«Людям казалось странным, что кто-то будет выбирать продукты вместо них»
Эксперты «СберМаркета» — о том, как удалось это исправить.
В этом году СберМаркет отмечает свой юбилей — сервис был создан 10 лет назад. Тогда сооснователи компании хотели упростить жизнь покупателям: сократить путь из магазина до дома и помочь ретейлерам выйти в онлайн. Такая бизнес-модель была прорывной. Через четыре года команда СберМаркета сделала первые шаги по масштабированию бизнеса в регионах, а три года спустя сервис показал впечатляющий рост на рынке, увеличив оборот более чем на 1000% год к году.
Эксперты СберМаркета раскрыли секреты успеха в новом формате видеоподкаста о рекламе и маркетинге MEDIA MIX, где СберМаркетинг разбирает бизнес на молекулы.
Четыре компонента роста в e-grocery от СберМаркета
- Быстрая реакция на рыночные изменения. Отказ от бюрократизации помогает сервису сохранять гибкость и быстро принимать решения, а значит, чутко реагировать на любые изменения рынка.
- Фокус на клиента. Это прослеживается на каждом этапе, начиная от создания заказа и заканчивая моментом, когда курьер передает его клиенту. Например, сборщики должны свободно ориентироваться в торговом зале и понимать, какие продукты ожидает получить заказчик.
- Нацеленность на результат и постоянное развитие. Успешный бизнес не построить без экспертов, поэтому в команде СберМаркета сильнейшие профессионалы в каждой специальности — от маркетолога до frontend-разработчика. И важно, что все ориентируются на результат и разделяют общие ценности. В СберМаркете есть своя методика подбора сотрудников, с помощью которой можно понять ценности кандидата, оценить hard и soft skills, а также насколько человек и компания подойдут друг другу.
- Использование возможностей. Сначала рынок доставки продуктов и товаров в стране состоял из небольших компаний и стартапов. И с каждым годом он развивался и трансформировался, а сервисы, в свою очередь, масштабировались. Но команда единомышленников и правильный подход привели СберМаркет к успеху. Не менее важной составляющей стала способность команды не упускать возможности — благодаря ей компания получила огромный буст в развитии во время пандемии.
Как перейти от B2B-модели к B2C
Путь СберМаркета к сердцам клиентов стартовал с B2B-продаж. «В 2013 году мы начинали с доставки для бизнеса, потому что люди еще не были готовы к такому формату доставки продуктов, — рассказывает директор департамента стратегического и бренд-маркетинга СберМаркета Тамила Агамова. — Доставка продуктов онлайн казалась новой и рискованной, и на нее решались только самые прогрессивные пользователи».
Кроме того, у клиентов было много психологических барьеров, когда речь заходила об онлайн-заказах. По словам GR-директора СберМаркета Павла Глухова, наиболее серьезной проблемой в первое время было подозрительное отношение к сборщикам заказов: «Людям казалось странным, что кто-то будет выбирать продукты вместо них. Поэтому нам пришлось долго завоевывать доверие клиентов качественным сервисом».
Высокий уровень лояльности
Внимание к человеку помогает создавать успешный сервис и формировать лояльное комьюнити из клиентов, сотрудников, ретейлеров, курьеров и сборщиков.
Павел Глухов отмечает: «Мы сразу поняли, что при отсутствии товара сборщик будет звонить клиенту и обсуждать с ним дальнейшие действия. Эта политика растопила сердца покупателей и привлекла волну симпатии к сервису». Кроме того, метрики показывают, что подобная коммуникация существенно повышает лояльность к сервису, дополняет вице-президент по операциям СберМаркета Айдар Исхаков.
По итогам первого квартала 2023 года сервис сотрудничал с более чем 35 тыс. курьерами и сборщиками, но часто эта цифра становится выше. И для СберМаркета важно сохранять статус партнера, с которым хочется остаться надолго. «За комфортное взаимодействие с курьерами и сборщиками отвечает команда счастья. Она организует творческие и спортивные ивенты в свободное от доставки время», — пояснила Тамила Агамова. Благодаря таким конкурсам рождаются интересные творческие решения для рекламных кампаний, например «СберМаркет горяч».
Технологическая трансформация
СберМаркет делает упор на технологическое развитие сервиса, поэтому в tech-команде работает более тысячи сотрудников. «Мы давно и осознанно инвестируем в IT. И решаем задачи разных уровней сложности — от предсказания наличия продуктов на полке магазина до рекомендаций товаров для конкретного клиента», — подчеркнул вице-президент по технологиям СберМаркета Дмитрий Бобылев.
Среди важных разработок выделяется предиктивный алгоритм управления доступностью товаров. «Алгоритм заранее предсказывает, какая позиция скоро закончится в магазине. Мы скрываем ее с онлайн-витрины СберМаркета, чтобы улучшить клиентский опыт, поскольку пользователь, который закажет такой товар, с большой вероятностью его не получит», — пояснил Алексей Зуев, руководитель направления по работе с ключевыми партнерами СберМаркета.
Экспресс-доставка запустила новый этап технологического развития СберМаркета. Компания использует машинное обучение, чтобы эффективно распределять заказы и предсказывать,в каких зонах будет спрос, и его объемы. «Мы научились точно определять местоположение курьеров и оптимально распределять между ними заказы в зависимости от временных слотов», — рассказал Айдар Исхаков.
Следующий шаг в развитии компании связан с доставкой из ресторанов. Курьеры доставляют блюда уже более чем четырех тысяч ресторанных брендов во всех городах-миллионниках.
Десятилетний путь СберМаркета — пример того, как профессиональная команда и нацеленность на результат помогают добиваться успеха там, где это кажется практически невозможным. Главное, оставаться верным своим ценностям, развивать экспертизу и ставить во главу угла интересы клиента.
Больше подробностей и лайфхаков для бизнеса смотрите в новом выпуске подкаста MEDIA MIX на YouTube и RuTube.
залили все деньгами?
Просто это Инстамарт, который и до Сбера был хорош и со Сбером смог остаться хорош.
При этом, конечно, рекламная статья абсолютно бессмысленная, кто-то просто в маркетинге решил квартальную цель позакрывать.
Комментарий удален модератором
Удалил приложение после нескольких заказов:
- У Сбермаркета совершенно отвратительное приложение, невозможно пользоваться
- Все несколько заказов приходили не полностью или с ошибками (деньги возвращали, претензий нет)
Вы, похоже, не очень понимаете, просто, как это работает. Я про второй пункт.
Прекрасно понимаю. Есть прекрасный Самокат, который всё доставляет и заранее предупреждает когда чего-то не будет в доставке, а не ждёт сообщения в поддержку.
Так и Сбермаркет также делает. Если вы только галочку "убрать из заказа, не звонить" при заказе только не поставили
Сбермаркет - это когда готовая булка из "Вкусно и точка"ждёт курьера 1,5 часа
"Эксперты СберМаркета раскрыли секреты успеха..."
Вот же подробный рассказ как все было на само деле:
https://medium.com/ivanodigital/%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA-23b42d84db3a
Комментарий удален модератором
О СберМаркете у меня чувства противоречивые. Я им пользуюсь, т.к. он позволяет экономить время и деньги (на сайте выбрать более дешевый товар легче, чем ходя по магазину). Но регулярно покупками неудовлетворен. Вчера мне принесли гнилую картошку, и мелкие помидоры (выбирал крупные), кролик замороженный (хотел охлажденного). Так что сервис на 3+ . Обычные походы в магазин он заменить не может пока.
В марте 2020, как и многие, вынужденно протестировал многие сервисы доставки. Я не какой-то новорег, который будет нахваливать сервис из рекламного поста, но Сбермаркет конкретно из Ашана (г. Казань, тц Южный) никогда не косячил, не путал продукты, просрок не привозил, много раз выручал и до сих пор стараюсь именно у них заказывать, или в Самокате, когда нужно быстро. Из других супермаркетов тот же Сбермаркет доставлял периодически с мелкими косяками, хоть и возвращал за эти косяки деньги.
Это тот сбермаркет, который раньше был прикольным и с нормальным названием, пока его не купила сберкасса?
Вы там бота своего настройте, чтобы он, хотя бы, супругов не банил за заказ с одной карты. Ну и поговорите с машиной, а то "если машина решила, то значит всё, мы назад разрешить не можем", - не оч хорошая поддержка.
Комментарий удален модератором
Сначала был Озон и Вилдберрис. Успех заметил Яндекс начал со Сбером делать похожее. Но не пошло, разбежались, Яндекс ушел развивать свой Маркет, Сбер купил магазин себе и начал развивать.
Модели:
Вилдберрис - все самое дешевое
Озон - добавим немного респектабельности и чуть более цивилизонный процесс обмена-возврата
Маркет - денег мало можем вкладывать, но много рекламы дадим, Мегамаркет от Сбера - покупай с большими бонусами и промокодами, пока другие все не сольются.
Так они и жили) А маркетологи отрабатывая свой хлеб писали статьи)