочего дня.

Paul также интересует более аморфный и философский вопрос расходования рабочего времени

«Право на лень» задает вопрос не только о том, сколько рабочие зарабатывают в час, но как они тратят свое время. В частности, он размышляет о разнице между часом, потраченным на выполнение работы человеком и машиной. Paul написал памфлет вскоре после Промышленной революции, которую он считал упущенной возможностью. Сегодня многие волнуются, что машины заменят людей. Paul же, наоборот, тревожился, что работа на фабриках сталкивает между собой человека и машины. Он считал, что машины должны трансформировать работу человека: Если машина может делать на 30 000 стежков в минуту больше, чем человек, то почему бы «за каждую минуту работы машины не давать рабочему 10 дней отдыха?». Ответ простой: чем больше работы, тем больше товаров для продажи.

Сегодняшняя швейная индустрия не заменила работника, а ускорила темп работы, что ухудшило бы условия работы во времена Paul. Кроме того, смартфоны размыли окончание рабочего дня почти во всех сферах экономики. Альтруисты эффективного труда и технократы , ставшие особенно известными после истории с опальным Sam Bankman-Fried, заявляют, что искусственный интеллект представляет угрозу, так как когда-то может стать сознательным, как Скайнет или Терминатор, и восстать против человека. «Право на лень» говорит, что машины это уже как 250 лет сделали.

Отдых для человека – это удовольствие от свободного времени. Для машины- это простой

В наше время, когда хобби превращается в подработку, а отдых – в демонстративное потребление, опасения Paul Lafargue приобретают более широкое значение. В самом конце памфлета он описывает утопию, в которой рабочие почти все время бездельничают. Гипертрофированный образ усиливает различие между временем человека и машины: машина не может наслаждаться своим свободным временем. Человек может, хотя культура высокой производительности пытается опровергнуть это. Очень часто кажется, что в жизни почти нет ничего, кроме работы и восстановления от работы. Paul напоминает современному читателю, что наше время не должно быть бинарным. Наш досуг не обязательно должен сжигать нашу зар.плату и превращаться в параллельную карьеру. Отдых может быть бесцельным, неэффективным, одиноким. У машины «не работать» значит быть выключенным. У человека не работать – может значить все, что угодно.

«Право на лень» – это также напоминание, что работать меньше имеет свои духовные и творческие преимущества. Сегодня лень может показаться совсем далекой от искусства, но никто не знает лучше, чем измученный художник, как важна лень для вдохновения. Идеи имеют тенденцию появляться и развиваться, когда на них никто не обращает внимания. А это происходит, когда мозг не сильно заполнен задачами, и там есть место для новых идей.

Jenny Odell, в своей работе «Как ничего не делать» (очень близкой по духу «Праву на лень»), описывает, как она убивала время в Музее современного искусства в Сан Франциско. Она просто стояла перед картинами и смотрела. И чем больше стояла, тем больше находила смысла.

Начать дискуссию