Отлично, что вы купили электромобиль. Но это не значит, что у вас нулевой углеродный след

Блестящий британский колумнист Guardian - John Naughton - развеивает иллюзии о безупречности электромобилей. Многие британцы покупают эти средства передвижения, так как верят, что таким образом они спасают мир от выбросов СО2 и вносят свой вклад в снижение углеродного следа. John выясняет, что за гламурной картинкой спасения мира от загрязняющих воздух классических автомобилей находится индустрия, которая ничуть не лучше с точки зрения выбросов. Исследование Reuters показало, что электрокар окупит свой углеродный след, только если его заряжать от источников возобновляемой энергии. Пока в большинстве стран таких зарядных станций не так уж много. Большинство станций в США работают на угле. John пошел дальше: он выяснил, что для производства батареи электрокара необходимо немалое количество таких ископаемых, как никель, марганец, кобальт, литий. Большинство этих металлов добываются не в развитых экономиках, и местные сообщества страдают от негативных последствий добычи. Конго - лидер по добычи кобальта, известен тем, что 15% всего кобальта добывается в нелегальных шахтах, в которых работает 200 000 человек. Среди них – дети шести лет.

Необходимые для производства батареи ископаемые не только добываются, они обрабатываются, плавятся, транспортируются к производителям электрокаров. Все это оставляет колоссальный углеродный след, который не записывают на счет чудо-кара. John напоминает, что пузырь электрокаров имеет свою цену, только ее платят не владельцы инновационных автомобилей, а кто-то другой. Видимо, работники шахт и жители местных сообществ в Конго, Чили, Индонезии и Аргентине.

Во-первых, пройдет очень много времени, пока вы преодолеете встроенный в электромобиль углеродный долг. Помимо этого, никуда не делись проблемы с минералами в аккумуляторе вашего электрокара...

Ну что, наконец, вы купили электромобиль? John тоже его купил. Теперь мы должны наслаждаться лучезарным светом от того факта, что мы с вами спасаем планету, не так ли? Вероятно, теперь у нас будет чувство превосходства в пробках на дорогах, когда машины с классическим двигателем загрязняют окружающую среду, а наш электрокар стоит такой чистый и ничего в воздух не выбрасывает. И вот дорога свободна, владелец электрокара нажимает педаль газа и обгонят, наконец, тот внедорожник на двигателе внутреннего сгорания. Жизнь прекрасна или как?

До определенного момента жизнь хороша в такой картине мира. Действительно, у электрокара нет той ужасной выхлопной трубы, и электромобиль не сжигает природное топливо. Но это не значит, что углеродный след равен нулю. Во-первых, откуда берется электричество, которое заряжает аккумулятор? Если из возобновляемых источников энергии, то прекрасно. Но в большинстве стран на нашей планете это электричество получается не из возобновляемых источников энергии, а, например, из угольно сжигающих станций.

И даже если зарядка автомобиля - из возобновляемых источников энергии, все равно углеродный след не равен нулю. Фабрика, которая произвела этот электрокар из стекла, пластика и резины, в процессе производства выбрасывала много СО2 в воздух. Поэтому придется очень много поездить на этом автомобиле, чтобы окупить весь вредный выброс углекислого газа, который неизбежен в процессе производства автомобиля.

Tesla Model 3 vs. Toyota Corolla: кто более «зеленый»

Разумеется, это не значит, что покупка электрокара была неразумным поступком. Просто электромобиль не так уж хорош, как казалось сначала. После того как Tesla Model 3 начал колесить по американским дорогам, Reuters заказало исследование, чтобы сравнить углеродный след электрокара с классическим автомобилем - с Toyota Corolla. Исследователи искали «точку безубыточности» ,то есть в какой момент электрокар начнет быть менее враждебен к окружающей среде по сравнению с Toyota.

Результаты оказались неожиданными. Точка безубыточности зависела от источника зарядки электрокара. Если электромобиль заряжали возобновляемой энергией, то безубыточность появлялась на 8 400 миле (13 518 км). Если автомобиль заряжался от обычной электроэнергетической сети США (23% - это уголь, а также другие ископаемые виды топлива), то точка безубыточности – 13 500 миль (21 726 км). В случае зарядки от энергии, получаемой полностью от угля, - 78 700 миль (126 655 км).

Отрезвляет, если не сказать больше. Первый урок: если мы действительно хотим минимизировать вред окружающей среде от нашего электромобиля, то его следуют заряжать от источников возобновляемой энергии.

Однако, выбросы углерода не единственный способ, которым эти автомобили влияют на планету и ее жителей. Электромобиль — это, по сути, гигантская плата на четырех колесах. «Плата» - это аккумулятор, и она просто огромная. Как выглядит состав обычной батарейки:литий-3,2%, кобальт- 4,3%, марганец- 5,5%, никель- 15,7%, алюминий- 18,9%,и другие материалы- 52,5%. Большинство этих элементов добывается из земли, их перевозят через весь земной шар, подвергают сложным химическим процессам перед тем, как они станут частью батареи. Все эти процессы оставляют углеродный след, посчитать который совсем не легко, но следы эти довольно значительны.

Редкоземельные металлы добываются и транспортируются с серьезным выбросом СО2

Негативное влияние на окружающую среду - только часть вреда от аккумуляторов. Есть еще и человеческие потери. Возьмем никель. Две трети мировой добычи никеля приходятся на Индонезию, которая строит девять новых плавильных заводов для обеспечения высокого спроса производителей электрокаров. Местные сообщества напуганы последствиями добычи и переработки никеля на окружающую среду.

Далее - литий. Крупнейшие залежи этого ископаемого находятся в соляных равнинах Чили, Боливии и Аргентины. Метал добывается путем выпаривания водного соляного бассейна, что угрожает и без того скудным запасам воды, которыми пользуются местные сообщества. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Самая сложная ситуация с кобальтом. Его в основном добывают в Демократической республике Конго. Как сообщает Washington Post, 15% всего добытого в стране кобальта приходится на нелегальные шахты. В секторе нелегальной добычи работает более 200 000 человек (включая тысячи детей, некоторым из которых - шесть лет). Все эти люди работают в незарегистрированных и плохо вентилируемых шахтах.

Washington Post называет все это «изнанкой электромобиля». John добавляет термин «темная» сторона электромобиля. Темная сторона счищает блеск с пузыря электромобилей. Эти средства передвижения инновационны, ими приятно управлять, они играют некоторую роль в снижении выбросов в атмосферу. Но все это имеет цену, которую гордые владельцы каров не платят. Ее платят другие.

Графическое исследование стоимости ископаемых ресурсов для электрокаров от WP: https://www.washingtonpost.com/world/interactive/2023/electric-car-batteries-geography/

Начать дискуссию