Как игры помогают учить математику: RPG для школьников

Что, если встроить образование внутрь игры? Рассказываем о том, что такое game-based learning и как игра помогает ученикам 3–5 классов тренировать математические навыки.

Все более заметным становится game-based learning — тип игрового процесса, во время которого пользователь получает знания или навыки. На примере курса Учи.ру «Магическая математика» (6+) для детей 3–5 классов, который представляет из себя образовательную ролевую компьютерную игру (RPG), рассказываем об основных принципах этого подхода.

Принцип 1. Ученик примеряет роль персонажа

В проектах game-based learning ученик воспринимает главного персонажа как себя и решает его проблемы и задачи. В курсе «Магическая математика» для 3-5 классов, созданном в формате RPG, мы предложили школьникам примерить роль будущего мага и сразиться со злыми противниками: Слизнем, привидениями, Принцем Пупыром и другими. Для этого игрокам нужна магия, которая высвобождается при решении математических задач. Таким образом ребята косвенно получают знания, без которых победить в игре будет невозможно.

В самом начале новый пользователь проходит онбординг, в котором погружается в сюжет и узнает о правилах и целях

Сюжет, тесно связанный с персонажем, помогает школьнику лучше включиться в игру: ребенок ассоциирует себя с волшебником и возникшими проблемами. Поэтому важно, чтобы герой соответствовал целевой аудитории. Наши исследования показали, что мир магии увлекает большинство опрошенных учеников 3–5 классов.

Самого персонажа ребенок может и не видеть — он может присутствовать в игре незримо: через диалог, миссию.

Принцип 2. Игра — основа для обучающего контента

В проектах game-based learning на первом месте стоит сам игровой процесс. Развивается сюжет, персонаж, есть прогресс. Обучение встроено в игру в качестве побочной линии. Ребенок приходит в игру, чтобы поиграть, а не чтобы чему-то научиться, поэтому обучающие элементы нужно интегрировать органично, чтобы они дополняли основной сюжет.

По сюжету курса Учи.ру «<a href="https://lp.uchi.ru/news/tpost/lnfyxr7aj1-uchiru-zapuskaet-rpg-igru-magicheskaya-m" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Магическая математика</a>» главный герой попадает в школу магии, получает задание от наставника, копит магию и использует ее в боях
По сюжету курса Учи.ру «Магическая математика» главный герой попадает в школу магии, получает задание от наставника, копит магию и использует ее в боях

При этом результатом игры становятся новые знания и закрепление навыков, на приобретение которых нужно время: дети тренируются быстрее складывать и вычитать в столбик, свободнее оперируют единицами длины, времени, площади и массы.

Принцип 3. Цель ученика — развлечься

В проектах game-based learning у ученика есть понятные цели:

  • пройти уровень;
  • победить «босса»;
  • пройти всю игру.

Он понимает, что пройти все уровни получится, только если соблюдать правила. Играя, ребенок не ставит своей целью подтянуть математику, ему интереснее продвигаться по игре.

Чтобы сразиться с привидениями в Подземном мире, нужно накопить магию в кристалле. Один магический заряд равен одному решенному заданию
Чтобы сразиться с привидениями в Подземном мире, нужно накопить магию в кристалле. Один магический заряд равен одному решенному заданию

Еще один источник интереса — кастомизировать и прокачать своего персонажа. Получить новую одежду и аксессуары можно за баллы, заработанные в сражении.

На монеты, накопленные в выигранных боях, можно купить одежду для героя или скин для помощника
На монеты, накопленные в выигранных боях, можно купить одежду для героя или скин для помощника

Принцип 4. Обучение учитывает мотивацию ребенка

Обычно взрослые учатся, чтобы больше зарабатывать: новые навыки и знания открывают доступ к новым карьерным ступеням, которые, в свою очередь, связаны с большим уровнем дохода. Ученики старших классов — чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в желанный вуз. Как работать с мотивацией детей младших и средних классов школы?

С этой задачей как раз помогают справиться проекты game-based learning: у образовательных игр есть продуманная интересная история, которая захватывает внимание ребенка, неожиданные повороты сюжета и современный, при этом адаптированный под возраст, визуал.

Формат RPG вовлекает в учебу: ребята проводят за образовательной игрой втрое больше времени, чем за решением обычных заданий

Принцип 5. Вознаграждение напрямую влияет на прохождение курса

В большинстве геймифицированных курсов награда влияет на процесс обучения косвенно. Например, рейтинг среди других учеников может подстегнуть часть детей сделать следующий тест лучше, но для других окажется просто информацией.

В проектах game-based learning система вознаграждения замкнутая. Это значит, что за успешно пройденный уровень игрок награждается новым, еще более интересным уровнем, прокачкой персонажа или побочными квестами.

Новая тема открывается после серии сражений. Темы связаны и постепенно усложняются. Например, после «Дробей» откроются «Неправильные и смешанные дроби»
Новая тема открывается после серии сражений. Темы связаны и постепенно усложняются. Например, после «Дробей» откроются «Неправильные и смешанные дроби»

Такой подход поощряет игрока играть дальше. Новые витки сюжета, новые локации и улучшение персонажа, например, более сильный удар, который он может нанести после n-ного количества пройденных заданий, показывают рост пользователя внутри игры. Обычно игроку хочется получить сразу все, но приходится выбирать, на что важнее потратить заработанные баллы именно сейчас.

«Что будет дальше?» — главный вопрос и двигатель игрового процесса.

Популярные обучающие игры или игры с образовательными элементами

Minecraft: Education Edition (6+)

Версия со встроенным изучением химии: в процессе игры пользователи узнают о химическом составе инструментов и взаимодействии веществ между собой.

Adventure Academy (6+)

Мультиплеерная игра, в которой можно создавать школьные клубы в домах на деревьях. Обучение проходит через мини-игры в автоматах: за каждое правильно выполненное задание начисляются очки. Потратить их можно на изменение внешности своего персонажа.

Twelve a Dozen (12+)

Игра обучает арифметике: нужно решить примеры на сложение и вычитание, чтобы пройти дальше.

The Oregon Trail (12+)

Главный герой ведет группу переселенцев в Орегон и по ходу сюжета принимает серьезные стратегические решения. Игра посвящена освоению Дикого Запада в США.

13
18 комментариев

Нет смысла встраивать всякие там детские алгебраические и геометрические ребусы в игру.

Нужно идти по пути Соулс игр и вшивать матан в лор.

8
Ответить

Знаете, матан - сам своего рода Солус-игра.

1
Ответить

Дыа! Чтобы так же страдали "Какой ещё интеграл? Чо это вообще? Аллё, Хидетака, ты совсем что ли чёрт? Нихера ж вообще не понятно, что с этим делать".

Ответить

Есть и правда хорошие обучающие игрушки, например с уклоном на иностранные языки. В игровой форме мне кажется легче учиться ребёнку

1
Ответить

А есть квест, который помогает научиться доказывать, что, например, силовские подгруппы пронормальны?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Там барыжить ммром начнуть быстро и бустить аккаунты

Ответить