{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Релокация ИТ-специалистов в страны Центральной Евразии: плюсы и минусы для государства

Многие страны Центральной Евразии стали новым домом для ИТ-специалистов из тех стран региона, которые затронул международный конфликт. Релокация айтишников стала важным отраслевым направлением развития в Армении, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и других стран Восточной Европы и Центральной Азии. Однако насколько стратегически верный такой подход? Ираклий Кашибадзе, основатель платформы Startup Central Eurasia и CEO Future Laboratory, рассказывает, какие факторы нужно учитывать, чтобы получить долгосрочный и взаимовыгодный эффект от цифровых кочевников.

Рекордный отток айтишников

В Беларуси из ИТ-компаний всего за несколько месяцев уволилось рекордное количество специалистов: больше 8 тысяч, что на 50% больше, чем устроилось. В России при этом прогнозируют отток около 40 тысяч айтишников уже к концу этого июня.

Отмечается, что основная масса уехавших – это сотрудники центров разработки зарубежных компаний, материнские структуры которых приняли решение о закрытии офисов в этих странах. Из этой категории мигрируют в среднем 30% от всего персонала, которому предложили уехать. Вторая по численности категория – компании, которые работали на развитых зарубежных рынках, но потеряли заказчиков, из-за чего вынуждены были перенести свои офисы продаж в другие страны с более благоприятной обстановкой. Третья категория – фрилансеры.

Релокант – не турист, а эксперт и будущий CEO

Многие специалисты релоцируются в близлежащие страны СНГ, Грузию, страны Восточной Европы и Центральной Азии. И, конечно, эти государства воспринимают приток разработчиков и менеджеров как возможность для собственного роста экономики. ИТ-специалисты, как правило, имеют высокие доходы, и государствам выгодно, когда человек тратит эти деньги на их территории – на аренду жилья, питание и т. д. Чтобы привлечь релокантов, страны создают специальные условия: предлагают им специальные программы интеграции. Однако есть важные параметры, которые стоит учитывать принимающим государствам.

1) ИТ-специалист – это не просто турист. Это обладатель большого пула знаний и экспертизы. Он, возможно, выполняет заказы и работает для ведущих мировых технологических компаний – IBM, Google, Amazon, или работает с глобальными банковскими, финансовыми корпорациями. Такой специалист обладает точечными знаниями по проработке, поддержке и развитию очень высокого класса систем и продуктов. Концентрируясь только на том, что эти люди становятся туристами, государство совершает ошибку, поскольку не использует появившуюся возможность. Даже если человек, переезжая, продолжает работать на свою компанию, стоит привлекать его в качестве консультанта, сооснователя локальных стартапов, члена совета директоров начинающих компаний. Это поможет улучшить качество работы местных разработчиков, уровень стартапов и инновационных компаний, поможет понять, как работают глобальные компании.

2) Коэффициент миграции айтишников очень высокий. Не стоит ожидать, что переехавший в Узбекистан, Казахстан или Грузию специалист останется там навсегда. А значит те инвестиции, что были потрачены на помощь в переезде, могут оказаться недолгосрочными. Важно создать такие условия для интеграции в экосистему страны, чтобы эффект от его присутствия, пусть даже временного, был максимальным.

Создать новый IT-продукт – значит принести выгоду всем

Некоторые страны осуществляют ИТ-аутсорсинг программистов для разработки ПО или для выполнения отдельных задач.

Чтобы релокация зарубежных специалистов была полезной, их необходимо привлекать к разработке полноценных продуктов. Во-первых, продуктовая компания с высокой интеллектуальной составляющей будет приносить больше дохода, что выгодно как для самих разработчиков, так и для государства. Во-вторых, у самого специалиста будет больше причин, чтобы остаться. В-третьих, даже если фрилансер продолжит миграцию или вернется на родину, компания продолжит функционировать, приносить пользу стране и создаст долгосрочную привязанность специалиста к экосистеме.

Под продуктами подразумеваются системы, способные выходить на глобальный рынок и конкурировать с идентичными продуктами, предоставляя более инновационный подход и сервис. Отличные примеры создания таких продуктов есть в Эстонии, где в короткий период времени появилось несколько юникорнов.

Например, Pipedrive. Это CRM-программа для коммуникации с клиентами и визуализации процесса продаж. Стартап в 2020 году стал единорогом. Сегодня это компания генерирует значимый доход для страны, в то время как программисты могут работать из любой точки мира.

Другой пример успешной продуктового стартапа из Эстонии – сервис такси Bolt. Это технологическая компания, также стала единорогом. По последним данным, ее стоимость оценивается примерно в 7,5 миллиардов Евро.

Сила в кооперации и интеграции

Экосистема инноваций состоит из неких «строительных блоков». Это и налоговый режим, и инфраструктура, и доступ к финансам, и образовательные программы. Но главный ресурс – сами люди. И необходимо смотреть в перспективу, как обеспечить все эти элементы, чтобы стартап-экосистема в каждой из стран развивалась. Главная проблема специалистов нашего региона – отсутствие опыта создания глобальных продуктов с большой добавленной стоимостью.

Необходимо вовлекать приезжих специалистов, создавая специальные программы поддержки, гранты, предоставляя доступ к инфраструктуре для инноваций и работе с локальными начинающими стартапами. Добиться этого можно только в кооперации с партнерами: с технопарками из соседних стран, венчурными фондами, министерствами и другими заинтересованными сторонами.

Государствам необходимо вовлекать специалистов, чтобы улучшить общие параметры экосистемы инноваций и заполнить пробелы в ее развитии. Именно для решения этой задачи команда Startup Central Eurasia работает над созданием рейтинга стартап-экосистем стран региона Центральной Евразии.

Больше материалов о стартап-экосистеме Центральной Евразии на платформе Startup Central Eurasia и в телеграм-канале!

0
3 комментария
IT HANDYMAN

Всё это красиво звучит. Но по факту где родился-там и пригодился.

Исследование вот провели на тему сколько откуда и куда валит айтишников. А проведите исследование на тему, сколько достигли успеха, рады переезду и не планируют возвращаться к друзьям, родственникам и родным местам.

Очень много так называемых "релокантов" регулярно обращаются за помощью к психологам, т.к. менталитеты других стран так хреначат по мозгам, что у многих от этого просто фляга свистит.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Тут все очень сильно зависит.
Айтишников счас как собак нерезаных, если конечно узкая специализация или руководитель, то можно ехать, если же просто смена страны работы, скорее всего будет просадка в уровне жизни.

Ответить
Развернуть ветку
IT HANDYMAN

Я про это и говорю. Сейчас многие молодые, без детей. Научились к примеру сайты на Тильде делать, да пару роликов по контексту и таргету посмотрели, начинают считать себя спецами в IT. Ну типа, всё, нашёл себя в жизни, поеду в теплый стан со своим ноутбуком.
Вот приезжает он к примеру в бывшую союзную республику виноделов. (А до этого был там неделю туристом)
Начинает втыкать в обыденность, быт и местную бюрократию, подкреплённую кавказским менталитетом. И начинает спустя несколько месяцев охеревать от происходящего.
Итог. Чешет обратно или ищет другую страну, попробовать там...
Ведь все верят в то, что лучше там, где нас нет...

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда