Ведущие производители оборудования, в первую очередь — цифрового, но и прочие старались не отставать, последние десятилетия шли к технологии по принципу «чёрного ящика»: на входе — файл, на выходе — печатная продукция хорошего среднего уровня качества. Одним из доводов этого тренда было снижение требований к квалификации персонала: предполагалось, что условного «человека с улицы» можно через короткий период обучения поставить работать к машине. Что повлекло за собой если не снижение, то отсутствие значимого роста реальной заработной платы. Да и зачем, если так легко можно обучить нового оператора? Автоматизация машин и стандартизация печатных процессов сыграли злую шутку с типографиями, которые следовали этому тренду. Сервисные и клик-контракты приучили типографии, что все вопросы и проблемы с оборудованием перекладываются на плечи его поставщика. Теперь о надёжной поддержке можно забыть, хотя некоторые вендоры оказывают посильную помощь полиграфическим предприятиям, но тут, наверное, лучше использовать другие однокоренные слова, вроде «слабосильную». Владельцы типографий оказались практически в одиночестве со своим очень дорогим оборудованием. И помните, чуть выше мы говорили про проблему с расходкой?