Как готовить IT-доклады: взгляд деврела, спикера и организатора конференций. Итоги #6 встречи деврелов от Tproger

27 апреля 2023 команда Tproger совместно с JUG Ru Group провела онлайн-встречу «Задача трех тел: как спикеру, деврелу и организатору конференции подготовить идеальный доклад». Три специалиста поделились своим видением, совместно осветив тему со всех ракурсов.

Как готовить IT-доклады: взгляд деврела, спикера и организатора конференций. Итоги #6 встречи деврелов от Tproger

Если разработчики пришли на профильную конференцию и им нравится доклад, они думают «Спикер молодец». Менее заметна работа конференционных организаторов: понятно, они хотят «чтобы участникам понравилось», но каков именно их вклад в содержание докладов? Более того за кулисами остаются деврелы компаний, где работают спикеры — однако без них часть докладов и не появилась бы.

А чтобы все эти стороны остались довольны результатом, они должны понимать друг друга. Поэтому на онлайн-встрече Оксана Щукина, руководитель коммерческого продакшена Tproger, расспросила трёх человек:

  • DevRel: Алину Каширскую из Тинькофф;
  • конференционного организатора: организатора конференций из JUG Ru Group Анастасию Кряжеву;
  • частого спикера IT-конференций: Алексея Лобзова из Альфа-Банка.

Что можно было почерпнуть на встрече? Полная видеозапись доступна на YouTube, а здесь приведём отдельные мысли и лайфхаки от спикеров:

На этапе поиска спикера

Как деврелу найти и выбрать разработчика, который станет регулярным спикером?

  • Для выступлений на технических мероприятиях полезны технические специалисты, а не «говорящие головы» (те, кто рассуждают о разработке, но сами ей не занимаются).
  • Доклады «из-под палки» не пройдут. Поэтому ищите среди IT-специалистов компании тех, кто сам заинтересован чем-то поделиться, и помогайте им.
  • Один из вариантов поиска — периодически приходить к разработчикам, рассказывая им об имеющихся возможностях; заводить текстовые гайды о том, как становиться спикером. В других случаях люди сами вдохновляются, увидев выступление коллеги.
  • Есть ментальная ловушка: зачастую специалисту кажется «да я очевидными вещами занимаюсь, что о них рассказывать», но на самом деле другим людям они не очевидны и интересны. Стоит объяснять эту ловушку тем, кого она останавливает от выступления.

На этапе выбора темы

Предположим, спикер нашёлся — а о чём именно ему стоит рассказать в докладе?

  • На технических конференциях ожидают технического же контента: не маркетинговых выступлений, а чего-то, напрямую полезного разработчикам.
  • На многих конференциях (например, от JUG Ru Group) программный комитет не просто отбирает доклады, но и даёт полезный фидбэк даже при отказе. Поэтому, если нет уверенности «подойдёт ли моя тема», можно подать заявку и разобраться вместе с ПК.
  • Большинство заявок приходит в последний день приёма. Поэтому, чтобы получить больше внимания комитета и больше времени на доработку доклада, лучше подавать заявку заранее.

Каждый наш программный комитет состоит из 6-16 человек — как правило, разработчиков — которые держат руку на пульсе индустрии, читают статьи, обсуждают с разными компаниями их проблемы и следят, что сейчас может вызвать наибольший интерес участников конференции

Анастасия Кряжева, Program Team Lead, JUG Ru Group

На этапе подготовки доклада

  • Разработчик может включить выступления в «квартальные цели», чтобы выделять время на подготовку и прогон доклада. Но без использования личного времени, как правило, обойтись не получится.
  • Поскольку разработчики — занятые люди, деврелу лучше не стоять постоянно над душой, а периодически использовать «нежный пуш»: тактичное напоминание, например, со специально подобранной гифкой котика.
  • Степень участия программного комитета в подготовке доклада на разных конференциях может различаться. Тестовые прогоны с программным комитетом полезны, но делают их не все организаторы.

На этапе выступления

  • Онлайн-выступления сложнее психологически: ты не видишь лица слушателей и реакцию. Поэтому просите ставить в чате плюсики или любые другие символы.
  • Почаще смотрите на огонёк камеры, чтобы потом не обнаружить, что для зрителей вы смотрели куда-то «вправо вверх».
  • Это не то чтобы новость, но люди любят шутки и мемы, даже в серьёзных технических докладах :)

После доклада я оцениваю себя так: смог ли я рассказать обо всём, о чём хотел? Смог ли я использовать все те фишечки по общению с аудиторией, которые планировал, вроде вопросов аудитории? Если доклад звучал так, словно я зазубрил, отчитался и ушёл, это для меня не очень хорошо, а вот когда расслабленно выступил, пошутил — это более естественно. Ну и по сессии вопросов-ответов можно понять, насколько презентация зашла аудитории

Алексей Лобзов, руководитель направления, Альфа-Банк

Желаем вам и вашим разработчикам лёгких и полезных выступлений!

Чтобы получить консультацию по HR-брендингу в IT, пишите на sales@tproger.ru

1313
2 комментария

О, круто, я как раз не смог послушать, теперь можно почитать

1