Как за два года в России изменился банкинг для крупного корпоративного бизнеса: исследование Markswebb

Markswebb представили результаты исследования Digital Corporate Banking 2024 — это третья волна исследования финтех-сервисов, которая показывает, как изменились потребности крупного бизнеса из-за санкций и новых приоритетов в экономике за последние два года и как сейчас выглядит качественный банкинг для КИБ-клиентов. В периметре оценки 11 продуктовых блоков, с которыми сталкиваются клиенты КИБ.

Читайте наш Telegram:
Рассказываем об инсайтах развития цифровых сервисов и приглашаем на наши мероприятия

Об исследовании

Требования к компаниям: годовой оборот не менее 5 млрд рублей, не менее 500 сотрудников в штате компании.

К цифровым сервисам относятся авторизованные зоны интернет-банка и личных кабинетов для обслуживания клиентов, например личный кабинет ВЭД, факторинга и др. В периметре не только web-сервисы, но и адаптивная и нативная версии интернет-банка.

Мы изучили сервисы 9 банков: Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк, ПСБ, Райффайзен Банк, СберБанк, Совкомбанк, Точка, Уралсиб.

Как собирали данные и оценивали сервисы:

  • 10+ интервью с экспертами всех банков, участвующих в исследовании.
  • 10 интервью — с руководителем финансового направления и со специалистом, который работает в сервисе.
  • Чек-лист, охватывающий 140 клиентских задач и 835 критериев оценки.
  • Сценарии упаковали в 11 тематических продуктовых блоков, основываясь на сохранении единого флоу.

Как изменился рынок крупного корпоративного бизнеса за два года

За последние два года на жизнь сегмента корпоративного бизнеса повлияли четыре основных фактора — это ковид, санкционные ограничения, технологический прогресс и удаление приложений из сторов.

➡ Пандемия CoviD 19 изменила подход банков к обслуживанию корпоративного бизнеса

  • Сильно замедлились клиентские сценарии за пределами цифровой среды. Банки были вынуждены пересмотреть и ускорить стратегии цифровизации. Другие продукты, нуждающиеся в оптимизации, ушли на второй план и не изменились за 2 года.
  • ЭДО, онлайн-кредиты и сопровождение контрактов становится базой цифрового сервиса
  • Гибкая настройка доступов стала must have возможностью

➡ Для расчетов с зарубежными контрагентами требуются новые подходы

Пользователи массово поспешили открывать валютные счета в банках не под санкциями и им пришлось использовать и изучать альтернативные валюты.Банки под санкциями искали альтернативные маршруты платежей. Банки не под санкциями пытались сохранить мощности в условиях потока новых клиентов и санкционных банков, открывающих корреспондентские счета.В бизнесе появилась новая ниша — поиск за границей поставщиков и каналов поставок, а также проверка благонадежности новых контрагентов.

Банки научились полностью решать таможенные вопросы онлайн

Лидеры рейтинга полностью закрывают вопрос таможни. Если раньше таможенный кабинет был реализован только в одном банке, то сейчас он представлен у 4 участников. Более 6 участников закрывают потребности в отправке таможенного платежа, работе с таможенными декларациями и создании справки о подтверждающих документах .

➡ Банки и бизнес с трудом успевают за развитием цифровых технологий

Центральный банк ставит банкам цели на быстрое и масштабное внедрение СБП и Цифрового рубля, которые в свою очередь требуют дополнительных ресурсов на поддержание.

  • Управление СБП и работа с историей операций по СБП остается отличительной чертой половины участников рейтинга. Следующая зона роста у таких сервисов — развитие СБП B2B
  • Функционал по работе Цифрового рубля реализован равномерно в 4х банках участниках эксперимента, однако только в ВТБ реализован полный функционал по работе.

Единый ID позволяет решить проблему с переключением между сервисами

С развитием проникновения продуктов для крупного корпоративного бизнеса в дистанционное банковское обслуживание, мы видим что пользователи испытывают трудности с переходами между личными кабинетами с аутентификацией с помощью электронной подписи. Эту проблему решает единый ID.

Единый ID стал must have на рынке и реализован у всех исследованных участников в разной степени.

➡ Удаление приложений из сторов не повлияло на востребованность управления с телефона

Банки начали прорабатывать альтернативные способы распространения нативных приложений, чтобы пользователи могли скачивать или обновлять их. Это и использование RuStore, и распространение установочного аппликатора, и выпуск приложений под разными наименованиями и многие другие каналы.

Банки не прекратили развитие нативных приложений, у большинства это копия веб-версии

Даже подсанкционные банки не прекратили развитие нативных версий приложений, а даже начали развивать в параллели адаптивную и нативную версии. При этом, обе эти платформы до сих пор полностью не покрывают потребности топ-менеджеров в мультибанкинге, чтобы клиент смог увидеть остатки на счетах других банков и видел информацию об открытых заявках.

Лидеры рынка по качеству цифрового опыта для корпоративного бизнеса

Лидеры рейтинга сильно подняли планку качества цифровых сервисов по сравнению с прошлым годом. Как следствие — они стали диктовать темпы и тенденции развития цифрового сервиса рынка.

Оценка цифрового пользовательского опыта в продуктах и услугах для корпоративных клиентов с оборотом более 5 млрд рублей по результатам исследования Digital Corporate Banking Rank 2024. Шкала от 0 до 100 баллов.
Оценка цифрового пользовательского опыта в продуктах и услугах для корпоративных клиентов с оборотом более 5 млрд рублей по результатам исследования Digital Corporate Banking Rank 2024. Шкала от 0 до 100 баллов.

Первое место: Газпромбанк

Дебютировавший в прошлом году и сразу на третьем месте Газпромбанк активно занимается развитием своей экосистемы. Газпромбанк не опускался ниже третьей позиции в продуктовых рейтингах, незначительно уступая лидерство ВТБ, однако первые места в блоках Привлечение средств и Управление финансами группы компаний позволили Газпромбанку занять лидирующую позицию в итоговом рейтинге.

Второе место: ВТБ

ВТБ за 2 года значительно развил свою цифровую систему. Является лидером в 7 из 11 продуктовых блоках, при этом в блоках Банковское сопровождение контрактов и Интеграционные решения ВТБ набрал максимально возможный балл.

Однако ВТБ преимущественно работает с крупнейшими клиентами, которые используют кредитные линии и овердрафты как основной рабочий инструмент.

Третье место: Сбербанк

СберБанк с появления нашего инициативного исследования занимал лидирующую позицию за счет широких возможностей для работы крупных корпоративных клиентов, однако начиная с 2020 года темпы развития СберБанка замедлились.

Сейчас он по прежнему лидер в блоке “Валюта и ВЭД”, а также предоставляет клиентам достаточно широкие возможности в рамках банковского сопровождения контрактов, незначительно отставая от лидера по блоку.

Уровень цифровизации отдельных банковских продуктов для корпоративного бизнеса

На графике — продуктовые блоки и оценки цифрового опыта у лидеров соответствующих блоков по методике DCBR’22 года и DCBR’24. Оценка по шкале от 0 до 100.
На графике — продуктовые блоки и оценки цифрового опыта у лидеров соответствующих блоков по методике DCBR’22 года и DCBR’24. Оценка по шкале от 0 до 100.

В блоках расчеты в рублях и управление системой и настройки мы видим, что колебания рынка незначительные, не наблюдается существенного роста или падения уровня медианы.

В таких блоках как Валюта и ВЭД, Управление сотрудниками и Привлечение средств мы видим значительное падение уровня медианы. Сильно сильно выросли такие блоки как Размещение средств, Управление финансами группы компаний и Корпоративные карты.

- Управление системой. Индивидуальный подход проявляется в адаптации интерфейса, рабочей среды и ЭДО под потребности бизнеса.

- Интеграции. Рынок полностью покрывает потребность в интеграции по стандарту ISO, но другие каналы — лишь на 60%.

- Расчеты в рублях. Зона роста — отслеживание платежных требований и сценарии со счетами эскроу и аккредитивами.

- БСК. Сервисы делятся на 2 части: управление БСК реализовано либо максимально полно, либо его нет совсем.
- Корпоративные карты. Отслеживание остатков по картам в мобильном приложении физлица стало must-have.
- Валюта и ВЭД. Качество клиентского опыта снижается, так как все ресурсы направлены на поддержание инфраструктуры.

- Привлечение средств. Лидер задает высокую планку управления всеми кредитными продуктами онлайн.
- Размещение средств. Онлайн-управление бивалютными депозитами и неснижаемыми остатками — отличительная черта нескольких банков.
- Управление сотрудниками. Рынок не успевает за планкой качества, которую задает лидер цифрового опыта.

- Управление счетами группы компаний. Зона роста всего рынка — материальный пулинг в цифровых каналах.
- Мобильная версия. Сценарии по работе топ- менеджера реализованы лучше в адаптивной версии приложений.

Тренды

  • Растет проникновение продуктов в цифровую среду

Крупнейшие банки сильно инвестируют в развитие цифровых продуктов, по этой причине темпы сегментации у лидера продолжат нарастать.

  • Стагнация ВЭД не прекратится

Команды на рынке не верят, что ситуация в работе ВЭД улучшится. Банки и бизнес ожидают новых пакетов санкций, как испытаний на выносливость.

  • Возможности проникновения мультибанкинга растут

2 года назад мы отмечали возможность видеть остатки на счетах и формировать выписки из других банков, то сейчас пользователей интересует получение информации об открытых продуктах в этих банках и формировать платежи.

  • Интеграция ERP системы стала must-have

Пользователи ожидают от банка, что он сможет наладить интеграцию с их собственной ERP системой и поэтому поддерживают основные стандарты: ISO, API и 1С.

  • Цифровые сервисы для топ менеджеров будут развиваться в мобайле

Топ менеджмент нуждается в своем персональном сервисе. Целевой канал для них это приложения, но существующие мобильные банки не заточены под регулярное использование руководителями средних и крупных компаний.

  • На базе цифрового рубля необходимо разработать полезный продукт

Пока на базе цифрового рубля не будет сделан полезный продукт бесполезно ожидать что пользователи им будут активно пользоваться.

Подробнее о качестве пользовательского опыта в каждом из изученных продуктов в публичных результатах Digital Corporate Banking Rank 2024.

11
Начать дискуссию