Осмысленность для целей бизнеса, или зачем компаниям человекоцентричное обучение

В ближайшее время в компаниях не останется проектов ради галочки – «потому что у всех уже есть, а у нас нет». По нашей оценке большинство инициатив будут проходить через строгий фильтр осмысленности.

Мы решили суммировать наш опыт работы над разными кейсами разных бизнесов и рассказать, что такое осмысленность, как искать ценность для аудитории при помощи создания сообществ и как мы помогаем ее найти нашим клиентам

Навигация

В этом тексте чуть больше 1000 слов и картинки, чтение целого текста займет у вас 7-10 минут. Может быть меньше, если вы обратитесь к отдельным разделам. В этой статье три части:

  • в первой мы рассказываем про обучение для бизнеса: почему именно сейчас это актуально, как бизнесу выделять смыслы, а также о том, как мы работаем с заказчиками;
  • во второй – про пользу для участников, человекоцентричный подход и комьюнити;
  • в третьей, заключительной части, про то, как польза человекоцентричного обучения может оцениваться заказчиками.
Осмысленность для целей бизнеса, или зачем компаниям человекоцентричное обучение

Почему теперь?

На самом деле уже два года назад компании стали строже относиться к конференциям, обучающим курсам и программам для развития сотрудников.

Например, в исследовании Global human capital trends 2021 Deloitte обнаружили, что объем работы, выполняемый в командах возрос в 2 раза в связи с переходом в онлайн работу. Командная работа более приспособлена к изменениям, а этой командной работе кто-то должен обучать и создавать среду.

Геймификация, оценка и планирование развития, программы под индивидуальные запросы и обучающие программы с сопровождением участников повышают внутреннюю мотивацию и работают на удержание сотрудников в компании.

Сейчас, когда компании сталкиваются с необходимостью сокращать свои издержки, обучающие проекты в первую очередь подлежат пристальному отбору.

Про осмысленность

Отдельные компании до сих пор внедряют и проводят решения, чтобы была возможность отчитаться красивыми цифрами и показателями. В этих кейсах аудиторию не спрашивают о том, что ей нужно, о мотивации участвовать в образовательном проекте или курсе. В наших проектах мы используем человекоориентированный подход, чтобы найти решение, удовлетворяющее желаниям бизнеса и людей.

Образовательное бюро «Розетка» проектирует желаемое образование для людей и создает сообщества, меняющие жизни.

Про работу с бизнес-заказчиком

Обычно бизнес приходит с задачей по тому, что необходимо реализовать/достичь, и представлением, зачем это нужно. На этом этапе мы всегда проясняем детали: как возник проект и что от него ожидают, почему именно сейчас, какой эффект ожидают для бизнеса и для непосредственной целевой аудитории. Этап прояснения и корректировки ТЗ – это немалая часть успеха, он позволяет сонастроиться командам заказчика и исполнителя, лучше понять ожидания от результата, а далее – уменьшить число правок и итераций.

«Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос. А для того чтобы ответить на правильно поставленный вопрос, мне нужно не больше пяти минут»


Альберт Эйнштейн

Раньше для прояснения деталей, желаемых показателей и импакта проекта нам требовалось 3 установочных звонка: прояснение запроса, предложение вариантов сотрудничества, согласование бюджета. Мы разработали фреймворк для таких встреч и теперь за одну находим ответы на эти вопросы.

Зачем это людям?

Следующий важный этап, которым также нередко пренебрегают, работа с непосредственной целевой аудиторией. При этом даже необязательно иметь к аудитории прямой доступ. Нужно при создании продукта (курса, конференции, события и тд) поставить в центр портрет участника, человека, и от него отстраивать программу. Так мы подсвечиваем возможность найти индивидуальный «смысл» каждому участнику дальнейшего действия.

Таким образом мы работаем только над тем, что напрямую связано с задачами и целями компании: оптимизируются ресурсы (т.к. не тратятся на лишнее, неэффективное, "для галочки"), сотрудники становятся продуктивнее – в частности, за счет лояльности, т.к. никто не любит тратить время бессмысленно (часто время ощущается потраченным впустую, если заранее не проговорена цель и ожидаемый результат).

Говоря о «смыслах», мы подразумеваем работу с конкретными запросами сотрудников в рамках стратегических бизнес-задач. Наш опыт показывает, что эффективным инструментом является формирование тематических сообществ, где участники могут объединиться через совместную рефлексию опыта и обмена знаниями.

Комьюнити - это люди; люди развиваются об людей, люди мотивируют людей.

Как показывает наш опыт, работа с сообществами – как на этапе формирования, так и на этапе поддержания вовлеченности – это методически выстроенный процесс. И – условно – общий чат, где публикуются новости и поздравляют с днем рождения – нельзя назвать сообществом. У любого сообщества должны быть динамика, CJM, цель которых связать части долгой программы, а также не дать просесть динамике в командных программах.

В основе формирования сообщества мы закладываем общие ценности и правила:

  • Безопасное пространство

    Это база, которой не хватает в обычной жизни, не говоря уже про иные сферы. Активно проявлять инициативу, обмениваться опытом, не скрывая и не умалчивая ни о сложностях, ни об успехах, возможно только в ощущении безопасности в общем пространстве.

  • Доверие и забота

    Каждый участник может обратиться за помощью и получить поддержку от другиху частников и организаторов. Забота проявляется и в уважительном отношении к мнениям, и в отсутствии обесценивания, и в дружелюбной орг. коммуникации, и даже в обеспечении информацией.

  • Активная позиция участников

    Проактивность, увы, не качество или навык “по умолчанию”, она требует внимания, прицельной работы на её развитие. Важно подсвечивать ситуации в которых участники становятся акторами, проговаривать, какой вклад они вносят, почему их инициативность необходима, в каких ролях они могут поучаствовать и что получат они и сообщество от этого.

  • Субъектный подход
    Каждый участник – субъект происходящего, он и его вклад значимы. Чтобы человек был готов к проактивной и ответственной позиции, он должен чувствовать собственную значимость, возможность выступить как в экспертной роли, так и роли вопрошающего, способность влиять на общее пространство, предлагать, зная, что будет услышан.

Мы выводим формулу того, что сообщество помогает создавать смыслы отдельным людям и становится площадкой, в которой возникают и зарождаются новые. Ни одно сообщество невозможно без горизонтали, сообщество – это всегда peer to peer.

Комьюнити – это инструмент, а не самоцель. Чтобы инструмент работал, нужно хорошо понимать аудиторию и задачи, которые он призван решить. Вместе с этим участие в комьюнити не должно требовать от участников много ресурсов и отвлекать от приоритетных задач, даже если это попадет в потребность. Все-таки на работе мы работаем.

Осмысленность для целей бизнеса, или зачем компаниям человекоцентричное обучение

Как оценить пользу для бизнеса?

Общей утвержденной методики и зафиксированных показателей еще не разработали и, может, они не появятся. Часто за показатели берутся уровень текучки персонала, NPS и вовлеченность. Еще можно смотреть на лояльность сотрудников через их социальные сети, не уходя в сталкинг: состоит ли в официальных группах, отмечает ли тегами.

Например, бизнес получает более короткие сроки закрытия вакансий, а высокая вовлеченность и лояльность ведет к более качественным услугам и продуктам.

Как определять свои внутренние показатели и отслеживать импакт в динамике, мы расскажем в другой статье. Сейчас же подведем итог на том, что смыслы важнее количественных показателей.

Что в итоге?

В этой статье мы подсветили ценность человекоцентричных и кастомизированных продуктов в бизнес-обучении.

Если вам хочется провести событие или спроектировать программу с фокусом на ценность и смыслы для аудитории, мы будем рады вам в этом помочь. Вместе мы сформулируем ожидания от события, его цели и задачи, подберем инструменты для достижения этих задач.

Пишите нам для со-проектирования смыслов ineedyou@rozetka.team. А здесь можно подробнее познакомиться с кейсами, которые мы реализовали.

33
1 комментарий

Искренне могу сказать, что в восторге от вас и круто, что на VC начали публиковаться)

И привет Лере бараевой и команде - спасибо за сотрудничество по Ассоциации глэмпингов

3
Ответить