{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Инструменты, которые помогают нам делать b2b-стартап

Всем привет. Меня зовут Алексей. Я руковожу командой разработки в компании Xello (создаем платформу в области информационной безопасности). Свой путь мы начали три года назад. В самом начале нас было три человека (да-да, были молоды и инициативны). И все специализировались на какой-то конкретной технической области, но никак не на бизнесе. Все строилось методом «проб и ошибок». И в этой статье мы хотим поделиться инструментами, которые сделали нашу жизнь немного счастливее и проще. Думаем, что для многих некоторые из них покажутся очевидными. Но если бы мы о них знали еще на этапе создания компании, то нам бы удалось сохранить и деньги, и нервы, и время.

Немного о специфике нашего бизнеса:

  • Продаем ПО для крупного и среднего бизнеса и оказываем техническую поддержку.
  • Разрабатываем сложное технологическое решение с большим количеством разных модулей и интеграций с инфраструктурой заказчика.
  • Развиваем внутри команды коммерческий и продуктовый (разработка) отделы.
  • Работаем с долгим циклом сделки: долгий пресейл через партнеров (дистрибьюторы и интеграторы) и процесс принятия решения о покупке.
  • Растем без инвестиций и очень дорожим деньгами).

Надеемся, что вы найдете что-то полезное и новое для себя. Мы потратили достаточное количество времени на поиск этих сервисов и систем, их адаптацию к нашим процессам. И на сегодня они являются MUST HAVE для нас.

Я начну с базовых, которые де-факто стандарт в разработке и IT. Закончу инструментами, которые помогают нам вести бизнес.

Дисклеймер: работа со многими сервисами может быть осложнена вводимыми ограничениями на российских пользователей.

Внутренние коммуникации

Да, мы, наверное, как и все начали с пары чатов в Telegram. Но как только в компании стало больше четырех человек, перешли в Slack. Зачем скачивать еще один мессенджер и заводить в нем аккаунты? Мы сделали это по нескольким причинам:

  • Удобство. В Slack вы можете создавать неограниченное количество рабочих каналов с разным уровнем доступа. В них есть возможность организовывать отдельные треды с обсуждением конкретного вопроса по теме канала.
  • Интеграция. У нас большое количество других сервисов (Jira, Support Portal, Jenkins, Bitbucket, система хранения тестовых сценариев), которые теперь находятся в едином пространстве.

Slack — это основной инструмент общения внутри команды и точка входа во все остальные сервисы.

Также знаю, что многие команды используют Discord, но мы пока не решились на такой «смелый» шаг. Если у кого-то есть положительный опыт, то с удовольствием послушаем)

Система управления задачами

Мы начинали с Trello, где были несколько отдельных досок (backend, frontend, design, head и т.д.), статусы и приоритеты. Два года он нас полностью устраивал. Но как только у нас появились релизы, роадмап, требующий декомпозиции продуктовых задач и их приоритезации, необходимость интеграций и мониторинга статусов, возможностей Trello стало не хватать.

Выбор пал, само собой, на Jira. Может показаться, что для небольших команд ее использование неоправданно (требует больших трудозатрат для настройки и администрирования), но намного проще грамотно выстроить процессы на начальных этапах. И когда команда стала расти, мы поняли, что вовремя перешли на нее.

Для каждой команды у нас отдельная очередь задач. Есть одна общая доска с преднастроенными фильтрами для каждой команды. У всех общий воркфлоу, статусы, версионирование и шаблоны тикетов, но различная приоритизация задач.

Есть статус для новых задач, которые мы не успели обработать или приоритизировать. Это позволяет создать каждому участнику доски любую задачу в любом формате, а на общей встрече обсудить ее, детализировать и приоритизировать.

Также есть фильтры по каждому нашему клиенту и интеграция с порталом поддержки. Это позволяет сделать сквозной процесс от заведения задачи клиентом в портале поддержки до ее ухода в релиз, а также дает возможность менеджеру отследить ее.

Исходя из задач в Jira, мы формируем внутренний release notes, который лежит в Confluence. По нему писатель формирует внешний документ, который мы выкладываем в публичный доступ вместе с новой версией.

Вики-система

Начинали мы с Nuclino. Удобный и функциональный инструмент для обмена информацией внутри команды.

Плюсы:

  • Наличие markdown
  • Удобная работа с контентом: картинки, видео и примеры кода
  • Гибкая настройка доступа на различные пространства

И в целом, очень легко настраивается — через час у вас своя корпоративная вики.

Но после перехода на Jira уже не было других вариантов, кроме как перейти на Confluence.

Основное преимущество для нас — это совместное использование Jira, Confluence и Bitbucket в едином пространстве (инструменты Atlassian, между которыми множество возможностей для расширения). Сотрудникам нет необходимости перемещаться между различными системами и перестраивать фокус на смену контекста.

Инструменты для совместной работы

Для совместных обсуждений и брейншторма мы используем Miro. Наверное, все знакомы с этим инструментом, который позволяет визуализировать ход мыслей, систематизировать информацию и в удаленном формате совместно решать задачи.

Также периодически возникает необходимость в создании публичных страниц — в этом случае мы используем Notion. В нем они получаются информативным и красивыми. Для небольших задач, таких как публикация вакансии, новости (которая были бы доступна только по прямой ссылке) или объявления, — это более гибкий инструмент, нежели верстка страницы в рамках сайта.

Все внутренние файлы и материалы храним в облаке Yandex, так как почта у нас от них. Там мы создали отдельные области видимости для каждой команды: Tech, Development, Sales, Marketing, Head. Это позволяет разграничивать доступ к данным.

Система хранения кода

Рассматривали Gitlab, Github и Bitbucket. Последний вариант — самое логичное решение, если переходить на экосистему Atlassian.

Сравнение можно посмотреть на сайте продукта или поискать деморолики на YouTube. В общем, все они очень похожи друг на друга, и какой использовать — вопрос вкусовщины.

Хранение макетов интерфейса и прототипирование

Тут вариантов тоже немного) И мы пошли по самому распространенному — Figma.

Мы храним в нашем пространстве как маркетинговые материалы (фирменный стиль, макеты сайта и материалов к мероприятиям), так и дизайн-систему, макеты продукта (уже третья версия:)), а также прототипы будущих модулей. Доступ к ним имеют как внутренние сотрудники, так и точечно внешние подрядчики.

Облачный провайдер

Рано или поздно любой компании что-то где-то нужно размещать в облаке. Нам нравится Яндекс Облако, но оно оказалось гиперфункциональным и слишком сложным для нас. Решили пока использовать виртуальные машины (ВМ) в облаке, к которому у нас были простые требования:

  • Удобство создания ВМ
  • Удобство снапшотинга
  • Удобство настройки бэкапов
  • Цена виртуалок

Исходя из требований, выбрали 1cloud — идеально под наши задачи. Удобно, как в VMware, но значительно дешевле.

Система управления тестированием

Сначала был Excel…Мы делали несколько итераций, чтобы настроить хранение сценариев в нем (писали макросы для удобного создания прогонов и управления сценариями). Слышали про Zephyr, но он казался слишком громоздким для наших задач и небольшой команды.

В итоге нашли очень классный и удобный продукт Qase.io. И поняли, что хотели сделать такой же сервис на базе Excel-файлов:)

В Qase мы храним все тестовые сценарии (для регрессов, смоуков, тестирования отдельных функциональностей). В рамках нашего релизного цикла есть процесс написания тестовых сценариев и их прогон (неотъемлемая часть релизного цикла).

Непрерывная интеграция и автоматизация сборки ПО

Jenkins мы используем не только для сборки кода, но и для генерации лицензий нашего ПО (задачу ставим напрямую из Slack, далее сформированная лицензия публикуется ответным письмом в канале). Или для генерации документации на ПО из формата .docx в .pdf в процессе подготовки релиза и публикации в облачном хранилище.

Также у нас очень сложный процесс сборки. Много команд и модулей, но по итогу все это оказывается в одном дистрибутиве. На Jenkins мы настроили весь процесс сборки. У нас не было его опыта администрирования, но мы понимали, как все работает на уровне процесса.

Портал поддержки клиентов

Наши клиенты — крупные компании, которым мы оказываем техническую поддержку ПО.

Какие были требования к нему:

  • Возможность брендирования (лого, фирменные цвета) для повышения узнаваемости бренда (Brand Awareness). Это некритичный, но важный пункт.
  • Бесперебойный доступ клиентов к порталу.
  • Отображение всех тикетов и базы знаний для пользователей.
  • Кастомный домен.
  • Предварительная аутентификация.
  • Прием обращений как через портал, так и через корпоративную почту пользователя.

Есть очень крутое и простое решение SupportBee, которое нам очень понравилось. Единственный недостаток — нельзя сделать единую аутентификацию для портала и вики, что для нас критично. В остальном — самое то для стартапа. И очень легко настраивается.

В итоге через какое-то время пришли на Zendesk. Дорогой и сложный сервис с большим набором различной функциональности. Нужно потрудиться при внедрении, но потом все работает как надо. Подойдет для стартапа (с наличием бюджета на это) и для большого бизнеса.

В начале марта ожидаемо для всех, но неожиданно для нас, Zendesk ушел из России. Пересмотрев около пяти решений, мы пришли к Jitbit, которое закрывает все наши сценарии.

Система для работы с партнерами (Partner Relationship Management)

Которую мы не нашли, но очень хотим…

Одним из ключевых каналов дистрибуции нашего продукта являются партнеры (системные интеграторы и дистрибьюторы). Для нас важно контролировать весь процесс пресейла и видеть всю картину по продажам в едином пространстве.

Когда у вас до десяти партнеров, вполне можно справиться почтой, синками и той же джирой. Но когда количество переваливает за тридцать (и это не предел), то здесь нужна гибкая и удобная система для организации работы с ними и хранения всех данных.

Что мы ищем:

  • Возможность брендирования портала (все по тем же причинам).
  • Формирование карточки партнера и привязки к ней всех пользователей.
  • Заведение сделок.
  • Гибкую настройку прав доступа к пространствам (с маркетинговыми материалами, дистрибутивами) для разных пользователей.
  • В идеале, но опционально: интеграцию с AmoCRM или открытый API, аналитику по просмотрам материалов конкретным пользователем, организацию единой базы знаний.

Если вы знаете такой инструмент, то рады будем вашим рекомендациям).

Доменная почта

Почта – это базовый канал коммуникации бизнеса с клиентами и подрядчиками. И она должна быть на вашем домене.

Мы сразу пришли к облачной: это просто и удобно.

Можно, конечно, поставить on-premise MS Exchange и сидеть админить его, накатывать патчи после каждой уязвимости. Но если вы стартап и технически можете использовать облачную почту на вашем домене, просто используйте ее.

Есть Google Workspace — очень крутой и много где работает SSO, но нам важно, чтобы все наши данные хранились в России. Поэтому мы используем Яндекс и довольны им.

Внешние коммуникации

Для общения с внешними подрядчиками и клиентами мы используем Zoom, а не встроенные звонки в Slack. Почему?

Мы работаем с крупными компаниями, у которых, как правило, множество политик безопасности, в том числе по использованию различных приложений. Чтобы присоединиться к Zoom-встрече, необязательно устанавливать его на рабочий компьютер. Есть веб-версия, которая работает через популярные браузеры.

Также у Zoom есть интеграция со Slack, что очень удобно для оперативных синков между членами команды. Мы тестировали какое-то время его аналоги и пока не нашли сервиса стабильнее и удобнее (подключение к конференции занимает наименьшее количество времени и усилий, а скорость, в свою очередь, влияет на качество внутренних коммуникаций).

Файловое хранилище

Внешнее файловое хранилище необходимо нам для дистрибуции документации, дистрибутивов, ознакомительных материалов во вне (нашим клиентам и партнерам).

Параметры, по которым мы выбирали:

  • Брендинг
  • Кастомный домен
  • Авторизация
  • Управление доступами и ролями
  • Нотификация при скачивании файлов
  • В идеале — совместить с порталом поддержки или партнерским порталом

Мы не нашли свое идеальное облачное файловое хранилище и остановились на vВoxxСloud. Если кто-то нашел его, то напишите обязательно)

Система хранения паролей

Как вы заметили, у нас много облачных сервисов, а значит и учетных профилей, которые мы шерим между собой. И их количество нелинейно растет. Мы решили, что лучше заиметь такой инструмент, когда в команде появилось больше одного человека. Это поможет безопасно и централизованно хранить все данные.

Можно, конечно, использовать какой-нибудь бесплатный KeePass и разместить его на Google Drive, чтобы у всех был доступ к нему, но мы используем Passwork. Он нам нравится из-за возможностей совместного хранения учетных профилей, размещения на собственном сервере и просмотра истории действий с данными.

Почтовые рассылки

У нас есть (как и у всех) необходимость в массовой рассылке новостей о релизах и событиях клиентам и партнерам.

В этом сегменте достаточно высокая конкуренция у сервисов и схожий функционал. Мы используем Unisender. Нам было важно, чтобы данные хранились на территории РФ. По заявлению компании они выполняют это требование.

Есть и другие достаточно зрелые российские сервисы (Mindbox, Dashamail, Sendsey), но нам они не подходят или из-за цены или из-за избыточного функционала.

Небольшой спойлер для тех, кто только на пути к организации email-маркетинга. Сразу настройте отправку через выделенный корпоративный домен, купите выделенный IP-адрес и настройте аутентификацию через DKIM или SPF. Все это (и не только) влияет на доставляемость ваших писем.

CRM

Скорее всего, в самом начале пути вам будет казаться (и вам будут советовать), что все можно настроить в старом добром Excel (через сложные формулы, макросы и сводные таблицы).

Многих пугают словом CRM: сложно, нужно внедрять, настраивать под собственные процессы, обучать персонал, платить. Но преимущества от внедрения значительные (как показывает практика):

  • Безопасность данных: вы можете настроить разные уровни прав доступа (в отличие от таблички Excel, которую можно скопировать или отправить по почте) и хранить данные на собственном сервере.
  • Совместная работа: да, можно выложить табличку в облако или использовать Google Sheet, но опять-таки вопрос в безопасности.
  • История всех обращений: при интеграции с сайтом или, например, чат-ботом в CRM сохраняется вся история переписки и обращений.

Мы потратили пару вечеров и посмотрели несколько облачных систем. Остановились на AmoCRM. И уже больше двух лет довольны выбором.

Минус системы для нас: она не заточена под партнерские продажи, когда маржинальность сделок регулируется GPL и скидками. Но это специфика бизнеса, которая ограничивает нас в выборе многих инструментов.

Электронный документооборот

Если вы взаимодействуете с множеством контрагентов, то ЭДО — must have для вас. Рассчитывая на курьерскую службу, вы закопаетесь в рутине и операционной деятельности (переписка, оформление, отправка, хранение документов).

ЭДО упрощает:

  • Учет и хранение документов
  • Взаимодействие с подрядчиками
  • Процесс согласования

Мы посмотрели несколько решений и по итогу выбрали Диадок. Он интуитивно понятный, простой в использовании и в тоже время закрыл все наши сценарии использования.

Бухгалтерия

Как только у компании появляется юридическое лицо, возникает необходимость в бухгалтерии (по законодательству). Мы пользуемся услугами аутсорсингового агентства, где у нас есть выделенный бухгалтер.

Мы прошли долгий путь от сервиса до бухгалтера на удаленке.

  • В качестве сервиса использовали «Мое дело». Удобный и функциональный, но требует большого времени на всю ту же рутину: загрузка всех документов, их проверка, контроль согласования и подписания.
  • Бухгалтер по сдаче нулевок на удаленке. Рабочий вариант, если вы найдете «своего» специалиста, который разбирается в специфике вашего бизнеса или у которого будет время и желание разобраться.

Мы — резидент Сколково, а это не только льготы, но и отчетность со стороны стартапа. В отчетности всегда есть специфика, поэтому мы искали компанию, которая на этом специализируется, и остановились на ООО «Простая бухгалтерия» (Smart White).

Если у вас ограниченное количество бухгалтерских проводок, или вы не хотите становиться бухгалтером самостоятельно, присмотритесь к таким компаниям. Стоит вменяемых денег.

Если вы готовы сразу нанять своего бухгалтера в штат, нанимайте. Мы тоже к этому подходим — вопрос ресурсов и необходимости.

Финансовый анализ

Скорее всего, в самом начале развития стартапа у вас не будет ни возможностей для собственного финансового директора, ни необходимой загрузки для него. Но формировать финансовую модель и отслеживать показатели — важно на начальных этапах.

Сейчас мы все рассчитываем в Excel-таблицах. На данном этапе нам этого достаточно, но мы смотрим в сторону полноценного сервиса для управленческого учета. Оцениваем разные варианты, но пока из всех больше удовлетворяет нашим «хотелкам» Планфакт.

===

Вроде бы это все сервисы и системы, о которых хотели упомянуть) Будем рады вашему опыту в комментариях.

0
5 комментариев
Прокопьев Дмитрий

Ох, ребятки! Подскажу с превеликим удовольствием, что знаю и с чем работаю сам.

Итак.
Внутренние коммуникации + Система управления задачами + Вики-система + Портал поддержки клиентов + Система для работы с партнерами (Partner Relationship Management) + Файловое хранилище + CRM + Электронный документооборот (как внешний (диадок лишь оператором является) так и внутренний) - это все можно сделать под одним "капотом". Можно и отдельные элементы использовать из перечисленных.

Пишите в ЛС, расскажу, чтобы не сочли тут за рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Макаров

На самом деле очень интересен опыт использования "комбайнов", которые умеют все. Боимся на такое переходить, так как переживаем, что потеряем в удобстве в каждом отдельном модуле, но уже хочется это все сводить под одну платформу.
Напишу вам в лс в ближайшее время.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Щетинин

Да, было бы интересно

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Карпова - UN English

Оч классная статья, вполне себе информативно и не банально.
Возникло два вопросика, если не секрет, буду рада ответам:)

1. Вы написали про партнеров - какой это формат взаимоотношений, на чем основано это партнерство? Например, кто-то вас рекламирует пользуясь вашими услугами по скидке или что имеется в виду?
2. В статье обозначено словосочетание «B2B рынок», что-то вроде того, в общем ваши клиенты - крупные компании. Это конечно же супер. Но как вы к этому шли, как привлекали первые заказы, что делали чтобы какая нибудь компания начала с вами работать? Сработали email рассылки , сообщения в телеграмм каналы при варьировании офферов или было что-то другое?

Благодарю за внимание в любом случае)

Ответить
Развернуть ветку
Инна Нагимова

Анастасия, добрый день!

1. Наши партнеры — это дистрибьюторы (те, у кого сосредоточены технические компетенции по нашему решению, они помогают нам внедрять его) и системные интеграторы (это те, кто также занимается продажей и внедрением). И в рамках этих партнерств мы совместно продвигаем наше решение: проводим совместные мероприятия, пишем статьи и т.д.

2. Не будем утаивать, вход на рынок был трудным) Барьеров было несколько: новая технология, не понятная нашей ЦА, и специфика B2B (тут без личного взаимодействия с ЛПР/ЛВР очень сложно). Поэтому на начальном этапе — это личный контакт. Пытались сами выходить, но вовремя поняли что это тоже путь в никуда, поэтому начали активно развивать партнерский канал).
Если у вас нет собственной базы, то рассмотрите вариант сотрудничества с тем, у кого могут быть схожие с вами интересы — это могут быть реферальные программы, разовые акции или предложения для клиентов вашего партнера. Это один из вариантов канала коммуникации) Безусловно, другие никто не отменял (контент, мероприятия, реклама и т.п). Все должно быть в грамотной связке)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда