Берта Моризо: первая женщина-импрессионистка

Берта Моризо родилась в семье высшего среднего класса в 1841 году и с ранних лет проявляла интерес к искусству, что поощрялось ее родителями. Однако, поскольку в то время Школа изящных искусств была закрыта для студенток, семья искала частных репетиторов для Берты и ее не менее талантливой старшей сестры Эдмы.

Один из таких учителей предостерег их мать:

"Учитывая природные данные ваших дочерей, мои уроки привьют им не мелкие таланты, присущие гостиной; они станут художницами. Вы полностью осознаете, что это значит? Это будет революционно — я бы даже сказал, катастрофически — в вашей высокобуржуазной среде".

Тем не менее, родители решили, что дело ограничится просто хобби!

Берта Моризо. Этюд у воды. 1864.
Берта Моризо. Этюд у воды. 1864.

Однако Моризо твердо решила стать профессиональным художником и записалась копировщицей в Лувр, чтобы воочию изучать работы Тициана, Веронезе и Рубенса. Однако знакомство с великим пейзажистом Жаном-Батистом-Камилем Коро в 1861 году изменило ее подход к живописи, познакомив ее с современными дебатами о натурализме и работе на пленэре.

Во время учебы в Лувре Моризо познакомилась с эклектичной группой художников, включая Анри Фантен-Латура, Эдгара Дега и Феликса Бракемона, и в результате обзавелась богатой сетью коллег и друзей. Именно Фантен-Латур познакомил Моризо с Эдуардом Мане в конце 1867 или начале 1868 года, что послужило началом интенсивной связи и художественного диалога, который оказал драматическое влияние на творчество обоих.

Очарованный ее темной красотой и интенсивностью взгляда, Мане неоднократно изображал Моризо в период с 1868 по 1874 год, маслом, акварелью и на бумаге, наиболее известна его загадочная картина 1868-69 годов "Балкон".

Эдуард Мане. Балкон. 1868—1869
Эдуард Мане. Балкон. 1868—1869

Временами Мане не полностью поддерживал художественные амбиции Моризо, однажды заявив, что было бы лучше, если бы она и ее сестра вышли замуж за членов жюри, которые отбирали работы для ежегодного Салона, чтобы они могли продвигать дело Мане и его друзей.

Однажды, в преддверии Салона 1870 года, Моризо была обеспокоена тем, что позирование для Мане оставит у нее мало времени для завершения собственной работы, поэтому Мане предложил ей помочь закончить картину. В письме к Эдме она рассказала, что Мане приехал на следующий день и "нашел картину очень хорошей, за исключением нижней части платья. Он взял кисти и расставил несколько акцентов, которые исправили ситуацию к лучшему".

Берта Моризо. Флажолет. 1890 г.
Берта Моризо. Флажолет. 1890 г.

"Однако, - продолжала она, - с этого и начались мои несчастья. Как только он начинал, ничто не могло его остановить: от юбки он переходил к бюсту, от бюста к голове, от головы к фону... Наконец, к пяти часам пополудни мы делали самую красивую карикатуру, которую когда-либо видели".

Со временем Моризо утвердила свою независимость и освободиться от влияния Мане. Тем не менее, их дружба продолжалась до его смерти в 1883 году.

Берта Моризо. Купальщица. 1891.
Берта Моризо. Купальщица. 1891.

Берта Моризо была единственной женщиной в группе импрессионистов на начальном этапе. Из-за отношения людей к женщинам в то время ей не разрешалось выходить одной и рисовать сцены в барах и кафе или даже в парках. Считалось, что женщине неприлично появляться на публике без посторонних.

Многие мужчины из группы импрессионистов писали городскую жизнь, а также пейзажи. Когда Моризо стала профессиональным художником, она прятала свои картины и материалы, если к ней приходили гости! Несмотря на то, что она продала много картин и добилась успеха при жизни, женщинам по-прежнему не рекомендовалось быть художниками.

Берта Моризо, Женщина за туалетом, 1875-80 гг.
Берта Моризо, Женщина за туалетом, 1875-80 гг.

На картинах Берты Моризо часто изображались люди дома или в саду. Она была известна тем, что писала свободными, быстрыми мазками. На ее картинах действительно видны все мазки! Она не делала поверхность гладкой или плоской.

Некоторые критики говорили, что ее работы выглядят незаконченными, но в то же время можно было увидеть, что они "сырые" и полны эмоций.

Берта Моризо. В столовой. 1886 г.
Берта Моризо. В столовой. 1886 г.

В 1873 году Дега пригласил Моризо вступить в Анонимное общество художников, скульпторов и граверов (Société Anonyme Coopérative des Artistes Peintres, Sculpteurs, Graveurs) — кооператив художников, занимавшийся выставками вне официального Салона. Хотя Мане и ее друг Пьер Пювис де Шаванн советовали ей не вступать в эту группу, Моризо согласилась стать членом-учредителем, единственной женщиной-художником в группе из 11 человек.

Больше интересных материалов - в нашем телеграме

Весной 1874 года они организовали мероприятие, которое впоследствии стало известно как первая выставка импрессионистов. В экспозицию были включены девять полотен Моризо. Ее картины участвовали во всех остальных семи выставках, которые группа проводила в течение последующих 12 лет, за исключением одной, пропустив лишь выставку 1879 года, когда она восстанавливалась после рождения дочери Жюли.

Это прочно закрепило ее положение в среде художников-авангардистов. Ее стиль стал синонимом импрессионизма в общественном сознании, и в 1881 году историк искусства Гюстав Геффруа заявил, что "никто не представляет импрессионизм с более утонченным талантом или с большим авторитетом, чем Моризо".

Берта Моризо. На веранде. 1884 г.
Берта Моризо. На веранде. 1884 г.

Хотя в творчестве Моризо есть и виды пригородов, и пасторальные пейзажи, она наиболее известна своими богатыми интерьерными сценами и интимными портретами женщин.

В то время как ее современники-мужчины изображали шумную игру жизни в городских барах, ресторанах и на улицах, ее статус респектабельной женщины из среднего класса определял ее собственный опыт и профессиональные возможности, определяя, где и что ей разрешалось рисовать. В поисках вдохновения она обращалась к собственной жизни, опыту своей семьи и близкого круга друзей.

Берта Моризо. Жанна Понтильон в шляпе. 1893.
Берта Моризо. Жанна Понтильон в шляпе. 1893.

Многие из ее полотен посвящены повседневной жизни женщин: они изображены с детьми, в тихие моменты дома или за своим туалетом. Во многих из этих работ ощущается неформальная атмосфера, создающая впечатление, что нам предоставлен доступ к непостановочному взгляду на повседневную жизнь. Часто поглощенные собственными мыслями, сосредоточенные на чем-то другом, женщины-героини Моризо славятся своей эмоциональной и психологической глубиной.

Хотя при жизни Моризо пользовалась большим уважением, на протяжении большей части XX века она стала чем-то вроде забытой фигуры. Ее репутация была возрождена учеными и кураторами в 1970-х и 1980-х годах, которые опубликовали множество книг и статей о жизни и карьере Моризо, подчеркивая центральную роль, которую она сыграла в развитии импрессионизма.

В последнее десятилетие интерес к творчеству Моризо возрос: ее картины достигли новых рекордов на аукционах, а музеи по всему миру организовали выставки, посвященные ее творчеству.

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию