Аналитический отчет ФРИИ: The New Abnormal. Как российские компании адаптируются к кризису

Весь 2022 год ФРИИ наблюдал, как партнеры меняли стратегии, тестировали новые подходы в бизнесе, замещали ушедшие технологии. Это вдохновило нас на исследование, которое наглядно и в цифрах показало, как по-настоящему чувствовали себя российские компании из разных отраслей в прошлом году.

Мы провели более 20 глубинных интервью с топ-менеджерами из ИТ, финансов, медиа, ритейла, производства и добычи – нам важно было сделать срез по российскому рынку в целом, не замыкаясь на одной отрасли.

Делимся хайлайтами получившегося исследования.

Эффект кризиса

Влияние кризиснои ситуации оказалось неравномерным – для бизнесов, сумевших быстро адаптироваться к изменениям (ВЭД, логистика, санкции) открылись новые возможности.

Исследование ФРИИ "The New Abnormal. Как российские компании адаптируются к кризису".
Исследование ФРИИ "The New Abnormal. Как российские компании адаптируются к кризису".

Михаил Жуков

Президент HeadHunter

Поскольку бизнес на 99% цифровои, то отработанные веснои 2020 уроки и процессы пригодились: HR-поддержка, безопасная удаленная работа, защита от хакерских атак. Вряд ли можно назвать сложностью отказ от Slack и переезд на MatterMost. Этот кризис научил компанию следить за тем чтобы технологическая платформа давала возможность те или иные свои "куски" запускать как на собственных ресурсах дата центров, так и в "облаках" (в случае, например, shortage с поставкои серверов как это было сеичас).

Илона Раппу
Вице-президент, руководитель департамента стратегического управления "Лаборатории Касперского"

В целом, конечно, нельзя сказать, что перемены прошли совсем безболезненно. "Лаборатория Касперского" – глобальная компания с бизнесом по всему миру – смена IT-систем затронула многие ключевые бизнес-процессы и бoльшую часть сотрудников компании. Проекты реализовывались в кратчаишие сроки.

Многие прогнозы и приоритетные направления также пришлось пересмотреть, фактически повторив цикл долгосрочного стратегического планирования с нуля. В целом, это был непростои год для компании, но результаты можно признать положительными.

Основные боли корпорации

Основные боли, которыми делились респонденты, оказались общими для компании из совершенно разных рыночных отраслеи.

  • 40% – Нарушение взаимодеиствия с иностранными партнерами
  • 40% – Сложности в системе логистики
  • 35% – Уход иностранных вендоров ПО
  • 30% – Нехватка и отток квалифицированных специалистов
  • 10% – Сложность выхода на зарубежные рынки
К какому проценту относится ваша компания?
40% (иностранные партнеры)
40% (логистика)
35%
30%
10%

Дополнительно выявленные боли

  • Демотивация сотрудников, что негативно сказывается на производительности. Респонденты отмечают повышенную тревожность сотрудников. В корпорациях активно внедряются программы дополнительной мотивации и поддержки (ментальное здоровье, повышение ФОТ).
  • Снижение платежеспособности клиентов. Респонденты отметили общую тенденцию – клиенты стали относиться к финансам более бережно, тщательно обдумывая каждую покупку. Это вынуждает компании пересматривать продуктовую линейку, добавляя большее количество товаров в меньших ценовых сегментах.

Как компании преодолевают трудности?

У крупных российских компаний есть 3 основных паттерна реагирования на кризис – традиционная, оборонительная и экспансивная стратегии.

Исходя из приоритетов компании, мы отметили 2 основных способа реагирования:

  • Меры адаптации – решения и инструменты, направленные на поддержание текущих процессов.
Аналитический отчет ФРИИ: The New Abnormal. Как российские компании адаптируются к кризису
  • Меры роста – решения и инструменты, направленные на рост и освоение новых ниш.
Аналитический отчет ФРИИ: The New Abnormal. Как российские компании адаптируются к кризису

Резюме

По данным нашего исследования видно, что компании преодолевают кризис крайне неравномерно – для одних это экзистенциальная угроза, для других – шаг к активному развитию и увеличению доли на рынке. Меры реагирования на кризис также обладают широким спектром – от проактивного стратегирования и антикризисного менеджмента до выжидания.

Компании, показывающие себя наилучшим образом – те, которые осуществляют проактивную работу, нацеленную на будущее: обновление стратегии, расширение продуктовой линейки, замену поставщиков, работу со стартапами.

Скачать исследование можно также в нашем тг-канале Chief Innovation Channel.

22
Начать дискуссию