Те коллеги, которые читают меня более менее постоянно, наверняка помнят мои прогнозы на возврат большей части так гордо покинувших Россию капиталистических брендов. Возвращаться к дискуссии «Будет/не будет» вряд ли имеет смысл, ведь причина моей убеждённости лежит на поверхности – клиентами с населением более 150 млн. человек в сегодняшних реальных не разбрасываются, пусть даже и в угоду политических тенденций. Экономика рулит и это трудно оспорить.
А когда приходят новости, как сегодняшняя, то становится понятным, что «Всё вернётся, всё опять вернётся», как пел юный тогда ещё Маликов в Песне года 1990.
ЦИТАТА:
1. Британская Unilever, у которой работают площадка по выпуску мороженого в Тульской области, производство косметики и бытовой химии в Санкт-Петербурге, косметическая фабрика в Екатеринбурге и предприятие по выпуску мороженого в Омске, а портфель брендов включает Knorr, «Золотой стандарт», «Инмарко», Dove, «Бархатные ручки», «Чистую линию», Timotei, Axe, Rexona объяснила, почему не будет уходить из России.
2. Один из вариантов прекращения работы Unilever в России — продажа активов компании в стране, «но реальность такова, что мы не нашли жизнеспособного решения» по этому поводу, заявил, новый гендиректор корпорации.
3. По его словам, другой вариант — это отказ от производственных процессов в стране. «Мы считаем, что это может привести фактически к национализации (бизнеса.— “Ъ”), учитывая все последние события»,— отметил господин Шумахер. Имеется в виду передача во временное управление Росимуществу российского бизнеса Danone и Carlsberg — соответствующий указ Владимир Путин подписал 16 июня.
4. И ещё одно заявление «продолжать наш бизнес, но в очень ограниченной манере — это наименее плохой вариант».
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
1. Если честно, то я не думал в совершено недалёком прошлом, что у нас когда-нибудь хватит смелости отвечать на хамское поведение капиталистов таким серьёзным способом, как это сделал Президент. Ну вот, дожили и увидели.
2. Зато поведение «Включаем заднюю» просчитывалось элементарно. И в этом моменте меня всегда улыбают доводы оппонентов, заявляющих «Да что там значит рынок России для любого из мировых брендов?». Для этого немного статистики:
2.1. 6,2% от глобальной выручки IKEA в 2021-м финансовом году.
2.2. На Россию приходилось 3,4% мировой выручки L’Occitane, следует из отчетности компании, опубликованной в декабре 2021 года.
2.3. McDonald’s получал в России около 7% общей выручки.
3. И как вы считаете, господа оппоненты, много ли предпринимателей готовы разбрасываться клиентом, гарантированно дающим тебе 6-7% от твоей выручки? И эти проценты измеряются миллиардами долларов и евро? И это в сегодняшнее время, когда покупатель изменил свою модель потребления, начал считать деньги, отменять большинство эмоциональных и «про запас» покупок?
Поэтому таких возвращенцев мы увидим ещё очень и очень много. Именно поэтому я всегда советую малым предпринимателям поторопиться с собственным развитием, ибо такой лафы и возможностей больше не будет.