Постсанкционный банковский апокалипсис: как сегодня выглядят IT-решения в финтехе

Вести бизнес в сфере финансовых технологий сегодня турбулентно. Каждый день приносит за собой что-то новое: западные программы перестают работать из-за санкций, отечественные ― еще не доведены до оптимального состояния. И все же, отрасль выжила после событий прошлого года. Меня зовут Мария Болдырева, я ― руководитель проектов компании Outlines Tech, и в этой статье хочу рассказать, что сегодня актуально в банковской сфере в разрезе IT-решений.

Постсанкционный банковский апокалипсис: как сегодня выглядят IT-решения в финтехе

Три камня преткновения для банков

Проблемы в отрасли финансовых технологий, как и в любой другой отрасли IT, есть всегда. Но сегодня рынок столкнулся не с проблемами, а вызовами, которые нужно решать как можно скорее. Среди них я выделю три основных.

1. Сбои мобильных приложений. Они или не работают, или работают периодами, особенно на iOS, потому что попадают под западные санкции. Это рушит устоявшиеся клиентские пути и заставляет крупные корпорации откатываться назад, к старым каналам связи с пользователями ― звонкам, SMS и e-mail.

2. Переход на новые решения. Из-за проблем с лицензиями рынок лишился многих удобных решений, и все организации массово стали переходить на «старые-новые», то есть ― отечественные. Например, МойОфис вместо Microsoft, 1C вместо Axapta, SAP ERP или Oracle. Но с некоторыми продуктами импортозамещения трудно работать, потому что сложно предугадать стабильность их работы.

3. Поставки оборудования. Из-за политической ситуации и нарушения привычных путей логистики поставки идут дольше. Процедуры закупок сильно изменились, а цены на оборудование выросли. И если раньше в большинстве случаев можно было обойтись без тендеров, то сегодня они стали нормой.

Пока что картина IT-мира в банках такова: специалисты продолжают работать на том программном обеспечении, которое еще функционирует, но все понимают, что нужны новые подходы к IT-решениям.

На какое ПО «переезжает» финтех

Постсанкционный банковский апокалипсис: как сегодня выглядят IT-решения в финтехе

B2B- и B2C-сферы сейчас сосредоточились вокруг наращивания нового функционала, потому что главная цель отрасли финансовых технологий остается неизменной ― повышение LTV, в том числе, пробуждение «спящих» клиентов. Хотя с точки зрения программного обеспечения банков изменилось не так много.

В феврале-марте прошлого года российские компании стали активно выпускать собственные разработки, потому что на них появился закономерный спрос. Среди них таск-трекеры вроде Яндекс.Трекер или «Пачка», облачные решения Adlook Cloud или СберДиск, сервисы отправки писем и SMS Sendsay, Mailganer, MindBox, а также программы для звонков, такие как VideoMost, IVA, VK Teams. Правда, пока это не принесло пользовательского бума в сфере финансовых технологий или непосредственно в IT.

В проектном управлении специалисты продолжают использовать хорошо зарекомендовавшие себя Jira и Confluence. В концепции data-driven по аналитике данных в топах Power BI, а для узкоспециализированных решений, вроде скоринговых программ, банки ищут российских подрядчиков с их системами.

С пользовательской точки зрения все продолжают работать на Microsoft, пока это возможно. А вот из корпоративного мессенджера Slack переехали в TenChat или Cisco Jabber, из почты Mail.ru в Sendsay, хоть с ней и не все гладко. Проблемы есть и с Zoom, но альтернатив ему практически нет. Некоторые банки пытаются перейти на Яндекс.Телемост, но он падает при нагрузках, если к конференции подключаются, например, 20 человек.

А если говорить о целях, которые сегодня помогают достигать IT-решения в области финансовых технологий, то это кредитование с высоким процентом надежности и возвратности, а также допродажа банковской продукции через прямые или смежные ниши рынка. Например, банк может сотрудничать с мобильным оператором, в приложении которого клиенты получают возможность заказать карту финансовой организации.

Новые тренды в сфере финтеха

Постсанкционный банковский апокалипсис: как сегодня выглядят IT-решения в финтехе

После того, как из России ушел Apple Pay, заработала и активно развивается новая система оплаты по QR-кодам, которую сегодня используют 90% бизнеса, и банки в том числе внедряют ее в свои проекты.

Также финансовые организации стали активно продвигать собственные кассы, в том числе, за рубежом, основанные на системе МИР. Больше всего таких проектов в Турции, правда, и там ситуация с ними нестабильная: кассы работают с переменным успехом.

А вот где случился настоящий фурор, так это в истории с картами других стран. Россияне все чаще становятся клиентами банков Казахстана, Армении и Грузии. История переросла в то, что теперь не обязательно даже ехать за картами в эти страны, их можно заказать на дом. Но цена за услугу составит от 25 тысяч рублей. Но российские банки вовремя заметили этот тренд, и теперь некоторые из них нашли ИП-партнеров, через которых предлагают клиентам покупку таких карт, правда, с улучшенными условиями, вплоть до бесплатной поддержки и обслуживания в течение года.

IT-специалисты для банков: нюансы и сложности

Постсанкционный банковский апокалипсис: как сегодня выглядят IT-решения в финтехе

В прошлой статье HRD нашей компании Валентина Циммер уже упоминала о главной нестыковке интересов между организациями и специалистами, но я тоже хочу об этом сказать.

С одной стороны, банки пытаются вернуть сотрудников в офис, некоторые даже практикуют удаленку и офисную работу посменно, 2/2 например. С другой ― сами специалисты, которые возвращаться в офлайн не горят желанием, потому что им удобно не быть привязанными к одному месту.

Поэтому сегодня бывает труднее выполнить главный запрос финтеха на IT-специалистов ― дать организации целую команду разработчиков и программистов, ведь брать разработку под ключ им не выгодно. Для онлайн-работы ― не проблема, а вот с офлайном сложнее.

От кандидатов банковские корпорации сегодня ждут:

  • готовности работать в офисе или по гибридному графику;
  • проживания на территории России или дружественных ей стран;
  • налогового резидентства России, чтобы работодатель мог платить НДФЛ в размере 13% , а не 30, как положено в случае с сотрудниками-нерезидентами.

Специалистам сегодня тоже приходится нелегко, и основной риск для них заключается в том, что банк может попасть под санкции, а это легко может означать уменьшение штата, сокращение зарплат, не говоря уже о непонимании что делать с IT-решениями.

Соискателям уровня Senior стало сложнее искать работу по своему ценнику в районе 300 тысяч, потому что банки стали чаще растить специалистов внутри компаний и ограничивать свободу их перемещений, что очень важно для профи этого уровня.

Вместо резюме

Российский финансовый сектор попал под европейские и американские санкции в прошлом году, и сегодня практически все банки РФ в той или иной мере ограничены мировыми запретами, самый ощутимый из которых ― отключение от SWIFT. Каждый представитель отрасли финансовых технологий страны сегодня одинаково рискует, но старается обеспечить своим клиентам, сотрудникам и активам максимальную безопасность. По данным финансового сервиса «Банкирос», лучше всего это получается у Сбера, ВТБ, Газпромбанка, Альфа-банка, Россельхозбанка. Информацию для составления рейтинга порталу предоставил Центральный Банк России.

Идти или нет в сферу финансовых технологий ― это вопрос из категории личных целей специалиста. Если ему интересно и важно получить опыт в крупной организации, а также закрепиться на стабильной зарплате, то ответ на него однозначно будет положительным. К тому же, банки всегда запускают интересные проекты, например, по базам данных или конкретному стеку. При этом темпы работы в крупных финансовых организациях спокойные, а рабочие процессы, с большей долей вероятности, налаженные, в отличие от стартапов.

При этом нужно быть готовыми к тому, что банк ― это огромная корпоративная машина, в которой все решения требуют больше времени и сил, в отличие от тех же стартапов. И эта машина работает в своем операционном ритме, который не сбить. Например, когда я пришла работать в банк, то была не готова к тому, что придется ждать, пока мой ноутбук смогут подключить к корпоративной Wi-Fi-сети, но для банка это норма.

Сейчас сложно давать прогнозы о будущем отрасли финансовых IT-технологий, потому что они не кажутся радужными. И все же, у нас ― людей, причастных к сфере финтеха ― есть только один выход: искать альтернативы ПО и IT-решений среди отечественных разработок, потому что зарубежные все больше и больше от нас отдаляются.

44
54 комментария

А мы сможем повторить Китайские ПО или их уже не догнать?

2
Ответить

Какой Китай, нам до Китая как до Китая)))

2
Ответить

Ощущаем, что уже не догнать. Время покажет.

Ответить

Повторить не сможем, а взять их ПО и выдать за свое вполне)

1
Ответить

По данным финансового сервиса «Банкирос», лучше всего это получается у Сбера, ВТБ, Газпромбанка, Альфа-банка, Россельхозбанка.

Прекрасная дорожка к тому, чтобы потом ни работу за рубежом никогда не получить в приличной стране, ни накопления от зарплаты не вывести. Ну и этическая сторона вопроса вызывает сомнения.

2
Ответить

Нууу не знаю, у Российских ПО по-моему сомнительное будущее....

1
Ответить

Согласна. Наши спецы едут в другие страны, потому что там условия для них лучше. А мы в постоянно зависимости от Запада по разработкам.

2
Ответить