Исследование Markswebb: в каких российских мобильных банках самые эффективные чат-боты

Markswebb изучили чат-боты в 11 российских мобильных банках и выяснили, какие из них лучше всего помогают клиентам.

Читайте наш Telegram

Рассказываем об инсайтах развития цифровых сервисов и приглашаем на наши ивенты

Какие изменения произошли на рынке за 2024 год

За прошедший год чат-боты улучшили показатели в двух направлениях: в способности решать запросы пользователей и в удобстве интерфейса. При этом третье направление — способность бота вести диалог с человеком — не показывает динамики.

Медиана оценки цифрового клиентского опыта по данным Markswebb Chatbot Rank 2024. Оценка по шкале от 0 до 100 баллов.
Медиана оценки цифрового клиентского опыта по данным Markswebb Chatbot Rank 2024. Оценка по шкале от 0 до 100 баллов.

Скорость и быстрота понимания запроса — факторы лидерства.

Скорость отработки запросов при оценке 51 интента.
Скорость отработки запросов при оценке 51 интента.
  • На рынке возникла тенденция к интеграционным сценариям — перевод ответов и действий в чат вместо навигации пользователей в разделы приложения.
  • Общая и персональная информация теперь зачастую предоставляется в чате. Также чат-боты лучше понимают контекст вопросов и способны предугадывать потребности пользователя.
  • Чат-боты самостоятельно решают больше задач. Появились возможности для смены паспортных данных — функция, ранее недоступная через чат-бота.
  • Процесс оформления жалоб постепенно переходит в зону ответственности чат-ботов. Если в прошлом году наиболее качественная автоматизация наблюдалась в сценарии подачи жалобы на мошенников, то сейчас банки чаще доверяют чат-ботам и другие задачи, например, обработку жалоб по оспариванию операций, жалоб на сотрудников и недовольство стоимостью обслуживания.
  • Расширяются инструменты управления диалогом. Все больше банков внедряют такие инструменты для диалога с чат-ботом, как виджеты и подсказки (саджесты). Теперь они служат не только для ввода информации и уточнения запросов, но и как эффективный инструмент визуализации данных.

Актуальные проблемы разработки чат-ботов и способы их решения

  • Работа над алгоритмами распознавания запроса.

Если чат-бот не понимает запрос сразу, пользователи, скорее всего, обратятся к оператору, что приводит к утрате автоматизации, хотя такой вопрос мог бы быть решен ботом при иной формулировке. Чат-боты лидеров корректно обрабатывают вопросы пользователей с первой попытки, замыкающие рейтинг чат-боты могут обработать с первого раза только около половины запросов.

Одна из ключевых трудностей, с которой сталкиваются пользователи при общении с чат-ботом, — это проблема понимания намерений. Например, когда в запросе сочетаются несколько ключевых слов из разных тематик — бот может ориентироваться только на одно ключевое слово, проигнорировав контекст.

Общая зона роста — использование изображений в качестве источника запросов. Обработка графических запросов не только облегчает взаимодействие с пользователем, но также иллюстрирует уровень современных технологий. Тем не менее, пока зачастую боты не пытаются распознать содержимое скриншота и сразу перенаправляет запрос к оператору, что приводит к снижению уровня автоматизации.

  • Разработка новых сценариев

С точки зрения пользовательского опыта наиболее оптимальны интеграционные сценарии — они позволяют решить вопрос в том же канале, куда изначально обратился пользователь. Кроме того, актуальны реализации в области движения в сторону предиктивных механик — вслед за общим трендом на персонализацию и максимальную «подстройку» под пользователей.

Уже не первый год рынок чат-ботов находится на зрелой стадии развития, когда все ключевые запросы пользователей решаются полностью автоматически, поэтому ответ на вопрос о том, куда двигаться дальше, лежит в следующих областях:

— в области автоматизации более сложных сценариев — которые ранее традиционно отдавались операторам;

— в области улучшения текущих сценариев, например, к переходу от статичных сценариев к интеграционным; это история про улучшение пользовательского опыта, когда автоматизация самого сценария и так уже высокая.

  • Предиктивные механики: будущее за персонализацией

Они позволяют ускорить процесс получения помощи, поскольку пользователь не тратит дополнительное время, например, на формулирование вопроса. С другой стороны, предиктивные механики позволяют продемонстрировать пользователю персональный подход и клиентоориентированность, что позитивно отражается на удовлетворенности.

Пока наивысший уровень предиктивных мехник — анализ активности пользователя в реальном времени, например, если пользователь 3 минуты назад изучал условия по страховым продуктам, и чат-бот это учитывает.

  • Работа с критиками чат-ботов

Работа с негативными пользователями поможет снизить количество переключений на оператора в случаях, когда бот может обработать вопросы сам.

Для этого можно:

— Проактивно информировать о новых функциях и вовлекать в их использование.

— Демонстрировать достижения чат-бота.

— Перед переключением на оператора предлагать попробовать решить вопрос через бота.

  • Маршрутизация на оператора

Автоматический перевод на оператора иногда может быть преждевременным и излишним, вот несколько примеров:

  • Ожидание оператора и диалог с ним может занимать продолжительное время, к чему пользователь не готов.
  • Пользователь решил вопрос, но бот все равно переводит на оператора.

Кроме того, автоматический перевод на оператора может нарушать базовый приницип свободы действий — пользователя принудительно подключают на оператора, и пути назад (например, отменить перевод на оператора) нет.

Сравнение чат-ботов мобильных банков

Исследование Markswebb: в каких российских мобильных банках самые эффективные чат-боты

Что умеют чат-боты в 2024 году:

  • Альфа-Банк возглавил рейтинг ChatBot Rank 2024. Его чат-бот демонстрирует исключительный уровень автоматизации: пользователи получают точные ответы на все запросы с первой попытки, без необходимости переформулировки.
  • ВТБ: интерфейс приближен к мессенджерам, соблюдаются принципы эффективного общения. Как и в прошлом году, сильной стороной бота остается удобство интерфейса. Банк активно использует виджеты и подсказки, предоставляя пользователям широкие возможности по сортировке диалога и экспорту информации.
  • Третье место в рейтинге занимает чат-бот Совкомбанка, который в сравнении с прошлым годом спустился на одну позицию вниз. Одно из его главных преимуществ — предоставление качественных персонализированных ответов непосредственно в чате, что избавляет пользователей от необходимости переключаться между разделами приложения. За прошедший год существенно расширился спектр сценариев для обработки претензионных запросов, которые чат-бот теперь полностью обрабатывает без привлечения оператора.
  • Боты СберБанка и Т-Банка демонстрируют высокий уровень автоматизации в обработке запросов на подбор продуктов и выполнение различных действий. Они понимают большинство запросов пользователей и предлагают одни из наиболее качественных решений — предоставляют ответы прямо в чате или перенаправляют пользователей с помощью ссылок, обеспечивая возможность быстрого возврата в чат.
  • Чат-боты Райффайзен Банка и Почта Банка демонстрируют результаты выше среднерыночных в оптимизации представления общей информации о продуктах, приближаясь к лидерству в этой категории. Они предоставляют полные и структурированные ответы непосредственно в чате на все вопросы данного типа
  • Бот МТС Банка в плане реагирования на персонализированные запросы пользователей этот чат-бот демонстрирует высокую эффективность, предоставляя ответы непосредственно в интерфейсе чата.
  • Виртуальный помощник Россельхозбанка отличается способностью сохранять контекст диалога даже после паузы в общении — пользователь может продолжить разговор с того же места спустя некоторое время. Более того, он напоминает пользователю о своей готовности помочь, если тот отсутствует продолжительное время.
  • Сильной стороной чат-бота Газпромбанка является эффективная обработка запросов по персональной информации. Особенно примечательно, что он предоставляет исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с кредитной картой.
  • Банк ДОМ.РФ запустил чат-бот в ноябре 2023 года и помощник находится на первом этапе развития — сейчас происходит наращивание количества сценариев, которые можно решать без подключения оператора.

Это часть инсайтов из исследования чат-ботов в мобильных банках. Узнать больше можно в публичных результатах Markswebb Chatbot Rank 2024.

11
Начать дискуссию