Как работать с мотивацией сотрудников в обучении?

Опыт профессиональных методистов и советы для успешного дизайна мотивации в корпоративном обучении

Почему-то часто взрослые, которые понимают важность своего обучения, не проходят профессиональные образовательные программы до конца. Или занимаются формально, не достигая нужных результатов. Обычно говорят, что человеку не хватает мотивации. Всегда ли виноват сам участник программы? Необязательно, формирование и поддержание мотивации студентов во многом зависит от создателей обучающих программ.

В этой статье мы делимся опытом методических бюро «Розетка» и Learning Experience Collective. Здесь мы разберём, как работать с мотивацией, какие есть инструменты и подходы, а ещё дадим практические советы. Должны предупредить, что тут мы не предоставляем готовых решений, а предлагаем погрузиться в основы и найти идеи для вдохновения.

Разбираем основы

Итак, что же такое «мотивация»? Нам нравится определение Джона Келлера: «Мотивация даёт объяснение тому, какие цели люди выбирают и как они им следуют». Методисты часто используют словосочетание «мотивационный дизайн». Это «сознательное влияние на мотивацию учащихся с помощью различных средств, например, создания среды обучения или помощи учащимся в понимании своей собственной мотивации».

Теперь давайте разбираться. В этой статье мы расскажем про наш собственный опыт, а потом раскроем, почему мы выбрали такие методы достижения мотивации.

Кейсы и советы: делимся опытом

1. Опыт образовательного бюро «Розетка»

«Розетка» — методическое бюро, команда продюсеров, методистов и фасилитаторов. Мы разрабатываем образовательные продукты и программы, проводим образовательные события. О наших кейсах по созданию корпоративных образовательных программ можно прочитать тут.

В «Розетке» мы стараемся сделать так, чтобы участник обучения чувствовал себя комфортно, понимал пользу и ценность обучения, а также мог принимать решения.

Вот что мы можем порекомендовать.

Совет 1. Исследуйте свою целевую аудиторию и работайте с запросом участников

В антиконференции «Розетка» для специалистов в сфере образования мы составляем специальную анкету участника. В ней мы спрашиваем, почему потенциальный участник хочет попасть на событие, какие проблемы в образовании он видит, какие решения этой проблемы он может предложить и чем может поделиться.

Что нам это даёт? Так мы отбираем участников со схожими ценностями и понимаем, чего они хотят от события. Запрос мы учитываем при проектировании антиконференции. Это позволяет вовлечь участников в событие и в сообщество.

Другой наш кейс — программа корпоративного обучения для крупной нефтяной компании. При проектировании мы опирались на представления компании о сотрудниках. Но мотивация и поведение сотрудников во время обучения сильно отличались от этого представления. Мы адаптировали программу и собрали много информации для дальнейшей аналитики. Основной урок, который мы вынесли из этого кейса: даже если вам кажется, что вы знаете свою аудиторию, проверьте ещё раз. В итоге мы сделали для компании подробный отчёт с рекомендациями по следующим запускам. Это позволит достичь ещё более высоких результатов при обучении.

Совет 2. Используйте драматургию

При проектировании образовательной программы или события мы отталкиваемся от опыта, который должен прожить участник. Драматургия события — это сюжетная линия с началом, серединой и концом. Она строится на трёх столпах: результат, желания/ограничения заказчика и контекст участника.

Драматургия может помогать:

  • пробуждать интерес у участников;
  • способствовать гармоничному ходу события;
  • участникам запоминать материал;
  • преодолевать сопротивление или тревогу участников;
  • участникам понимать друг друга;
  • учитывать эмоциональное состояние участников во время события.

Так, например, драматургию офлайн-встречи для стажёров банка мы основали на метафоре путешествия, которое они прошли. Драматургия получилась следующей:

  • Познакомили участников с пространством, чтобы они чувствовали себя комфортно.
  • Рассказали план встречи и организовали активный заряжающий нетворкинг, чтобы взбодрить участников и повысить динамику события.
  • Чередовали активные и пассивные форматы: от выступлений кураторов до квеста по локациям.
  • Закончили на приятной ноте: добавили письмо в будущее, а также настолки и пиццу для желающих.

Выстраивание драматургии – простая и проверенная технология. В ней мы подбираем метафору для событий или программ. Это позволяет выдерживать общую логику обучения и не даёт участникам заскучать.

2. Опыт LX Collective

В методическом бюро Learning Experience Collective мы помогаем достигать бизнес-целей с помощью методической и образовательной поддержки. Мы строим образовательные команды, обучаем методистов, создаём новые образовательные программы и улучшаем существующие. Побольше о нас можно узнать здесь.

Один из наших кейсов — выстраивание образовательного опыта в компании Refocus. Refocus помогает людям в Филиппинах и Индонезии получить первую работу в IT: компания учит своих студентов таким профессиям, как Digital Marketing и Data Science.

При обучении студенты могут растерять мотивацию и не дойти до конца курса. Особенно сложно тем, кто до этого вообще не сталкивался со сферой IT. Не помогает и то, что такие программы обычно длятся больше полугода.

Мы использовали несколько инструментов для повышения мотивации в программах.

1. В девятимесячную образовательную программу по Digital Marketing мы ввели обязательный вводный онлайн-воркшоп по целеполаганию студентов, где:

  • мы вместе с ними формулируем, с какой целью они пришли на программу,
  • студенты оценивают свои навыки по карте компетенций маркетолога.

К этим данным студенты возвращаются регулярно на протяжении всей программы и отслеживают свой прогресс.

Это помогает студентам визуализировать маркетинг в своей голове и из вороха непонятных терминов и страхов создавать чёткий план.

2. На этом же воркшопе студенты мысленно «примеряют» свою будущую учебную жизнь. Они обсуждают свои страхи, переживания и источники поддержки на программе. Так студенты не только помогают будущим версиям себя, но и обнаруживают, что у многих похожие страхи, и им становится легче.

3. Разработали воркшоп-ретроспективу после каждого модуля. Между этими воркшопами студенты изучают материалы и проходят упражнения, а после модуля могут попрактиковаться на кейсах, обсудить с однокурсниками свои сложности и свои учебные победы. Как раз на этих ретроспективах студенты могут увидеть, какой путь они прошли с начала программы.

4. Ввели регулярные QA-сессии с ментором-маркетологом, на которых студенты могут задать вопросы, возникающие по ходу работы над материалом. Студенты получают информацию, которая помогает им делать проекты и задания программы, а ещё вдохновляются своими менторами.

5. Подробно описали условия получения финального сертификата. Тут есть национальная филиппинская особенность: участникам очень важны документы об образовании. Они не учатся «ради бумажки», но сертификаты необходимы — для статуса, одобрения семьи и так далее. Поэтому в условия получения сертификата мы заложили такой путь студента, который бы мотивировал пройти самые нужные части программы.

Подходы и методологии

Если хочется создать или пересобрать программу с учетом мотивации студентов, можно пойти двумя путями: обратиться к комплексной модели или работать с отдельными мотивационными инструментами.

Путь 1: работа с моделями мотивационного дизайна

Мотивационная модель — это авторская система, которая комплексно описывает компоненты мотивации и инструменты работы с ними. Использовать такой путь лучше при создании программы с нуля. Проблема с моделями в том, что их много и иногда непонятно, какую выбрать. Поэтому мы предлагаем обращать внимание не столько на название и описание концепции модели, сколько на её направленность. Давайте посмотрим на несколько примеров в таблице.

Как работать с мотивацией сотрудников в обучении?

Это далеко не полный список мотивационных моделей, а просто самые популярные. После определения задачи можно выбрать подходящую модель или остановиться на универсальных — MUSIC или ARCS.

Путь 2: работа с отдельными мотивационными инструментами

Мотивационные инструменты — это стратегии повышения мотивации, которые не легли в системные модели. Они ничуть не хуже, чем методологии, просто обычно выглядят как список советов. Их точно легче использовать в работе, так как они более конкретны и сопровождаются примерами. Хорошо подойдут, если нужны незначительные доработки в существующей программе и уже известно, где хочется внести улучшения. Все эти стратегии можно рассмотреть с разных точек зрения.

Как работать с мотивацией сотрудников в обучении?

Эти компоненты влияют друг на друга и напоминают, что обучение — целостный процесс и человеческий опыт. Дальше мы приведём примеры разных мотивационных стратегий.

Как повышать мотивацию с точки зрения студента

  • Обсуждать цели занятий со студентами: что будет происходить и какой результат они получат или хотели бы получить в итоге.
  • Давать студентам больше автономии, например, в выборе заданий или в форме получения материалов.
  • Учитывать индивидуальные факторы и социальную среду студентов. Например, организовывая нетворкинг с активностями на эмоциональное сближение участников, стоит помнить, что некоторым людям некомфортно сразу активно взаимодействовать с малознакомыми людьми — нужно дать время для адаптации.
  • Показывать студентам, как конкретное обучение поможет достичь их целей. Это можно сделать через успешные кейсы, демонстрацию потенциальных результатов обучения, отслеживание личного прогресса в достижения цели.
  • Вовлекать студента в проектировку программы или форматов для собственного обучения, в разумных пределах.

Как повышать мотивацию с точки зрения преподавателя

  • Использовать личные интересы и особенности студентов для формулировки задач и контента.
  • Давать развивающую обратную связь студенту, а также работать с обратной связью от студентов преподавателю.
  • Рассказывать личные истории, примеры и кейсы, которые помогут студентам заинтересоваться в предмете.

Как повышать мотивацию с помощью контента

  • Продумывать структуру программы с методистом в образовании, не забывать про методические модели, учебные цели и образовательные результаты.
  • Включать в контент «моменты успеха», которые помогут студенту дальше проходить программу. Например, подбадривающие сообщения в конце каждого этапа или небольшие празднования, обмен инсайтами, успехами и так далее.
  • Давать возможность студентам выбирать партнёров по учёбе, упражнения, которые они ходят сделать, и так далее. Это поможет чувствовать ответственность за свой образовательный процесс.

Как повышать мотивацию с помощью образовательных методик

  • Включать регулярно упражнения для рефлексии в занятиях и в принципе учить студентов рефлексировать. Например, просить студентов самих обдумать, зачем им делать то или иное задание.
  • Использовать критериальное формирующее оценивание, которое делает оценивания прозрачным для всех участников.
  • Использовать различные методики и форматы в образовательном процессе, особенно в долгосрочных программах.

Как повышать мотивацию с помощью среды

  • Использовать формат групповой работы и в онлайне, и в офлайн-программах.
  • Включать упражнения, которые помогают студентам лучше управлять своими эмоциями.
  • Создавать учебные материалы в едином стиле, использовать подходящие графические элементы, музыку и прочее.
  • Использовать упражнения, которые позволяют лучше изучить окружающую среду студента или взаимодействовать с ней.

Подводя итоги

Итак, теперь вы знакомы с основами мотивационного дизайна. Главное — применять все эти советы и инструменты, отталкиваясь от особенностей своей задачи и ситуации, а не слепо следовать инструкциям. А за профессиональной помощью или консультацией обращайтесь к «Розетке» и Learning Experience Collective.

А 28 ноября в 19:00 по Москве мы проведем онлайн-встречу для всех, кто занимается корпоративным обучением, и расскажем о работе с мотивацией в разных программах.

Больше подробнее в нашем канале https://t.me/rozetka_to_business

Авторы:

Вероника Бараева
методистка бюро «Розетка», методистка Яндекс Практикума
Женя Рзаева
методлид бюро «Розетка»
Карина Аруштова
соосновательница методического бюро Learning Experience Collective
Саша Корюкова
соосновательница методического бюро Learning Experience Collective

Редакторы:

Мэри Дэани
Ульяна Баженова
77
Начать дискуссию