Музы и модели: таксы в искусстве

Таксы были впервые выведены примерно в XV веке в Германии. Их основным предназначением была охота на мелких животных, в частности на барсуков, поэтому их иногда называют барсучьими гончими. Хотя большинство такс сейчас, вероятно, ведут более оседлый образ жизни, эта чрезвычайно умная (и невероятно упрямая) порода пользуется большой популярностью. За время своего существования таксы обзавелись множеством знаменитых поклонников, и многие из них — известные художники. Вот несколько замечательных такс из мира искусства!

Адольф Эберле

Адольф Эберле. Гордая такса. Конец 19 - начало 20 века
Адольф Эберле. Гордая такса. Конец 19 - начало 20 века

Адольф Эберле был немецким художником, который учился в Академии изящных искусств в Мюнхене около 1860 года. После этого он специализировался на жанровой живописи. Большая часть его работ изображает причудливую крестьянскую жизнь баварских и тирольских фермеров. Неудивительно, что на многих его картинах изображены животные, и таксы встречаются довольно часто. Его работы выделяются не только тем, что он точно передал выразительность таксы, но и чудесную мимику их владельцев. На этой картине решительная такса пытается привлечь внимание своей хозяйки, возможно, чтобы получить угощение!

Джакомо Балла

Джакомо Балла. Динамизм собаки на поводке. Ок. 1912
Джакомо Балла. Динамизм собаки на поводке. Ок. 1912

Джакомо Балла был известным итальянским футуристом, которого интересовала фиксация движения с помощью серии проекций. Например, эта картина является одним из самых известных исследований животных в движении, а также одной из самых значимых работ футуризма. На картине изображена такса в быстром движении у ног хозяйки, которая ее выгуливает — городская суета во всей ее полноте.

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

Тереза Шварце

Тереза Шварце. Портрет королевы Вильгельмины Оранской-Нассауской, принца Хендрика Мекленбург-Шверинского и принцессы Юлианы Оранской-Нассауской. Ок. 1915
Тереза Шварце. Портрет королевы Вильгельмины Оранской-Нассауской, принца Хендрика Мекленбург-Шверинского и принцессы Юлианы Оранской-Нассауской. Ок. 1915

Тереза Шварце - нидерландская художница-портретистка, которая сделала очень успешную карьеру, создавая портреты амстердамской элиты. Шварце была одной из немногих женщин-художников, чьи портреты включены в зал художников в галерее Уффици во Флоренции! Этот заказ представлял собой семейный портрет королевы Вильгельмины ван Оранье-Нассау, принца Хендрика ван Мекленбург-Шверина и принцессы Юлианы ван Оранье-Нассау. Хотя в центре внимания картины, несомненно, находятся люди, в левом нижнем углу также изображена семейная такса, которая с искренним вниманием смотрит на своих хозяев.

Отто Дикс

Отто Дикс. Продавец спичек. Ок. 1921
Отто Дикс. Продавец спичек. Ок. 1921

В отличие от других картин в этой подборке, «Продавец спичек» имеет более мрачную тематику. Эта картина Отто Дикса является частью его серии, показывающей ужасающее положение ветеранов войны, и была призвана пролить свет на жестокость войны. На картине изображено мрачное существование раненого солдата, торгующего спичками на улицах. Он слепой квадриплегик, и прохожие либо бегут от него, либо игнорируют его бедственное положение. Такса здесь подчеркивает его жалкое существование.

Пьер Боннар

Пьер Боннар. Ванная комната. Ок. 1932
Пьер Боннар. Ванная комната. Ок. 1932

Пьер Боннар был одним из основателей постимпрессионистской группы авангардистов под названием Наби (Les Nabis). Таким образом, он стал одной из ведущих фигур на пути перехода от импрессионизма к модернизму. Боннар также был владельцем таксы, и его собака часто фигурирует в его работах. Например, на этом интимном портрете Боннар изобразил свою жену Марту в ванной комнате их дома в Каннах. Рядом с ее ногами лежит свернувшийся калачиком щенок Пус.

Таксы-музы великих художников

Энди Уорхол: таксы Арчи и Амос

Фотография Энди Уорхола с Арчи
Фотография Энди Уорхола с Арчи

Хотя Энди Уорхол вырос с кошками, в 1973 году он все же решил завести собаку. Очень скоро Арчи появился в жизни Уорхола и полностью ее захватил! Такса сопровождала Уорхола в его студии, на выставках и в ресторанах. Уорхол брал Арчи на интервью и пресс-конференции и даже передавал Арчи вопросы, на которые не хотел отвечать. Пес, очень похожий на своего хозяина, вел себя тихо и наблюдательно (и не отвечал). Однажды Уорхол отказался от поездки в Лондон, потому что для этого пришлось бы либо оставить Арчи, либо подвергнуть его шестимесячному карантину в Англии. Эта пара была поистине неразлучна! Со временем Уорхол добавил в свою стаю вторую миниатюрную таксу по кличке Амос.

Энди Уорхол. Портрет Мориса (собака Габриэль Кейлер). Ок. 1976
Энди Уорхол. Портрет Мориса (собака Габриэль Кейлер). Ок. 1976

Пабло Пикассо: такса Лумп

Пабло Пикассо и Лумп
Пабло Пикассо и Лумп

В начале 1950-х годов Пикассо встретился с фотографом Дэвидом Дугласом Дунканом, и их дружба развивалась стремительно. Дункан стал фотографировать повседневную жизнь великого художника, проживая в его доме под Каннами. Однако в 1957 году фотограф приехал к Пикассо не один. Вместе с собой он привёз свою собаку по имени Лумп, так как пёс не переносил другую собаку фотографа.

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

В одном из интервью Дункан вспоминал: «Лумп мгновенно решил, что этот изысканный особняк станет его новым домом. Его имя, переведенное с немецкого, означает плут».

Хотя у Пикассо были и другие собаки, Лумп пришелся ему по душе. Привязанность художника к питомцу была безграничной: он делился собственной едой, разрешал спать на своей кровати и даже позволял метить стоящую во дворе виллы статую. Он очень любил Лумпа, который провел с Пикассо всю оставшуюся жизнь и фигурировал во многих его картинах. Лумп прожил долгую и изнеженную жизнь в особняке Пикассо на холме в Каннах и умер всего за десять дней до Пикассо.

Тарелка для обеда, расписанная Пабло Пикассо, 1957. Считается, что с нее обедал сам Лумп за столом вместе с Пабло
Тарелка для обеда, расписанная Пабло Пикассо, 1957. Считается, что с нее обедал сам Лумп за столом вместе с Пабло

Дэвид Хокни: таксы Стенли и Буджи

Дэвид Хокни со Стенли и Буджи
Дэвид Хокни со Стенли и Буджи

Влиятельный британский художник и основной сторонник поп-движения был еще и владельцем таксы! Дэвид Хокни держал двух миниатюрных такс, Стенли и Буджи, в своем доме в Лос-Анджелесе. Эти два очаровательных компаньона вдохновили Хокни на выставку и последующую книгу «Собачьи дни». Несмотря на то, что это был значительный отход от его обычной тематики, обширное визуальное исследование двух такс пользовалось огромной популярностью и значительным успехом.

Титры

Наконец, я представляю Вам и своих муз

Собака Сузука и кошка Эйша — мои музы
Собака Сузука и кошка Эйша — мои музы

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Начать дискуссию