Как мы помогаем компаниям найти тихую гавань в море хаоса: опыт образовательного бюро «Розетка»

Сегодня, когда все более-менее переварили шквал международных новостей и смирились с тем, что мир никогда не станет прежним, стали массово появляться антикризисные статьи и советы для бизнеса. Что делать с постоянной тревожностью? Как работать в условиях ограничений, будь то санкции, меняющееся законодательство или отсутствие ресурсов? Как планировать работу, когда не знаешь, что будет через неделю или даже завтра? На что опереться в этом хрупком мире?

Рассказываем через призму наших кейсов.

Кто мы?

Бюро «Розетка» с 2020 года помогает компаниям организовывать и проводить образовательные мероприятия, формировать профессиональные сообщества вокруг образовательных продуктов.

Мы ориентируемся на корпорации, но работаем и со средним бизнесом, и НКО. Клиенты и направления достаточно разнородные: от банковского и производственного сектора до образовательных компаний. Их объединяет желание делать что-то неклассическое, нескучное. «Розетка» 一 аккуратная и бережная сила, основанная на человекоцентричности, поддержке саморазвития и комфорте для каждого человека в команде.

К нам обращаются за помощью, когда нужно особое сопровождение, вовлечение участников. Важно, чтобы клиент разделял наши ценности. Если нет совпадения, эффективность работы не будет высока. Когда приходится работать в кризисных условиях, мы за то, чтобы проводить стратегические сессии с командой.

Как мы помогаем компаниям найти тихую гавань в море хаоса: опыт образовательного бюро «Розетка»

Мы много работаем с командами наших клиентов и своей собственной. Бюро, как и все, столкнулось с новой реальностью и училось планировать по-новому, а потому может рассказать, какие решения помогают сохранить почву под ногами.

Как работать с командой в кризис? Решения, которые нас спасли (возможно, спасут и вас)

У «Розетки» до начала года были прекрасные перспективы и крутые планы: мы хотели укрепиться в работе с корпоративным сектором, выйти на международный рынок, создавать собственный EdTech продукт.

В феврале изменилось все. Наш EdTech продукт не увидит свет (по крайней мере в обозримом будущем) 一 на него больше нет ресурсов. Предполагаемая география международной работы тоже резко изменилась с Европы на Азию. Многие клиенты бюро столкнулись с кризисом, сократили образовательный бюджет и не смогли продолжать сотрудничество с нами. Единственное, что сохранилось неизменным 一 наши услуги и подход к работе.

Что нам помогло остаться на плаву и создать для себя антикризисную повестку?

1. Упор на команду. Она и выведет из кризиса

Основное наше отличие было и остается в том, что мы организовывали для клиентов «антиконференции» вместо классических стратегических сессий. Обычно стратсессии проводятся для руководителей и ключевых лиц, которые принимают решение.

Интеллектуальный ресурс наших антиконференций 一 рядовые сотрудники. У нас нет приглашенных «говорящих голов». Проблемы конкретного коллектива решаются силами самого коллектива. Люди сами выявляют степень важности проблем, сами определяют, какие ресурсы нужны, находят первичное решение.

Как мы помогаем компаниям найти тихую гавань в море хаоса: опыт образовательного бюро «Розетка»

«Розетка» и для собственной команды проводит такие стратсессии. В самом начале марта мы провели одну из них с равным, вовлеченным участием всех сотрудников. Все понимали, что нужно сохранить людей, сохранить работу, поэтому действовать и предлагать идеи должны все. Коллективный мозговой штурм помог нам определиться, какие первые шаги сделать, если мы хотим выйти на азиатский рынок, если хотим и дальше развиваться.

2. Доверие людям — огромный ресурс

Если раньше компания могла выстраивать работу без учета мнения сотрудников, сейчас самое время обратить внимание на них. У каждого человека есть экспертность, есть идеи. Мы работаем как раз с теми клиентами, которые готовы давать свободу сотрудникам и доверять их экспертизе. Идея наших креативных сессий не в том, чтобы провести их «для галочки», а дать возможность людям проявиться.

Кейс Высшей Школы Экономики

Мы проводили оффлайн-стратсессию с планированием на несколько лет вперед.

Цель: составить образ выпускника и подготовить план действий, как привести студентов к желаемому образу.

Задачи: провести организационные изменения департамента, перестроить систему управления под цель, утвердить политику по воспитательной работе.

Как решали: Мы отталкивались от того, какой продукт своей работы хотят видеть сами студенты, что хотели бы получать от каждого соприкосновения с университетом. Занялись личным целеполаганием, предложили думать над тем, как личные желания можно соотнести с работой. Показалось важным опираться не только на мнение руководителя департамента, но и выслушать самих студентов.

Вечные ценности

За последнее время появилось множество статей, в том числе у бюро, о том, как разговаривать с людьми другой позиции. Тяжело работать с коллегами, которые имеют принципиально противоположные взгляды.

У нас была внутрикомандная стратсессия, и одна из задач была проговорить наши ценности. Отчасти они витали в воздухе. Когда мы говорим о ценностях, недостаточно их назвать. Важно выделить, как это проявляется в нашей работе, в отношении друг с другом и клиентами.

Этой весной было очень много человеческого контакта и поддержки, в том числе от команды. У нас специально отведено время неделю на встречу для общения не по работе. Мы вместе молчали и вместе высказывались, была очень поддерживающая среда. Даже просто выслушать друг друга 一 многое дает.

Когда речь идет о небольших компаниях, основной совет 一 собирать команду по близким ценностям. Могут меняться стратегии, планы, но если люди объединены чем-то большим, чем стремление зарабатывать, команда получается более устойчивой и сплоченной. Что в итоге и позволит компании стать успешнее.

Нетворкинг 一 сила

Банально, но нетворкинг действительно работает. Наша идея выходить на новый рынок начиналась с цели протестировать разные гипотезы, попробовать новые каналы связи и понять, нужно ли нам это и можем ли мы продолжать. И мы собирали всех сотрудников, чтобы обменяться контактами и связями. Это позволило нам собрать коллективный опыт, чтобы сделать первые шаги. Можно не бояться и приглашать другие компании, чтобы совместно решить общую проблему.

Кейс Нейронет — НТИ

Мы планировали онлайн-сессию для 150 участников.

Цель: определить векторы развития индустрии, построить профсообщество.

Задачи: собрать экспертов рынка, объединить людей с широкой географии, включающей несколько часовых поясов, вовлечь их в дальнейшую работу и участие в последующих событиях.

Как решали: мы перезнакомили людей в неформальной обстановке, чтобы они в дальнейшем могли пообщаться не только по работе. Участникам сессии предлагалось подумать об ограничениях и трудностях индустрии, а теперь еще и в разрезе санкций. А затем о том, какие проблемы из перечисленных могут обернуться перспективами.

Компании-«единороги» чаще возникают из-за того, что предприниматели вовремя разглядели изменения в технологиях, законах, поведении, и смогли вовремя их оседлать как волну.

Затем мы сужаем рамку, и используем опыт и интеллектуальный ресурс людей, пришедших на конференцию для решения поставленных проблем. А после завершения мероприятия у участников останутся контакты множества коллег, к которым можно обратиться.

5. Кооперация вместо конкуренции

В кризисное время лучшая стратегия 一 взаимопомощь и объединение. Мы в «Розетке» собирались с другими образовательными компаниями, в том числе с нашими конкурентами, и обсуждали общие проблемы. Кооперация дает вдохновение. Сейчас заметен мощный тренд на партнерские программы, и он действительно может помочь. Можно делать совместные проекты, совместные продукты. Наконец, просто чувствовать плечо, знать, как у кого дела.

6. Искусство маленьких шагов

Когда условия меняются очень быстро, составить долгосрочную стратегию работы невозможно. И бесполезно. На пике кризиса совершенно нормально переходить от глобальной стратегии к планированию ближайших действий. Это гибкий подход, который позволяет наблюдать за событиями и действовать в зависимости от того, что происходит.

Как мы помогаем компаниям найти тихую гавань в море хаоса: опыт образовательного бюро «Розетка»

7. Маркетинг 一 спасательный круг

Когда мы только начинали работать, клиенты приходили по «сарафанному радио». «Сарафанка» до сих пор приводит к нам людей и доставляет много пользы, но жизнь на ней и дальше не приведет к росту. Когда мы в команде решили, что молодцы, растем и могли бы давать полноценную, а не только проектную загрузку сотрудникам, мы поняли, что для масштабирования нужно подключать маркетинг.

Если компания во время трудностей в первую очередь режет рекламный бюджет, она лишает себя части возможностей. В кризис не стоит пренебрегать никакими инструментами, помогающими укрепить позиции, 一 личные связи, пиар, маркетинг.

8. Иметь ответ на любой бюджет

Мы не повышали и не понижали стоимость услуг в последние месяцы. У многих компаний сократился бюджет на образование, и им не подходит наш подход к работе. Бюро делает персональные разработки для каждого клиента, досконально изучает тему, индивидуально подбирает методы и решения. Для каждого проекта собирает сильную команду.

Чтобы все же продолжать работу, нужно иметь предложение для разного бюджета. Одна из идей 一 организация коробочных решений. Некий стандартный набор инструментов для работы с командой, который подойдет многим компаниям, а не одному конкретному заказчику. Это будет стоить дешевле, будет меньшее погружение в уникальность проблемы клиента и более универсальный набор решений. Возможно они не закроют дополнительные микрозадачи, но помогут добиться главной цели.

Если окажется, что у компаний есть возможность реализовывать образовательные события своими силами, мы предлагаем разработку подробных сценариев этих событий. Нужно иметь ответ на разные возможности бюджета.

9. Делай что должно, и будь что будет

Мы не знаем, что будет завтра. Важно продолжать делать, что делаешь, если видишь в этом смысл. Нужно ли при этом убиваться? Нет, лучше позаботиться о себе и о людях, которые тебя окружают. Бизнес 一 это люди. Даже если какие-то решения оказались ошибочными, изменить мы их не можем. У нас не будет второй жизни. Вместо того, чтобы опускать руки, остается принимать, что есть и думать, что делать дальше.

Если вы разделяете принципы человекоориентированного подхода в бизнесе и так же, как и мы, верите в ценность людей, подключайтесь к «Розетке». Пишите нам: ineedyou@rozetka.team

Переживем кризис вместе 🤍

33
Начать дискуссию