Markswebb представили результаты исследования Digital Corporate Banking 2024 — это третья волна исследования финтех-сервисов, которая показывает, как изменились потребности крупного бизнеса из-за санкций и новых приоритетов в экономике за последние два года и как сейчас выглядит качественный банкинг для КИБ-клиентов. В периметре оценки 11 продуктовых блоков, с которыми сталкиваются клиенты КИБ.Читайте наш Telegram: Рассказываем об инсайтах развития цифровых сервисов и приглашаем на наши мероприятияОб исследованииТребования к компаниям: годовой оборот не менее 5 млрд рублей, не менее 500 сотрудников в штате компании.К цифровым сервисам относятся авторизованные зоны интернет-банка и личных кабинетов для обслуживания клиентов, например личный кабинет ВЭД, факторинга и др. В периметре не только web-сервисы, но и адаптивная и нативная версии интернет-банка.Мы изучили сервисы 9 банков: Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк, ПСБ, Райффайзен Банк, СберБанк, Совкомбанк, Точка, Уралсиб.Как собирали данные и оценивали сервисы:10+ интервью с экспертами всех банков, участвующих в исследовании.10 интервью — с руководителем финансового направления и со специалистом, который работает в сервисе.Чек-лист, охватывающий 140 клиентских задач и 835 критериев оценки.Сценарии упаковали в 11 тематических продуктовых блоков, основываясь на сохранении единого флоу.Как изменился рынок крупного корпоративного бизнеса за два годаЗа последние два года на жизнь сегмента корпоративного бизнеса повлияли четыре основных фактора — это ковид, санкционные ограничения, технологический прогресс и удаление приложений из сторов.➡ Пандемия CoviD 19 изменила подход банков к обслуживанию корпоративного бизнесаСильно замедлились клиентские сценарии за пределами цифровой среды. Банки были вынуждены пересмотреть и ускорить стратегии цифровизации. Другие продукты, нуждающиеся в оптимизации, ушли на второй план и не изменились за 2 года.ЭДО, онлайн-кредиты и сопровождение контрактов становится базой цифрового сервисаГибкая настройка доступов стала must have возможностью➡ Для расчетов с зарубежными контрагентами требуются новые подходыПользователи массово поспешили открывать валютные счета в банках не под санкциями и им пришлось использовать и изучать альтернативные валюты.Банки под санкциями искали альтернативные маршруты платежей. Банки не под санкциями пытались сохранить мощности в условиях потока новых клиентов и санкционных банков, открывающих корреспондентские счета.В бизнесе появилась новая ниша — поиск за границей поставщиков и каналов поставок, а также проверка благонадежности новых контрагентов.Банки научились полностью решать таможенные вопросы онлайнЛидеры рейтинга полностью закрывают вопрос таможни. Если раньше таможенный кабинет был реализован только в одном банке, то сейчас он представлен у 4 участников. Более 6 участников закрывают потребности в отправке таможенного платежа, работе с таможенными декларациями и создании справки о подтверждающих документах .➡ Банки и бизнес с трудом успевают за развитием цифровых технологийЦентральный банк ставит банкам цели на быстрое и масштабное внедрение СБП и Цифрового рубля, которые в свою очередь требуют дополнительных ресурсов на поддержание. Управление СБП и работа с историей операций по СБП остается отличительной чертой половины участников рейтинга. Следующая зона роста у таких сервисов — развитие СБП B2BФункционал по работе Цифрового рубля реализован равномерно в 4х банках участниках эксперимента, однако только в ВТБ реализован полный функционал по работе.Единый ID позволяет решить проблему с переключением между сервисамиС развитием проникновения продуктов для крупного корпоративного бизнеса в дистанционное банковское обслуживание, мы видим что пользователи испытывают трудности с переходами между личными кабинетами с аутентификацией с помощью электронной подписи. Эту проблему решает единый ID.Единый ID стал must have на рынке и реализован у всех исследованных участников в разной степени. ➡ Удаление приложений из сторов не повлияло на востребованность управления с телефонаБанки начали прорабатывать альтернативные способы распространения нативных приложений, чтобы пользователи могли скачивать или обновлять их. Это и использование RuStore, и распространение установочного аппликатора, и выпуск приложений под разными наименованиями и многие другие каналы.Банки не прекратили развитие нативных приложений, у большинства это копия веб-версииДаже подсанкционные банки не прекратили развитие нативных версий приложений, а даже начали развивать в параллели адаптивную и нативную версии. При этом, обе эти платформы до сих пор полностью не покрывают потребности топ-менеджеров в мультибанкинге, чтобы клиент смог увидеть остатки на счетах других банков и видел информацию об открытых заявках.Лидеры рынка по качеству цифрового опыта для корпоративного бизнесаЛидеры рейтинга сильно подняли планку качества цифровых сервисов по сравнению с прошлым годом. Как следствие — они стали диктовать темпы и тенденции развития цифрового сервиса рынка.Оценка цифрового пользовательского опыта в продуктах и услугах для корпоративных клиентов с оборотом более 5 млрд рублей по результатам исследования Digital Corporate Banking Rank 2024. Шкала от 0 до 100 баллов.Первое место: ГазпромбанкДебютировавший в прошлом году и сразу на третьем месте Газпромбанк активно занимается развитием своей экосистемы. Газпромбанк не опускался ниже третьей позиции в продуктовых рейтингах, незначительно уступая лидерство ВТБ, однако первые места в блоках Привлечение средств и Управление финансами группы компаний позволили Газпромбанку занять лидирующую позицию в итоговом рейтинге.Второе место: ВТБВТБ за 2 года значительно развил свою цифровую систему. Является лидером в 7 из 11 продуктовых блоках, при этом в блоках Банковское сопровождение контрактов и Интеграционные решения ВТБ набрал максимально возможный балл.Однако ВТБ преимущественно работает с крупнейшими клиентами, которые используют кредитные линии и овердрафты как основной рабочий инструмент. Третье место: СбербанкСберБанк с появления нашего инициативного исследования занимал лидирующую позицию за счет широких возможностей для работы крупных корпоративных клиентов, однако начиная с 2020 года темпы развития СберБанка замедлились.Сейчас он по прежнему лидер в блоке “Валюта и ВЭД”, а также предоставляет клиентам достаточно широкие возможности в рамках банковского сопровождения контрактов, незначительно отставая от лидера по блоку. Уровень цифровизации отдельных банковских продуктов для корпоративного бизнесаНа графике — продуктовые блоки и оценки цифрового опыта у лидеров соответствующих блоков по методике DCBR’22 года и DCBR’24. Оценка по шкале от 0 до 100.В блоках расчеты в рублях и управление системой и настройки мы видим, что колебания рынка незначительные, не наблюдается существенного роста или падения уровня медианы.В таких блоках как Валюта и ВЭД, Управление сотрудниками и Привлечение средств мы видим значительное падение уровня медианы. Сильно сильно выросли такие блоки как Размещение средств, Управление финансами группы компаний и Корпоративные карты. - Управление системой. Индивидуальный подход проявляется в адаптации интерфейса, рабочей среды и ЭДО под потребности бизнеса.- Интеграции. Рынок полностью покрывает потребность в интеграции по стандарту ISO, но другие каналы — лишь на 60%.- Расчеты в рублях. Зона роста — отслеживание платежных требований и сценарии со счетами эскроу и аккредитивами.- БСК. Сервисы делятся на 2 части: управление БСК реализовано либо максимально полно, либо его нет совсем.- Корпоративные карты. Отслеживание остатков по картам в мобильном приложении физлица стало must-have.- Валюта и ВЭД. Качество клиентского опыта снижается, так как все ресурсы направлены на поддержание инфраструктуры.- Привлечение средств. Лидер задает высокую планку управления всеми кредитными продуктами онлайн.- Размещение средств. Онлайн-управление бивалютными депозитами и неснижаемыми остатками — отличительная черта нескольких банков.- Управление сотрудниками. Рынок не успевает за планкой качества, которую задает лидер цифрового опыта.- Управление счетами группы компаний. Зона роста всего рынка — материальный пулинг в цифровых каналах.- Мобильная версия. Сценарии по работе топ- менеджера реализованы лучше в адаптивной версии приложений.ТрендыРастет проникновение продуктов в цифровую средуКрупнейшие банки сильно инвестируют в развитие цифровых продуктов, по этой причине темпы сегментации у лидера продолжат нарастать. Стагнация ВЭД не прекратитсяКоманды на рынке не верят, что ситуация в работе ВЭД улучшится. Банки и бизнес ожидают новых пакетов санкций, как испытаний на выносливость. Возможности проникновения мультибанкинга растут2 года назад мы отмечали возможность видеть остатки на счетах и формировать выписки из других банков, то сейчас пользователей интересует получение информации об открытых продуктах в этих банках и формировать платежи.Интеграция ERP системы стала must-haveПользователи ожидают от банка, что он сможет наладить интеграцию с их собственной ERP системой и поэтому поддерживают основные стандарты: ISO, API и 1С.Цифровые сервисы для топ менеджеров будут развиваться в мобайлеТоп менеджмент нуждается в своем персональном сервисе. Целевой канал для них это приложения, но существующие мобильные банки не заточены под регулярное использование руководителями средних и крупных компаний. На базе цифрового рубля необходимо разработать полезный продуктПока на базе цифрового рубля не будет сделан полезный продукт бесполезно ожидать что пользователи им будут активно пользоваться. Подробнее о качестве пользовательского опыта в каждом из изученных продуктов в публичных результатах Digital Corporate Banking Rank 2024.