Что такое ТСД и как он помогает бизнесу?

Неплохая попытка :)
Неплохая попытка :)

Год назад я пришел в Cleverence и начал погружаться в специфику.

В тот момент я часто оказывался на месте человека, который читает похожую статью. Я знал что такое ТСД, но достаточно поверхностно и это несмотря на то, что однажды лично выстраивал автоматизацию. В моем случае, вместо мобильного устройства было стационарное рабочее место с кассой и проводным cканером 2D штрих-кодов.

Давайте разберемся, почему ТСД и софт к ним не так популярен, как например учетные системы или кассовое оборудование, которое на слуху чаще, как именно ТСД сокращают издержки и почему мобильная автоматизация далеко не для всех.

Что такое ТСД и как он помогает бизнесу?

Что такое ТСД?

Это мобильное устройство, которое используется для считывания информации с помощью штрих-кодов, RFID-меток или других специальных меток. Если на товаре или упаковке есть штрих-код, ТСД может использовать встроенный лазерный или оптический сканер, чтобы прочитать его.

Это позволяет сотрудникам быстро и точно записывать данные о товарах (цены, количество и их состояние) в электронные документы, чтобы обмениваться ими с учетной системой.

Терминал сбора данных обычно имеет экран для отображения информации, клавиатуру или сенсорный экран для ввода данных, а также встроенные функции связи для передачи данных.

Возможно, вы видели подобные устройства в Пятерочке или на пунктах выдачи товаров.

Обычно, это выглядит так :)
Обычно, это выглядит так :)

Этапы работы с данными

Когда объем данных в бизнесе невелик, автоматизация может смело проигнорироваться. Однако, по мере роста объема данных, возрастает вероятность ошибок и снижается скорость выполнения процессов. Вот ключевые этапы, которые бизнес проходит при работе с данными:

  • Ручной ввод данных: Сотрудники вручную вводят данные, это долго и подвержено ошибкам. Бумага, Excel и Google таблицы лучшие друзья на этом этапе.
  • Появление первых проблем: При увеличении объема данных и операций возникают проблемы, связанные с ошибками в ручном вводе данных и сложностью их обработки. Последствия включают потерю времени, неактуальные данные, ошибки в управлении запасами и недовольство клиентов. Нужно понимать, что ошибка не обособлена от всех процессов, она совершается в системе, в результате, встречаются кейсы, когда к издержкам по самой ошибке добавляется солидный хвост по ее устранению.
  • Рост бизнеса и необходимость оптимизации: По мере роста бизнеса и увеличения потока данных, ручной ввод и обработка становятся совсем неэффективными. Тут есть некий баланс между потерями и поиском решения для их устранения, бизнес может не замечать потери несколько месяцев и еще какое-то время разбираться, почему они случаются. Некоторые начинают действовать, когда становится совсем больно.

Этапы работы с данными — основная причина того, что большинство людей никогда не слышали ничего о мобильной автоматизации, ее целесообразность назревает с ростом бизнеса и смещается к поздним стадиям его развития, большому количеству товарных наименований и операций.

С учетными системами и кассами все проще, потребность возникает уже на старте, бизнесу нужно хранить данные о клиентах, которые валятся из нескольких каналов, руками их куда-то вносить. Товаров еще не много, но уже нужен учет, который без проблем можно сделать с помощью стационарного рабочего места. Еще есть требования законодательства, в итоге, эта работа делегируется со старта, бизнесу не нужно претерпевать изменения и расти для того, чтобы потребность появилась.

Мы определились, что мобильная автоматизация должна назреть, тут будет понятней, если привести конкретные примеры, как именно пользователи формулируют проблему.

Как бизнес формулирует проблемы?

Мы тратим слишком много времени на ручной ввод данных. Хотим отгружать быстрее, а у нас документ на отгрузку из 300 позиций собирается 4 часа

У нас часто происходят ошибки в учете товаров, и нам необходимо найти способ их устранить. В этом месяце недостача почти на 700 тыс. рублей

Только 10% линейного персонала знают местонахождение товара и ищут его в 2 раза быстрее остальных, если их нет в смене, работа парализована

Инвентаризация у нас проходит 2-3 дня, это забирает ресурсы, которые могли бы быть использованы более эффективно

Переоценка растягивается на несколько дней и клиенты видят не актуальные цены, а сотрудники не могут выполнять другую работу

Ошиблись 17 раз при сборке заказов в прошлом месяце, обратная доставка за нас счет, учитывая что это дорогие запчасти потеряли сотни тысяч рублей

Эффективность в цифрах

Посмотрим исследования эффективности ТСД, чтобы понять эффективность готовых решений по мобильной автоматизации. Я нашел несколько:

1. Исследование компании Motorola Solutions показало, что использование ТСД ведет к снижению затрат на персонал и повышению производительности труда на 15-20%.

2. Исследование, проведенное компанией VDC Research, выявило, что использование ТСД на складах позволяет сократить время на обработку данных на 25-30% и снизить количество ошибок на 60-70%.

3. Исследование, проведенное компанией Zebra Technologies, показало, что использование ТСД в торговых сетях позволяет сократить время на обработку данных на 5-10%, увеличить точность учета на 20-30% и повысить уровень обслуживания на 15-20%.

4. Исследование, проведенное компанией Honeywell, показало, что использование ТСД в производственных предприятиях позволяет снизить количество ошибок при сборке продукции на 40-50% и ускорить выполнение операций на 30-40%.

О чем говорят цифры в исследованиях? Разберем пару примеров.

"Снижение затрат на персонал и повышение производительности на 15-20%"

Если мы говорим про операционный бизнес и десятки сотрудников, ФОТ получается достаточно внушительный. Затраты снижаются за счет замены ручных способов на автоматизированные, например, сотрудник теперь не смотрит глазами и сверяет с накладной, а скандирует штрихкод и видит информацию о товаре. Возможность сократить количество сотрудников и соответственно ФОТ на 20% бизнесу интересна, тк это одна из основных статей расходов.

"Снизить количество ошибок на 60-70%"

Что такое ошибка?

Ошибка не правится на экране монитора в два клика, чаще это неправильное действие в физическом мире, товар переместился не туда куда нужно, отправка произошла по другому адресу, сотрудник не заметил пересортицу. Кроме самой ошибки есть ее последствия, возвраты за счет компании, снижение лояльности покупателей и тд.

Логика оптимизаций повторяется, сотрудник скандирует, а не смотрит глазами, берет мобильное устройство и идет к товару, вместо того, чтобы подносить товар к стационарному оборудованию. Несколько сотрудников работают с одной накладной и закрывают электронные документы в разы быстрее.

Вывод

Возможность быстро собирать данные, сканируя штрих-код товаров с помощью ТСД, и обмен этими данными с учетной системой делают бизнес гибким и экономят ресурсы. Надеюсь, на конкретных примерах, мне удалось сделать аббревиатуру ТСД немного понятней, если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях.

Ниже можно почитать про кейсы компании Клеверенс, больше информации о решениях на сайте.

4747
Начать дискуссию