Систематизируй это: как банк запустил свою школу и что из этого вышло

Работа в банке – отличный способ прокачаться в сфере IT. Несмотря на растущий интерес к сфере финтеха на рынке все также ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов.

Систематизируй это: как банк запустил свою школу и что из этого вышло

Как получить ценный кадр, отвечающий всем необходимым параметрам идеального сотрудника, лояльного, и с необходимым багажом знаний? Конечно, воспитать его!

В Уральском банке реконструкции и развития открыли целую Школу системного аналитика. О том, как родилась такая идея, и как проходит обучение системных аналитиков, рассказал руководитель блока тестирования и аналитики УБРиР Олег Николаев.

Систематизируй это: как банк запустил свою школу и что из этого вышло

Предпосылки

Изначально такая школа создавалась на фоне потребности в специалистах. В 2020 – 2021 годах перед нами стояла задача существенно увеличить количество команд разработки. Наш план был набрать порядка 70 системных аналитиков.

Первый поток Школы системного аналитика был запущен в конце ноября 2021 года. Всего было набрано 15 человек - это были действующие сотрудники банка, преимущественно джуны-аналитики из команд по разработке ПО, ребята из техподдержки или сотрудники из смежных областей, хорошо владеющие предметной областью.

Обязательным требованием было наличие у кандидата необходимого технического бэкграунда. Так, это могли быть в том числе бизнес-аналитики, погруженные в процесс, имеющие понимание о предметной области, но при этом без погружения непосредственно в IT-сферу. На такую базу гораздо проще накладывается обучение в Школе.

Систематизируй это: как банк запустил свою школу и что из этого вышло

Основной целью проекта было ускорить переход сотрудника с уровня джун до мидл и обеспечить команды разработки компетентными аналитиками. Нам важно, чтобы специалист как можно быстрее овладел всеми необходимыми навыками. Кроме того, мы облегчаем работу нашей службе найма: джунов нанимать гораздо проще, чем специалистов уровня мидл и выше. На рынке дефицит кадров и большие трудности с подбором именно высококвалифицированных специалистов. По данным HH, на одного соискателя на вакансию системного аналитика, специалиста в своей области приходится порядка 5-6 предложений в сфере IT.

Таким образом, мы пришли к выводу, что снижение требований к кандидатам с последующим их “доучиванием” в школе на самом деле гораздо дешевле, быстрее и эффективнее в плане подбора нужных кадров. Кроме того, когда соискатель узнает, что в перспективе его будут учить, охотнее откликается на вакансию.

Деятельность школы

На старте работы школы мы выдвинули гипотезу, что люди, взятые с рынка начинающими специалистами, более лояльны (примерно в 2 раза), чем уже готовые спецы, пришедшие с рынка, поработавшие какое-то время, и также легко ушедшие. Гипотеза пока проверяется, однако за год работы школы мы не потеряли ни одного ученика.

Все кандидаты знают, что объем работы в школе весьма существенный, но при этом за руку мы никого за парту не приводим – в школе оказываются только сотрудники, изъявившие желание учиться. Мы относимся к обучению в школе как к сделке между взрослыми людьми. Как правило, люди готовы инвестировать свое свободное время, чтобы обучаться новому и повышать свой уровень.

Мы посчитали трудозатратность обучения в нашей школе – всего порядка 10 часов в неделю, то есть в месяц человек должен потратить порядка 35-40 часов своего свободного времени, чтобы учиться в школе. Всего обучение продолжается около 4 месяцев.

Систематизируй это: как банк запустил свою школу и что из этого вышло

В каждом потоке сейчас по 5 человек. При запуске школы было 15, но мы быстро поняли, что такой большой объем работы – существенная нагрузка для кураторов и может сказываться на работе команды, где они сами выступают в роли системных аналитиков. Поэтому мы скорректировали процесс приема и обучения.

На выбор кандидата влияет то, является ли человек по уровню скилов джуном или на порядок выше, давно ждет своей очереди на обучение, или заинтересовался программой недавно – все это играет роль. Однако каких-то вступительных испытаний у нас нет.

Программа школы покрывает набор навыков, необходимых аналитику для эффективного решения задач из бэклога команды. Это сбор требований, анализ, подготовка ТЗ разработчикам, управление требованиями в процессе выполнения проекта, приемочное тестирование.

Обязательными для системного аналитика является умение интервьюировать заказчика, изучать документацию, понимать, как работают базы данных и интеграции между разными системам. Также нужно уметь составлять ТЗ для разработчиков и работать с настройкой ПО.

Как правило, работа в школе происходит следующим образом: ученику дается блок теории, на основе которой строилась большая часть практики – в результате ученику необходимо самостоятельно решить определенные задачи. Далее это работа проверяется куратором. По ней дается развернутая обратная связь.

Систематизируй это: как банк запустил свою школу и что из этого вышло

Учителями выступают действующие аналитики, разработчики – иногда мы приглашаем спикеров из смежных областей, большинство из которых встроено в систему банка. За время работы школы мы записали целую серию вебинаров – готовых уроков, по которым можно учить специалистов. Эти материалы может использовать любой сотрудник банка, чтобы начать свое развитие в системном анализе.

Сложнее всего донести до ребят, что разработка требований – это итеративный процесс. На каждом этапе мы уточняем требования к проекту. То есть на каждом этапе работы существует необходимый уровень детализации. Некоторые же слишком закапываются в задачу. Обидно, но часто работу приходится переделывать.

Возникают сложности с SQL – люди, не сталкивающиеся с программированием, довольно сложно его осваивают. Блок с интеграцией информационных систем, в котором много инструментов, также осваивается некоторыми с большим трудом.

Систематизируй это: как банк запустил свою школу и что из этого вышло

Но, конечно, основная сложность – это выделить на учебу личное время. Кому-то это сделать проще, тем, у кого дом, семья, делать это гораздо сложнее.

В нашей школе действует главное правило: не справляешься, не можешь или не хочешь найти время – мы не тратим его на тебя. Если человек не выполняет домашние задания без уважительной причины, он может стать вольным слушателем – слушать теорию, выполнять практику, но его ДЗ не проверяются, он лишается кураторства и обратной связи. Так как если человек не может найти время на нас – мы не можем найти время для него. Выполнение заданий оценивается зачет/незачет/зачет с отличием. Последняя оценка означает, что ученик нас поразил – обычно после этого мы пересматриваем подход к той или иной задаче в учебном плане.

Первые результаты

У школы полностью завершилось 2 потока, сейчас завершается третий поток. В ноябре стартует новый. Сейчас в банке в блоке аналитики числятся 30 человек в грейде джуна, 25 человек или доучились, или сейчас в процессе обучения.

Конечно, не все отучившиеся в школе автоматически становятся мидлами – для этого необходимо пройти процедуру перфоманс-ревью. Примерно половина потока справляется с этим с первого раза. Некоторым ребятам требуется чуть больше времени, чтобы осмыслить полученные знания и научиться применять их на практике.

Мы гордимся нашим проектом – поставленные в самом начале цели выполняются. Мы не проводили референсы, как обстоят дела с обучением специалистов в других финорганизациях, но точно знаем, что подобные практики есть на рынке. Как показала наша практика, в среднесрочной перспективе они себя оправдывают.

11
Начать дискуссию