World-Check: 6 вопросов и 7 ответов о скандальной базе данных

World-Check: 6 вопросов и 7 ответов о скандальной базе данных

World-Check — одна из причин, почему россиянам так трудно понравиться иностранным банкирам, финансовым управляющим и даже регуляторам. Проведем ликбез: что это за база данных, как она устроена и что делать, если вас туда внесли.

На связи Digital Sharks — легально удаляем информацию из интернета без последствий для бизнеса. По опыту знаем, как много вопросов возникает, когда впервые сталкиваешься с World-Check.

Авторы базы данных World-Check сделали бизнес на сборе информации о политических персонах, общественных деятелях и предпринимателях. Если вы выходите на рынок Европы или Америки, будьте уверены — вас проверят.

Плохая новость: алгоритмы World-Check считают россиян рискованными клиентами по признаку страны происхождения. Несколько негативных публикаций способны вызвать лишние вопросы у проверяющих.

Сегодня пристально разберем World-Check: почему ей доверяют банкиры и можно ли на нее повлиять. Также вспомним устоявшиеся мифы и часть из них развенчаем.

World-Check — это как черная метка

Это совсем не так

Известность World-Check пришла вместе с «делом Магнитского». Фото wikipedia.org
Известность World-Check пришла вместе с «делом Магнитского». Фото wikipedia.org

В России база данных World-Check воспринимается чуть ли не как «расстрельный список», и у этого есть исторические основания. В медийное поле World-Check попала вместе с «делом Магнитского». Тогда крупнейшие российские СМИ со ссылкой на The Daily Telegraph писали, что причастные к гибели юриста попали в «черные списки банков», т. е. в World-Check.

В то время World-Check позиционировали как базу данных политически значимых лиц (Politically Exposed Persons, PEP) и потенциальных коррупционеров. Оно и понятно — западные банки обычно отказываются иметь дело с фигурантами базы данных PEP. Вот только сейчас 2021 год.

Второй удар, окончательно укрепивший репутацию World-Check — The Cyprus Papers. Это расследование медиакомпании Al Jazeera, в котором журналисты изучили 2,5 тыс. досье владельцев кипрских «золотых паспортов». В большинстве досье указаны «риск-факторы». Авторы расследования не скрывают: они купили доступ к базе данных и попросту нашли там всех владельцев паспортов за инвестиции.

World-Check — база для «политических»

Нет, не так

Интерфейс World-Check. Фото refinitiv.com
Интерфейс World-Check. Фото refinitiv.com

World-Check содержит информацию о политически значимых лицах, членах их семей и приближенных к ним персонах. Однако этим интересы составителей базы не ограничиваются.

Официально World-Check собирает:

  • данные о государственных организациях и предприятиях с государственным участием;
  • международные санкционные списки;
  • перечень персон и компаний, связанных с санкционными лицами по правилу владения 50%+;
  • базы правоохранительных органов;
  • информацию о морских судах.

Однако есть основания считать, что список интересов гораздо шире. В этом вопросе показателен кейс нашего клиента. Он не мог получить визу европейского государства. В ходе проверки на благонадежность в World Check Risk Intelligence нашли публикации о криминальном прошлом его покойного отца. В позднем СССР тот занимался торговлей, что считалось уголовным преступлением. Хотя сегодня это обычный бизнес.

Ситуацию разрешили через публикацию биографии отца клиента, справок в онлайн-каталогах, а также добились упоминания о предпринимателях в СССР. Когда материалы закрепились в топе поисковиков, приступили к удалению негатива. В обращении к администраторам сайтов указали на позитивные публикации. Если порталы не шли на удаление, то меняли формулировки в публикациях.

Служба комплаенс провела новую проверку, и вопросов к клиенту не возникло. Отсюда вытекает новый вопрос: почему World-Check доверяют?

К World-Check прислушиваются, потому что она достоверна?

Да, но дело не только в этом

Интерфейс World-Check. Фото refinitiv.com
Интерфейс World-Check. Фото refinitiv.com

Последние 10 лет финансовый рынок пережил несколько регуляторных волн. Если кратко, европейское, английское и американское законодательства сделали все, чтобы финансовые потоки стали максимально прозрачными.

К примеру, в начале 2010-х допускалось дистанционное открытие счета в немецком банке. Менеджеры, конечно, рекомендовали посетить банк и пообщаться со службой безопасности, но в случае отказа по уважительным причинам санкций не следовало. Сегодня ничего подобного представить просто невозможно.

Финансовые институты, правоохранительные органы, регуляторы, межгосударственные комиссии — все обмениваются данными. Если банк N возьмет клиента, замеченного в странных операциях или которому СМИ приписывают криминальное прошлое, об этом узнают все участники рынка. Как следствие, N рискует получить повышенное внимание со стороны регулятора и понижение рейтинга (это в лучшем случае).

Сначала банк должен убедиться, что обслуживание клиента не принесет проблем. Эта задача находится в ведении комплаенс-агентов. Они должны убедиться, что заявитель ведет свою деятельность в полном соответствии со всеми национальными и международными законами, а также профессиональными стандартами и принятой деловой этикой.

База данных World-Check сильно облегчает жизнь комплаенс-агентов. Открываешь базу, вбиваешь имя и изучаешь его бэкграунд.

Практики комплаенс обязательны при покупке недвижимости, открытии банковского счета, отправке заявки на ВНЖ и других операций в иностранных юрисдикциях.

Попадание в базу гарантированно принесет проблемы?

Ничего подобного

За исключением некоторых пунктов решения World Check Risk Intelligence нельзя назвать запретительными. Очевидно, что 99 % финансовых институтов откажутся от сотрудничества с участником санкционных списков. Все остальное остается на совести проверяющего сотрудника.

Посмотрите на ситуацию со стороны комплаенс-агентов. Они работают в условиях жесточайшей персональной ответственности — вплоть до уголовного наказания. При этом они не обязаны быть экспертами по российскому праву или разбираться в особенностях экономических реформ конца девяностых — начала двухтысячных.

Более того, часто комплаенс-агенты откровенно «плавают» в базовых вещах. Реальный пример: европейцы изучали историю капитала российского предпринимателя и пришли в ужас от того, что тот продал недвижимость на миллиард рублей, но не заплатил за нее налог. Но россияне привыкли, что после 5 лет владения позволяется даже не декларировать продажу недвижимости. Поэтому опытные юристы всегда готовят комментарии к подобным вещам. При знании таких особенностей вопросы касательно информационного поля Рунета отпадают сами собой.

Главная задача World-Check — определить рискованность клиента, а ее трактовка может сильно варьироваться. Допустим, клиент из России аффилирован с госкорпорацией N. Для одних банков это может быть большой проблемой, а для других — нет. Бывает и третья ситуация: в банке проходит ротация руководящего состава, затем меняется политика управления рисками. После этого от части клиентов могут отказаться (такие кейсы крайне редки, но списывать их со счетов не стоит).

Чтобы не попасть в базу, достаточно быть законопослушным?

Нет, этого недостаточно

На первый взгляд, никаких рисков нет — достаточно быть законопослушным гражданином (хотя в России политически мотивированные дела не редкость). На деле проверку проходит репутационный контроль человека.

Как мы уже выяснили, комплаенс-агентам зачастую непонятны особенности российского законодательства. Если они увидят в World-Check сомнительные публикации, то обязательно спросят о них. Похожая ситуация произошла с нашим клиентом.

Предприниматель N ведет законный бизнес, однако в начале 2000-х его имя фигурировало в публикациях федеральных СМИ. Это было расследование о коррупции в крупной компании. Журналисты ссылались на данные медийной службы МВД, а ее сводка заканчивалась формулировкой, что по делу в качестве свидетелей опросили сотрудников компании. Среди них и был клиент. Ему не было предъявлено обвинений! Однако комплаенс-агенты даже не вызвали его на интервью — просто отказали.

Если говорить о популярных сценариях, из-за которых информация становится поводом для отказа, то их можно разделить на две большие группы:

Аффилированные источники. Недоброжелатели заказывают «расследование» на третьесортном портале. Комплаенс-агент видит в World-Check публикацию и верит на слово (он же разбирается в особенностях российских медиа).

Косвенное участие в скандальном кейсе. В таких кейсах без привлечения консультанта ничего не добиться. И как раз задача консультанта — объяснить с юридической точки зрения иностранному комплаенсу, что никаких претензий к человеку у российских госорганов быть не может.

Искать злой умысел в работе World-Check One и других продуктов нет смысла: данные пополняются в автоматическом режиме.

Можно ли узнать, что в базе написано обо мне?

Да, это даже бесплатно

Допустим, вам предстоит открыть филиал бизнеса в Европе. Как узнать, есть ли вы в World-Check? Хорошая новость — это бесплатно и легально. Для этого нужно перейти на специальную страницу на сайте разработчика и заполнить анкету.

1. Переходим в специальный раздел сайта Refinitiv. Пока там работает только английский язык.

Скриншот refinitiv.com
Скриншот refinitiv.com

2. Теперь немного пролистните страницу вниз, пока не увидите надпись «Submit a data subject access request».

3. По ней найдете анкету, где нужно выбрать «Am I on World-Check?» и заполнить все поля. ФИО указывайте как в загранпаспорте или на банковской карте.

Обязательно укажите корректный адрес электронной почты. На нее придет запрос для подтверждения личности. Компания отправит выписку из базы в течение 10 рабочих дней.

Если в базе вашего профиля нет, придет соответствующее уведомление.

Повлиять на записи в World-Check можно!

База не статична, плюс иногда допускает неточности. Поэтому компания Refinitiv (владелец базы данных World-Check) нормально относится к корректировке профилей персон.

Сморите сами: в World-Check акцентируют внимание на надежности вносимых данных. Однако в нашей практике были случаи, когда людям отказывали из-за «желтых» статей и постов из ЖЖ, попавших в базу.

World-Check принимают запросы на обновление, исправление или удаление информации из профиля. Правда, просто так никто делать это не будет — нужен веский повод.

Разработчик прямо указывает это на сайте: «Чтобы должным образом рассмотреть ваш запрос, нам может потребоваться дополнительная информация и/или документация».

Речь идет о первичных документах: решениях суда, новостях, которые попали в базу, и т. д. Если в World-Check увидят, что тон статьи изменился (или она вовсе исчезла), это отразится в базе.

Как добиться изменения профиля? Все индивидуально. В любом случае понадобится помощь профессионалов, имеющих опыт работы с World-Check.

Обратитесь к нам, если не хотите рисковать. Мы поможем легально удалить или изменить материалы, внесенные в базу. За 9 лет мы удалили 2247 ссылок, и ни разу это ни привело к нежелательным последствиям.

33
1 комментарий
Ответить